Внешнеэкономические связи Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:03, доклад

Описание работы

Важная предпосылка экономического развития Швеции — ее тесная и все более усиливающаяся связь с мировым рынком. Поэтому характер и динамика происходящих в экономике Швеции изменений, а также дальнейшие перспективы не могут быть в полной мере ни поняты, ни определены без учета ее места в мировом хозяйстве и роли внешнеэкономических связей, и в первую очередь внешней торговли.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономические связи Швеции.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Важная  предпосылка экономического развития Швеции — ее тесная и все более  усиливающаяся связь с мировым  рынком. Поэтому характер и динамика происходящих в экономике Швеции изменений, а также дальнейшие перспективы  не могут быть в полной мере ни поняты, ни определены без учета ее места в мировом хозяйстве и роли внешнеэкономических связей, и в первую очередь внешней торговли. 

     Удельный  вес Швеции в промышленном производстве капиталистического мира составляет в  настоящее время 1,1%. По некоторым  важнейшим видам продукции ее доля в мировом капиталистическом производстве неизмеримо выше: 10% производства целлюлозы, 7% железной руды, 11% специальной стали. 8% спущенных на воду судов, 25% подшипников (1970 г.). На экспорт идет до 40% промышленной продукции страны. Экспортируется около 9/ю продукции железорудной промышленности, почти 50% деревообрабатывающей, примерно 2/ч целлюлозно-бумажной и более продукции машиностроения, в том числе % производимых подшипников, свыше 2/з конторского оборудования, более 2/з телефонно-телеграфной аппаратуры, около 4/s пневматических инструментов, примерно 50% выпускаемых паровых турбин, сепараторов, пылесосов, сельскохозяйственных машин и др. 

     Не  имея собственных месторождений  угля и нефти, Швеция примерно 95% необходимого угля и всю потребляемую нефть вынуждена ввозить. В энергетическом балансе страны доля твердого и жидкого топлива составляет 60%. Нехватка цветных металлов, применяемых в машиностроении и электротехнике, вызывает необходимость импорта меди, цинка, олова, свинца, алюминия. За счет импорта удовлетворяется свыше 70% потребностей в меди, около 60% в алюминии, почти полностью в олове, цинке, никеле и других цветных металлах. Швеция зависит от импорта марганцевой и хромовой руды, каучука, калийных солей, серы, асбеста и других видов промышленного сырья. Специализация машиностроения на производстве высококачественных, специальных машин предусматривает импорт таких видов оборудования, как металлообрабатывающие станки, тракторы, двигатели внутреннего сгорания, насосно-компрессорные установки, подъемно-транспортные и дорожно-строительные машины, машины для полиграфической промышленности и т. п. 

     Ориентация  экономики на внешний рынок находит  выражение как в более высоких  темпах развития внешней торговли, так и в более высокой по сравнению с многими другими капиталистическими странами экспортно-импортной квоты (доля внешней торговли вместе с услугами составляла в 1970 г. 35% стоимости валового национального продукта 

     Структурные сдвиги в экспорте и импорте определялись растущим уровнем индустриализации страны, потребностями развивающейся научно-технической революции. Необходимость приспособиться к новым условиям на внешних рынках, к изменившемуся спросу привели к обновлению товарной структуры экспорта, в котором на первый план выдвинулись товары более высокой степени обработки и новая продукция. В свою очередь сдвиги в промышленности (массовое обновление основного капитала, введение новых мощностей) предопределили изменения в характере импорта. И в импорте, и § экспорте значительно выросла доля машиностроения. Одновременно снизилась доля таких традиционных видов экспорта, как железная руда, лесотовары. 

     В международном разделении труда  Швеция с середины 50-х годов стала  все более выступать как поставщик  товаров, требующих высокого технологического уровня производства и высококвалифицированного труда. «Наше современное производство характеризуется увеличением доли готовой продукции в общем объеме экспорта,— отмечал шведский промышленник А. Иверот.— Экспорт железной руды все более заменяется экспортом металлоизделий высокого класса, экспорт древесной массы — экспортом исключительно высоких сортов бумаги» 

     Особенность послевоенного развития Швеции —  несбалансированность платежных балансов. До второй мировой войны дефицит  торгового баланса, характерный

     Для внешнеторговой структуры в целом, покрывался за счет так называемых невидимых доходов (инвестиций, фрахта, туризма) и обеспечивал положительное  сальдо платежного баланса. В послевоенный период и платежные балансы все  чаще сводятся с дефицитом (1,6 млрд. крон в 1970 г.). С 1960 г. положительное сальдо платежного баланса имело место лишь три раза — в 1961, 1964 и 1971 гг. Одна из причин этого явления — рост потребностей экономики в импортных машинах и оборудовании. 

     Изменения в товарной структуре повлекли за собой расширение торговых и иных внешнеэкономических связей с развитыми капиталистическими странами в ущерб развивающимся. Доля последних во внешнеторговых операциях Швеции с 1950 г. сократилась более чем вдвое. Но определенная переориентация, которая произошла в направлении мирохозяйственных связей Швеции, вызвана также расколом Западной Европы на экономические блоки, образованием замкнутых экономических группировок ЕЭС и ЕАСТ, в одну из которых вошла и Швеция. 

     География внешней торговли выглядит следующим образом: свыше 70% оборота приходится на страны ЕАСТ и ЕЭС (соответственно 40 и 30%), около 15% — на другие капиталистические государства, 5%—на социалистические и 10%—на развивающиеся страны. Основными торговыми партнерами Швеции являются ФРГ (18,9% в импорте и 11,7% в экспорте в 1970 г.), Великобритания (13,8 и 12,5%), США (8,7 и 6%), Скандинавские страны, значение которых во внешнеэкономических отношениях Швеции чрезвычайно возросло (18,7% в импорте и 26,9% в экспорте в 1970 г. и соответственно 9,5 и 10,9% в 1960 г.). 

     Шведские  монополии, используя высокое качество своих товаров, заняли на мировых  рынках прочные позиции, вступив  в тесное сотрудничество с монополиями  и финансовыми группами других стран. Это сотрудничество включает участие в международных монополистических соглашениях, инвестиции (прямые и портфельные), совместные финансовые операции. О размерах шведских инвестиций за границей имеются различные данные. К. Херманссон оценивал общую сумму заграничных капиталовложений Швеции на начало 60-х годов примерно в 5—10 млрд. крон, а доход от заграничных капиталовложений с 1940 по I960 г.— в 1,5 млрд крон 

     Но  если в первые послевоенные годы преобладал экспорт государственного капитала, то в дальнейшем основной формой проникновения  Швеции на внешние рынки становятся частные инвестиции, главным образом прямые, осуществляемые путем создания за границей филиалов и дочерних предприятий под контролем основного общества. 

     Переводя  значительную часть экспортного  производства за границу, и в частности в страны ЕЭС, шведские монополии стремятся решить, по меньшей мере, две задачи: обойти таможенные и иные внешнеторговые барьеры, а также снизить расходы на заработную плату, с их точки зрения чрезмерно высокую в Швеции. По данным исследования, проведенного Шведским промышленным союзом, с 1960 по 1965 г. прямые инвестиции шведских компаний за границей увеличились на 80%, а число занятых на их заграничных предприятиях выросло на 50% и составило 200 тыс. человек. К 1970 г. крупные компании имели за границей 1806 дочерних предприятий и филиалов (в 1960 г.— 890), 3Д из них находились в Западной Европе. Больше всего шведских предприятий, причем преимущественно производственного назначения, имелось в ФРГ (227), Великобритании (173), Дании (183), Норвегии (172) 2. Шведские фирмы в Азии и Африке носят в основном торгово-сбытовой характер. 

     Ведущие монополии располагают и наибольшим Количеством заграничных филиалов и подконтрольных предприятий. Так, на 10 крупнейших компаний приходится 2/з  всех заграничных филиалов. Машиностроительный концерн АГА имеет 50 заграничных фирм (в подавляющем большинстве промышленных), «Спичечный трест» — 34, «Сепаратор» — 27, «Вольво» — 21 и т. д. На отечественных предприятиях концерна СКФ производится лишь 12% общей продукции и занято 15 тыс. рабочих и служащих (из 65 тыс.).

     Размеры иностранного капитала в Швеции относительно невелики. По оценкам К. Херманссона, иностранные инвестиции в экономику  Швеции составляют примерно шведских капиталовложений за границей. Их доля в промышленном производстве не превышает 5%. На иностранных компаниях занято в общей сложности 75 тыс. рабочих и служащих 

     Иностранные монополии обосновались в наиболее важных отраслях экономики: металлообрабатывающей, химической, нефтепереработки, внедряются в новые перспективные отрасли — производство счетных машин, электронной техники, автомобилей. В послевоенные годы особенно активно вторгается в шведскую промышленность американский капитал. Сумма прямых американских капиталовложений в Швеции возросла с 116 млн. долл. в 1960 г. до 511 млн. долл. в 1968 г. Большая часть инвестиций приходится на сбыт нефти и нефтепродуктов 2. Из общего числа занятых на иностранных компаниях 7з концентрируется на предприятиях с американским капиталом. Английские капиталовложения имеются в электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей и бумажной промышленности. О размерах и направлении иностранных капиталовложений дает представление следующая таблица. 

     Тесные  связи шведских и международных  финансовых кругов, формы и методы экспорта капитала, вес и влияние ряда монополий на мировых рынках — существенные факторы, во многом объясняющие характер внешней и внутренней политики Швеции. 

     Тенденция к интернационализации хозяйственной  жизни и углублению международного разделения труда в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса поставила перед Швецией во всей остроте проблему ее участия в экономической интеграции, страна «открытой экономики» и низких таможенных пошлин, Швеция заинтересована в максимальной либерализации внешнеторговых отношений. Ее торгово-политическая концепция — широкая зона свободной торговли вытекает из тесного переплетения ее внешнеэкономических и производственных интересов со странами Западной Европы и США. 

     Крупные шведские компании, для которых внутренний рынок уже давно стал «бедным рынком», усматривают в широкой интеграции возможность обеспечения наиболее благоприятных условий для развития специализации и производственной кооперации, реализации научно-технических достижений и в целом укрепления своих позиций в Центральной и Северной Европе. 

     Швеция  постепенно расширяет связи и  контакты со странами ЕЭС в области  научно-технического сотрудничества (электронно-вычислительные машины, транспортные и телекоммуникационные системы, очистка среды и т. д.). Смешанная компания «АСЕА — Атом» имеет, например, ряд соглашений с западногерманскими фирмами о сотрудничестве в исследовании технических и экономических проблем, использования ядерной энергии. В мае 1969 г. Швеция приняла активное участие в Брюссельской конференции представителей 17 западноевропейских стран о создании Центральной европейской патентной конторы. 

     В силу ряда причин, и в первую очередь  социально-политического характера, проблема интеграции оказалась для  шведских правящих кругов одной из самых трудных и нерешенных на протяжении всего послевоенного периода. Сложность вопроса для официальной 

     Швеции  заключается не столько в определении  места в интеграционных процессах, сколько в поиске приемлемой формы  подключения к укрупненному рынку, не противоречащей внешнеполитическому статусу и демократическим традициям страны. Все эти обстоятельства объясняют тот повышенный интерес, который правящие круги Швеции обнаружили к различного рода проектам создания основанных на «фритредерских принципах» зон и объединенных рынков 

     Швеция, экономически более тяготеющая к  «Общему рынку», вступила в Европейскую  ассоциацию свободной торговли главным  образом из политических соображений. Подписанная в 1960 г. Стокгольмская  конвенция о создании ЕАСТ, куда вошли помимо Великобритании шесть малых стран, в том числе три нейтральных, ставила целью отмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле промышленными товарами между странами-участницами, не сковывая при этом политической и торговой свободы. 

     Но  являясь членом ЕАСТ, Швеция не отказалась от планов расширения рамок интеграции. Дело в том, что шведские монополии, в равной мере связанные как с концернами Англии, так и ФРГ, с самого начала считали свое участие в ЕАСТ лишь «эпизодом», шагом на пути к большому, свободному от протекционистских барьеров западноевропейскому рынку. Кроме того, организационное оформление экономического сотрудничества между членами «семерки» не решало задач, которые ставили перед собой национальные монополии. Досрочно отменив к 1968 г. таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, ЕАСТ встала перед серьезными трудностями, обусловленными ее сравнительно узкой организационной и производственной базой, мешающей развитию интеграции вглубь и тормозящей темпы роста торговли внутри группировки по сравнению с темпами в «Общем рынке». Наконец, группировку ослабляли и разъедали внутренние противоречия, постоянные «кризисы доверия», вызываемые политикой Англии, не считающейся с интересами младших партнеров и добивающейся в обход членов «семерки» вступления в «Общий рынок». 

     В результате уже начиная с 1961 г. Швеция в зависимости от позиции Англии и положения дел в ЕАСТ либо выражала желание в той или  иной форме присоединиться к «Общему  рынку», либо выступала за укрепление «малой зоны». Но если на первом этапе переговоров о возможном слиянии обеих группировок Швеция вместе с другими нейтральными странами — членами «семерки» ставила вопрос о вхождении в «Общей рынок» на условиях ассоциации с созданием особых органов, регулирующих этот статус, то с 1967 г., опасаясь остаться в изоляции в случае сепаратного присоединения к Сообществу Англии, Дании и Норвегии, она стала допускать и полное членство при условии освобождения от политических обязательств. Эти условия были выдвинуты перед комиссией ЕЭС и на переговорах, открывшихся в Брюсселе в ноябре 1970 г. 

Информация о работе Внешнеэкономические связи Швеции