Внешнеторговая политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:41, контрольная работа

Описание работы

Международная (внешняя торговля) – древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Содержание

Контрольный теоретический вопрос ......................................................3
Контрольные тестовые задания...............................................................13
Задача........................................................................................................ 14
Список литературы……………………........................................

Работа содержит 1 файл

КОНТРА МЭ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

Филиал  в г. Калуге 
 
 

                                       
 
 
 
 

КОНТРОЛЬВАЯ РАБОТА  

по  дисциплине  «Мировая экономика» 

                                           Тема № 10

      

                     Внешнеторговая политика государств 

   
 
 

                                                                 Студент                  Киселев М.В.

                                                                   2-й курс   

                                                                 Факультет              Финансово-Кредитный

                                                                 Специальность     Финансы  и кредит 

                                           Группа                    Вечер                                                              

                                                   Личное дело №     09ФФБ01383                             

                                                            Преподаватель:     доц. Косихина О.П

                                  

                   

                                                       Калуга – 2011  
 
 

      План  работы

                                                                                                         Стр.

      Контрольный теоретический вопрос  ......................................................3                                                                                               

      Контрольные тестовые задания...............................................................13

      Задача........................................................................................................ 14

      Список  литературы……………………...................................................15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешнеторговая  политика государств: свободная торговля и протекционизм 

Международная (внешняя  торговля) –  древняя  и  традиционная  форма  международных  экономических  отношении.  Согласно историческим исследованиям, внешняя  торговля древнее ремесла и земледелия.  В  отличие  от  внутренней  торговли,  внешняя  торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно  порождает  определенные противоречия  и  проблемы,  вытекающие из  длительных  расстояний и фактора  времени,  различия  традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней  торговли в мировой экономике  постоянно возрастала. Рост внешней  торговли не был равномерным, но это  не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную  связь между ростом внешней  торговли  и  ростом  мирового  производства  и  благосостояния.  Хотя  эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел  исследование  экономического  роста 40  развивающихся стран,  которые  были  сгруппированы по  торговой  ориентации.  Результаты  исследования  подтвердили отмеченную  выше  причинноследственную связь.

       . Внешнеторговая политика государства  — это определение стратегии  и совокупность разнообразных  форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками.

       Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов  международных экономических отношений (интеграционных союзов и группировок, например внешнеторговая политика ЕС по отношению к третьим странам, не входящим в его состав, и к другим экономическим союзам и группировкам; ведущих транснациональных корпораций; в рамках федеративных государств — внешнеторговая политика субъектов федерации и др.). Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом его внешнеторговая политика тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.

       Внешнеторговая  политика государства складывается:

       • из стратегии;

       • совокупности конкретных методов и  средств реализации данной стратегии (тактический аспект внешнеторговой политики).

       Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными, касающимися только внешнеторговой политики

       Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении  благоприятных условий для эффективной  деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного развития национальной экономики в целом). Помимо факторов, вытекающих из собственно национального экономического развития, здесь действуют и факторы интернационализации экономической жизни (развитие международного совместного предпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации мировой экономики и др.). При этом внешнеторговая политика должна учитывать как тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.

       Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля.)

       Свободная торговля - политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade - фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

       Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают  как критики протекционизма. Положительные  воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

       - стимулирует процессы конкуренции  как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

       - позволяет осуществлять международную  торговлю в соответствии с  законом сравнительных конкурентных преимуществ;

       - создает возможность для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей;

       - содействует расширению границ  рынка: создает основы для массового  производства и получения положительного эффекта от него.

       Сторонники  фритредерства полагают, что аргументы  в пользу протекционизма являются дискуссионными, поскольку тех целей, которые  он ставит перед собой, можно достичь  с меньшими издержками.

       Развитые  страны Запада, имеющие прочные позиции  на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества. Признавая определенные позитивные стороны свободы торговли, следует заметить, что такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм - стимулирующим национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который прошли развитые страны.

       Развивающиеся государства заявляют, что при  экспорте в западные страны своей  продукции - сельскохозяйственной, рыболовной, легкой и электронной промышленности - они продолжают сталкиваться там с серьезными трудностями. Речь идет о субсидиях национальным производителям сельскохозяйственной продукции, тарифных и нетарифных барьерах, а также об антидемпинговых мерах. Развивающиеся страны не удовлетворяет концепция антидемпинговых мер, которую реализует в своей политике ВТО.

       Каждой  стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом, оптимальное соблюдение национальных краткосрочных, тактических и долгосрочных, стратегических национальных интересов. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе рассматривается как тенденция либерализации международной торговли, поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

       Усиление  взаимозависимости всех составных  частей международных экономических  отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования нового международного экономического порядка.

       Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большее значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации и соглашения имеют либо широкий круг деятельности, либо специализируются по конкретным вопросам.

       Одним из основных соглашений, специальное  назначение которого - ускорение протекания международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Оно было подписано в Женеве в 1947 г. 23 странами и вступило в силу в 1948 г. В этом документе устанавливались принципы недискриминации и либерализации условий международной торговли. Всем договаривающимся сторонам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались.

       К 1996 г. в ГАТТ состояло примерно 130 стран. С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Образование ВТО отражает специфику современного этапа развития международной торговли. Сфера регулирования ВТО распространяется уже и на международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту инвестиций. Поскольку Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ, членство в ВТО означает автоматическое принятие государством-участником в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей в рамках ГАТТ. 
 

       Протекционизм - это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.

Протекционизм и либерализация представляют собой  определенные крайности внешнеторговой политики, в реальной же практике, как  правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и (или) их группировок. 

Информация о работе Внешнеторговая политика государств