Внешнеэкономическая стратегия предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Каждый руководитель как самую необходимую для своей деятельности истину должен усвоить, что современное производство не может существовать, а тем более развиваться без широкого взаимовыгодного экономического обмена, причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Развивающемуся производству, как и любому живому организму, необходим живительный воздух вновь осваиваемых экономических пространств, особенно с более высоким уровнем отношений производства, обмена.

Содержание

Введение 3
1. Внешнеэкономическая деятельность. Факторы развития и влияние на экономику в целом 4
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Актуальность разработки внешнеэкономической стратегии 8
3. Процесс разработки внешнеэкономической стратегии предприятия. Факторы, влияющие на выбор стратегии 10
4. Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей 13
5. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь 20
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономическая стратегия предприятий. .DOC

— 120.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Внешнеэкономическая стратегия предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

1. Внешнеэкономическая  деятельность. Факторы  развития  и  влияние на экономику в целом              4

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Актуальность разработки  внешнеэкономической стратегии              8

3. Процесс разработки внешнеэкономической стратегии предприятия. Факторы, влияющие на выбор стратегии              10

4. Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей              13

5. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь              20

Заключение              23

Список использованных источников              24


Введение

Каждый руководитель как самую необходимую для своей деятельности истину должен усвоить, что современное производство не может существовать, а тем более развиваться без широкого взаимовыгодного экономического обмена, причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Развивающемуся производству, как и любому живому организму, необходим живительный воздух вновь осваиваемых экономических пространств, особенно с более высоким уровнем отношений производства, обмена.

Однако одного понимания необходимости и важности овладения сферой внешнеэкономической деятельности еще недостаточно для достижения успеха. При наличии у производителя целого ряда предпосылок, необходимых для безопасного плавания в бурном и неласковом океане мирового рынка, таких, как конкурентоспособность производимой продукции, умение своевременно реагировать на рыночный спрос и т. д., требуются еще и другие. Среди них важное место занимает наличие достаточно обоснованного видения направления и способов осуществления внешнеэкономической деятельности, т. е. ее стратегии как фактора экономического и социального роста производства и коллектива.

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при её осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности, во многом зависит от правильности подхода и качества разработки внешнеэкономической стратегии предприятия.


1. Внешнеэкономическая деятельность. Факторы развития и влияние на экономику в целом

До того чтобы приступить к вопросу разработки внешнеэкономической стратегии предприятия следует рассмотреть, что собой представляет внешнеэкономическая деятельность, какие существуют предпосылки ее развития, и какое влияние она оказывает на экономику в целом.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая деятельность – это, прежде всего, производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. ВЭД – часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.

Таким образом, можно сказать, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, орга­низационно-экономических и оперативно-коммерческих функций, ориенти­рованных на зарубежный вектор связей.

  Существенными предпосылками развития внешнеэкономической деятель­ности являются:

1. Возможность повышения нормы прибыли на основе внешне­торговых операций.

2. Неравномерность экономического развития различных стран мира.

3. Интенсификация различных видов производства, которая вызывает увеличение внешнеторговых обменных операций.

4. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах.

5. Вывоз капитала.

6. Характер политических отношений.

7. Различный уровень научно-технического развития.

8.      Особенности географического положения, природных и климатических условий.

Внешнеэкономическая деятельность во всех странах выполняет ряд функций:

                        способствует выравниванию уровня экономического развития (на­ционального и мирового);

                        осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек про­изводства;

                        реализует преимущества международного разделения труда
и, как следствие,

                        способствует повышению эффективности национальной экономики.

К основным тенденциям развития внешнеэкономической деятельности
в современной мировой экономике можно отнести:

                       дальнейшее углубление международного разделения труда;

                       экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

                       интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

                       дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей между странами;

                       увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

                       успешное функционирование транснациональных корпораций и кон­цернов.

Внешнеэкономическая деятельность оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом,

во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта.
В масштабах всего народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность выступает важным фактором финан­совой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики. В настоящее время экспорт превратился в крупнейшую отрасль экономики страны. Валютная выручка позволяет увеличивать импорт;

во-вторых, внешнеэкономическая деятельность способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием научно-технического прогресса ускорились темпы морального старения техники и технологий, возросли затраты
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных фондов невозможно. А статистика свидетельствует о методичном и целенаправленном наращивании объемов финансирования научных исследований и разработок практически во всех развитых странах.

в-третьих, внешнеэкономическая деятельность способствует развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и ста­бильных связей между иностранными партнерами по совместной деятель­ности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней
на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, кон­сультационным услугам по налаживанию его работы, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли и предприятия, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Рассматривая влияние внешнеэкономической деятельности на социаль­но-экономическое развитие страны в целом и отдельных регионов, следует особо выделить ее роль как структурообразующего и ускоряющего фактора.

Мировой опыт показывает, что совершенствование структуры обще­ственного производства только за счет опоры на собственные силы невоз­можно. Прогрессивные изменения, основанные на достижениях в развитии техники, технологии, организации производства, совершаются в мире
за счет использования преимуществ международного разделения труда.

Усиление роли международного кооперирования производства
в мировом хозяйстве и его влияния на внешнеэкономические связи стран базируются на глубинных экономических, технологических и научно-техни­ческих процессах, развернувшихся с начала 1980-х гг. и нарастающих в наше время. В последние годы международная кооперация производства приобрела характер научно-производственной, все больше опирающейся на широкое
и оперативное применение в производственных технологиях новейших резуль­татов фундаментальной науки. В современном мире она стала основой экономической стратегии и «управленческого прогресса» (менеджмента)
в масштабах национальных компаний и ТНК, диверсификации их производства. Внешнеэкономическая деятельность стала сегодня органической составной частью общей хозяйственной деятельности предприятий.

 

 

 

 


2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Актуальность разработки  внешнеэкономической стратегии

Рассмотрев внешнеэкономическую деятельность в глобальном плане, перейдем к ее изучению на уровне предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это одна из сфер её хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.

Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зависят от вида предпринимательства фирмы - производственного, коммерческого, финансового или сочетания видов предпринимательства.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия включает такие основные направления:

• выход на внешний рынок;

• экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;

• образование и участие в деятельности совместных предприятий;

• международный маркетинг;

• мониторинг национальной экономической политики и экономических мирохозяйственных связей.

Актуальность разработки  внешнеэкономической стратегии состоит в том, что в условиях глобализации мировой экономики и повышения роли внешнеэкономической деятельности для отечественных предприятий важнейшей задачей становится управление внешнеэкономической деятельностью, и особое место здесь занимает проблематика стратегического менеджмента. Необходимость теоретической разработки внешнеэкономической стратегии вызвана, прежде всего, тем, что существенное влияние на жизнедеятельность предприятий стали оказывать факторы внешней среды. Изучение опыта работы зарубежных фирм и зарождающегося отечественного опыта убеждают, что степень риска существенно снижается для тех предприятий, которые используют новейшие теории и методы современного менеджмента, где сформированы службы стратегического развития.

Эффективное развитие внешнеэкономической деятельности должно основываться, прежде всего, на адаптации стратегии предприятий к требованиям международного рынка. Учитывая сложное финансово-экономическое положение многих отечественных промышленных предприятий и высокие затраты, требуемые для выхода на внешний рынок, особенно важным становится выбор приоритетных направлений, в наибольшей мере способствующих достижению успеха на внешнем рынке, поиск оптимальных вариантов совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью.


3. Процесс разработки внешнеэкономической стратегии предприятия. Факторы, влияющие на выбор стратегии

Процесс разработки стратегии поведения предприятия на внешнем рынке включает шесть этапов:

1. этап Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности предприятия. Необходимо проанализировать:

• положение фирмы на рынке с этими товарами (услугами), которые фирма выпускает (оказывает) в данный момент;

• деятельность фирмы с позиции потребителя товаров и услуг фирмы;

• деятельность фирмы с позиции рынка.

2. этап Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения) предприятия. Фирме важно определить, каким будет рынок в ближайшем будущем, в каком направлении он будет развиваться и что ожидают потребители от фирмы в будущем. Для этого нужно:

• сопоставить положение фирмы в будущем, с объемом будущего рынка;

• проанализировать колебание конъюнктуры рынка.

3. этап Анализ возможностей предприятия. Нужно проанализировать:

• ожидаемый охват внешнеэкономической деятельности;

• переход фирмы на другие рынки;

• деятельность в новой среде и остановка деятельности в старой сфере.

4. этап Анализ бюджетно-налоговой политики предприятия:

• бюджетно-налоговая политика внутри страны и ее влияния на фирму;

• бюджетно-налоговая политика за рубежом и ее влияния на фирму.

5. этап Влияние тенденций в мировой экономике

Результаты всестороннего анализа внешнеэкономических связей, прогнозных оценок и перспективных условий развития, на всех пяти этапах служат исходной базой для формулировки долгосрочной стратегии поведения организации на внешнем рынке.

6. этап Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия, которая включает:

• формирование глобальной долгосрочной цели (миссии) внешнеэкономической деятельности;

• разработку альтернативных вариантов достижения цели внешнеэкономической деятельности;

• разделение (декомпозицию) глобальной цели внешнеэкономической деятельности на ряд взаимозависимых подцелей;

• сравнение вариантов достижения цели внешнеэкономической деятельности, выбор стратегических альтернатив, оценивания возможностей и последствий их реализации и формирования стратегии поведения предприятия, на внешнем рынке.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия предприятий