Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:03, доклад
Важная предпосылка экономического развития Швеции — ее тесная и все более усиливающаяся связь с мировым рынком. Поэтому характер и динамика происходящих в экономике Швеции изменений, а также дальнейшие перспективы не могут быть в полной мере ни поняты, ни определены без учета ее места в мировом хозяйстве и роли внешнеэкономических связей, и в первую очередь внешней торговли.
Важная
предпосылка экономического развития
Швеции — ее тесная и все более
усиливающаяся связь с мировым
рынком. Поэтому характер и динамика
происходящих в экономике Швеции
изменений, а также дальнейшие перспективы
не могут быть в полной мере ни поняты,
ни определены без учета ее места в мировом
хозяйстве и роли внешнеэкономических
связей, и в первую очередь внешней торговли.
Удельный
вес Швеции в промышленном производстве
капиталистического мира составляет в
настоящее время 1,1%. По некоторым
важнейшим видам продукции ее доля
в мировом капиталистическом производстве
неизмеримо выше: 10% производства целлюлозы,
7% железной руды, 11% специальной стали.
8% спущенных на воду судов, 25% подшипников
(1970 г.). На экспорт идет до 40% промышленной
продукции страны. Экспортируется около
9/ю продукции железорудной промышленности,
почти 50% деревообрабатывающей, примерно
2/ч целлюлозно-бумажной и более продукции
машиностроения, в том числе % производимых
подшипников, свыше 2/з конторского оборудования,
более 2/з телефонно-телеграфной аппаратуры,
около 4/s пневматических инструментов,
примерно 50% выпускаемых паровых турбин,
сепараторов, пылесосов, сельскохозяйственных
машин и др.
Не
имея собственных месторождений
угля и нефти, Швеция примерно 95% необходимого
угля и всю потребляемую нефть вынуждена
ввозить. В энергетическом балансе страны
доля твердого и жидкого топлива составляет
60%. Нехватка цветных металлов, применяемых
в машиностроении и электротехнике, вызывает
необходимость импорта меди, цинка, олова,
свинца, алюминия. За счет импорта удовлетворяется
свыше 70% потребностей в меди, около 60%
в алюминии, почти полностью в олове, цинке,
никеле и других цветных металлах. Швеция
зависит от импорта марганцевой и хромовой
руды, каучука, калийных солей, серы, асбеста
и других видов промышленного сырья. Специализация
машиностроения на производстве высококачественных,
специальных машин предусматривает импорт
таких видов оборудования, как металлообрабатывающие
станки, тракторы, двигатели внутреннего
сгорания, насосно-компрессорные установки,
подъемно-транспортные и дорожно-строительные
машины, машины для полиграфической промышленности
и т. п.
Ориентация
экономики на внешний рынок находит
выражение как в более высоких
темпах развития внешней торговли,
так и в более высокой по
сравнению с многими другими капиталистическими
странами экспортно-импортной квоты (доля
внешней торговли вместе с услугами составляла
в 1970 г. 35% стоимости валового национального
продукта
Структурные
сдвиги в экспорте и импорте определялись
растущим уровнем индустриализации страны,
потребностями развивающейся научно-технической
революции. Необходимость приспособиться
к новым условиям на внешних рынках, к
изменившемуся спросу привели к обновлению
товарной структуры экспорта, в котором
на первый план выдвинулись товары более
высокой степени обработки и новая продукция.
В свою очередь сдвиги в промышленности
(массовое обновление основного капитала,
введение новых мощностей) предопределили
изменения в характере импорта. И в импорте,
и § экспорте значительно выросла доля
машиностроения. Одновременно снизилась
доля таких традиционных видов экспорта,
как железная руда, лесотовары.
В
международном разделении труда
Швеция с середины 50-х годов стала
все более выступать как
Особенность послевоенного развития Швеции — несбалансированность платежных балансов. До второй мировой войны дефицит торгового баланса, характерный
Для
внешнеторговой структуры в целом,
покрывался за счет так называемых
невидимых доходов (инвестиций, фрахта,
туризма) и обеспечивал положительное
сальдо платежного баланса. В послевоенный
период и платежные балансы все
чаще сводятся с дефицитом (1,6 млрд.
крон в 1970 г.). С 1960 г. положительное сальдо
платежного баланса имело место лишь три
раза — в 1961, 1964 и 1971 гг. Одна из причин
этого явления — рост потребностей экономики
в импортных машинах и оборудовании.
Изменения
в товарной структуре повлекли за собой
расширение торговых и иных внешнеэкономических
связей с развитыми капиталистическими
странами в ущерб развивающимся. Доля
последних во внешнеторговых операциях
Швеции с 1950 г. сократилась более чем вдвое.
Но определенная переориентация, которая
произошла в направлении мирохозяйственных
связей Швеции, вызвана также расколом
Западной Европы на экономические блоки,
образованием замкнутых экономических
группировок ЕЭС и ЕАСТ, в одну из которых
вошла и Швеция.
География
внешней торговли выглядит следующим
образом: свыше 70% оборота приходится на
страны ЕАСТ и ЕЭС (соответственно 40 и
30%), около 15% — на другие капиталистические
государства, 5%—на социалистические и
10%—на развивающиеся страны. Основными
торговыми партнерами Швеции являются
ФРГ (18,9% в импорте и 11,7% в экспорте в 1970
г.), Великобритания (13,8 и 12,5%), США (8,7 и 6%),
Скандинавские страны, значение которых
во внешнеэкономических отношениях Швеции
чрезвычайно возросло (18,7% в импорте и
26,9% в экспорте в 1970 г. и соответственно
9,5 и 10,9% в 1960 г.).
Шведские
монополии, используя высокое качество
своих товаров, заняли на мировых
рынках прочные позиции, вступив
в тесное сотрудничество с монополиями
и финансовыми группами других стран.
Это сотрудничество включает участие
в международных монополистических соглашениях,
инвестиции (прямые и портфельные), совместные
финансовые операции. О размерах шведских
инвестиций за границей имеются различные
данные. К. Херманссон оценивал общую сумму
заграничных капиталовложений Швеции
на начало 60-х годов примерно в 5—10 млрд.
крон, а доход от заграничных капиталовложений
с 1940 по I960 г.— в 1,5 млрд крон
Но
если в первые послевоенные годы преобладал
экспорт государственного капитала,
то в дальнейшем основной формой проникновения
Швеции на внешние рынки становятся частные
инвестиции, главным образом прямые, осуществляемые
путем создания за границей филиалов и
дочерних предприятий под контролем основного
общества.
Переводя
значительную часть экспортного
производства за границу, и в частности
в страны ЕЭС, шведские монополии стремятся
решить, по меньшей мере, две задачи: обойти
таможенные и иные внешнеторговые барьеры,
а также снизить расходы на заработную
плату, с их точки зрения чрезмерно высокую
в Швеции. По данным исследования, проведенного
Шведским промышленным союзом, с 1960 по
1965 г. прямые инвестиции шведских компаний
за границей увеличились на 80%, а число
занятых на их заграничных предприятиях
выросло на 50% и составило 200 тыс. человек.
К 1970 г. крупные компании имели за границей
1806 дочерних предприятий и филиалов (в
1960 г.— 890), 3Д из них находились в Западной
Европе. Больше всего шведских предприятий,
причем преимущественно производственного
назначения, имелось в ФРГ (227), Великобритании
(173), Дании (183), Норвегии (172) 2. Шведские
фирмы в Азии и Африке носят в основном
торгово-сбытовой характер.
Ведущие
монополии располагают и
Размеры
иностранного капитала в Швеции относительно
невелики. По оценкам К. Херманссона,
иностранные инвестиции в экономику
Швеции составляют примерно шведских
капиталовложений за границей. Их доля
в промышленном производстве не превышает
5%. На иностранных компаниях занято в общей
сложности 75 тыс. рабочих и служащих
Иностранные
монополии обосновались в наиболее
важных отраслях экономики: металлообрабатывающей,
химической, нефтепереработки, внедряются
в новые перспективные отрасли —
производство счетных машин, электронной
техники, автомобилей. В послевоенные
годы особенно активно вторгается в шведскую
промышленность американский капитал.
Сумма прямых американских капиталовложений
в Швеции возросла с 116 млн. долл. в 1960 г.
до 511 млн. долл. в 1968 г. Большая часть инвестиций
приходится на сбыт нефти и нефтепродуктов
2. Из общего числа занятых на иностранных
компаниях 7з концентрируется на предприятиях
с американским капиталом. Английские
капиталовложения имеются в электротехнической,
химической, нефтеперерабатывающей и
бумажной промышленности. О размерах и
направлении иностранных капиталовложений
дает представление следующая таблица.
Тесные
связи шведских и международных
финансовых кругов, формы и методы
экспорта капитала, вес и влияние ряда
монополий на мировых рынках — существенные
факторы, во многом объясняющие характер
внешней и внутренней политики Швеции.
Тенденция
к интернационализации
Крупные
шведские компании, для которых внутренний
рынок уже давно стал «бедным рынком»,
усматривают в широкой интеграции возможность
обеспечения наиболее благоприятных условий
для развития специализации и производственной
кооперации, реализации научно-технических
достижений и в целом укрепления своих
позиций в Центральной и Северной Европе.
Швеция
постепенно расширяет связи и
контакты со странами ЕЭС в области
научно-технического сотрудничества (электронно-вычислительные
машины, транспортные и телекоммуникационные
системы, очистка среды и т. д.).
Смешанная компания «АСЕА — Атом» имеет,
например, ряд соглашений с западногерманскими
фирмами о сотрудничестве в исследовании
технических и экономических проблем,
использования ядерной энергии. В мае
1969 г. Швеция приняла активное участие
в Брюссельской конференции представителей
17 западноевропейских стран о создании
Центральной европейской патентной конторы.
В
силу ряда причин, и в первую очередь
социально-политического
Швеции
заключается не столько в определении
места в интеграционных процессах,
сколько в поиске приемлемой формы
подключения к укрупненному рынку,
не противоречащей внешнеполитическому
статусу и демократическим традициям
страны. Все эти обстоятельства объясняют
тот повышенный интерес, который правящие
круги Швеции обнаружили к различного
рода проектам создания основанных на
«фритредерских принципах» зон и объединенных
рынков
Швеция,
экономически более тяготеющая к
«Общему рынку», вступила в Европейскую
ассоциацию свободной торговли главным
образом из политических соображений.
Подписанная в 1960 г. Стокгольмская
конвенция о создании ЕАСТ, куда
вошли помимо Великобритании шесть
малых стран, в том числе три нейтральных,
ставила целью отмену таможенных пошлин
и количественных ограничений в торговле
промышленными товарами между странами-участницами,
не сковывая при этом политической и торговой
свободы.
Но
являясь членом ЕАСТ, Швеция не отказалась
от планов расширения рамок интеграции.
Дело в том, что шведские монополии, в равной
мере связанные как с концернами Англии,
так и ФРГ, с самого начала считали свое
участие в ЕАСТ лишь «эпизодом», шагом
на пути к большому, свободному от протекционистских
барьеров западноевропейскому рынку.
Кроме того, организационное оформление
экономического сотрудничества между
членами «семерки» не решало задач, которые
ставили перед собой национальные монополии.
Досрочно отменив к 1968 г. таможенные пошлины
и количественные ограничения в торговле
промышленными товарами, ЕАСТ встала перед
серьезными трудностями, обусловленными
ее сравнительно узкой организационной
и производственной базой, мешающей развитию
интеграции вглубь и тормозящей темпы
роста торговли внутри группировки по
сравнению с темпами в «Общем рынке». Наконец,
группировку ослабляли и разъедали внутренние
противоречия, постоянные «кризисы доверия»,
вызываемые политикой Англии, не считающейся
с интересами младших партнеров и добивающейся
в обход членов «семерки» вступления в
«Общий рынок».
В
результате уже начиная с 1961 г. Швеция
в зависимости от позиции Англии
и положения дел в ЕАСТ либо
выражала желание в той или
иной форме присоединиться к «Общему
рынку», либо выступала за укрепление
«малой зоны». Но если на первом этапе
переговоров о возможном слиянии обеих
группировок Швеция вместе с другими нейтральными
странами — членами «семерки» ставила
вопрос о вхождении в «Общей рынок» на
условиях ассоциации с созданием особых
органов, регулирующих этот статус, то
с 1967 г., опасаясь остаться в изоляции в
случае сепаратного присоединения к Сообществу
Англии, Дании и Норвегии, она стала допускать
и полное членство при условии освобождения
от политических обязательств. Эти условия
были выдвинуты перед комиссией ЕЭС и
на переговорах, открывшихся в Брюсселе
в ноябре 1970 г.