Внешнеэкономическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны. Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 49.43 Кб (Скачать)

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения  либо замедления экономического роста  внутри страны. Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами. Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Несмотря на это значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений. Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом его внешнеторговая политика тесно связана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.

Актуальность данной темы обусловлена быстрым темпом развития современных экономических связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества.Объектом изучения курсовой работы является внешнеэкономическая  политика России и её элементы, а  предметом - исследование современных  тенденций развития внешнеэкономических  связей страны.Цель данной работы –  исследовать внешнеэкономическую  политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·              дать определение внешнеэкономической политики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;

·              охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;

·              выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

До начала девяностых годов XX века, когда Россия входила в  качестве одной из республик в  состав бывшего СССР, система внешнеторгового  регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе  управления народным хозяйством. Распределение  всех ресурсов определялось потребностями  народного хозяйства; импорт обеспечивал  получение недостающих товаров  из-за границы; со своей стороны, экспорт  был предназначен главным образом  для получения необходимой для  оплаты валюты. Экспортные и импортные  товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми  объединениями. Разница между внутренними  и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали  деятельность внешнеторговых объединений. Все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового  механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными  производителями и потребителями - с одной стороны и зарубежными - с другой. России необходима была четкая законодательная база, которая смогла бы регулировать все экономическую  деятельность страны. И спустя десятилетия  она появилась в Российской Федерации. Это и федеральные законы, и  кодексы, и соглашения, и сформулированная налоговая база и др. В процессе выполнения данной работы, автором  были использованы исследовательский, описательный и статистический методы. При подготовке работы использовались различные источники информации: учебные пособия, научные публикации, федеральные законы, статистические сборники, информация из сети Интернет. Курсовая работа состоит введения, трех глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей (ВЭС) и  оптимизации участия страны в  международном разделении труда. Основными  составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и  импортную политику), политика в  области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того,ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с  отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической  безопасности страны.Основные средства осуществления внешнеэкономической  политики: таможенно-тарифная система  и нетарифные барьеры, регулирование  движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей  силы, торговля ценными бумагами и  др.

Важнейшая составная часть  внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение стратегии и  совокупность разнообразных форм и  средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование  торговых отношений с другими  странами мира и (или) их группировками. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и  фритредерство (от англ. free trade - свободная  торговля). Протекционизм направлен  на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной  конкуренции на внутреннем рынке, для  чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить  иностранные товары на внутренний рынок  или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для  периода формирования капитализма. В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных  товаров. Для политики свободной  торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта  и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства  и провозглашали принцип невмешательства  государства в частнокапиталистическую  деятельность, тем не менее, государство  активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.Важнейшей  задачей государственного регулирования  становится усиление международной  конкурентоспособности "своих" предпринимателей; с этой целью национальное государство  не только проводит мероприятия в  области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов  производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности  играет финансирование государством научных  исследований, мероприятий по их внедрению  в производство.Основой внешнеэкономической  политики (ВЭП) страны является ее законодательная  база, т.е. система законодательных  актов, определяющих правила осуществления  внешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому  вопросу в России были приняты  в 90-е годы ХХ столетия.

Распад Советского Союза (1991 г.) и образование на его территории большой группы суверенных государств поставили перед Россией актуальную задачу создания современной системы  регулирования внешнеэкономических  связей. Дело в том, что в течение  более чем 70 лет все экономические  контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной  монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые  не подразумевали использование  рыночных рычагов регулирования  внешнеэкономической деятельности.В  существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало  нескольких десятков (экспортно-импортные  объединения Министерства внешней  торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а  управление ими осуществлялось из единого  центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в  экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались  нерационально.Первым серьезным шагом  на пути создания новой системы регулирования  внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России "О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР" (ноябрь 1991 г.).В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено  право участия во внешнеэкономических  связях.В течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования  внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты  Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы "О  таможенном тарифе" (1993 г.), "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.), "Об иностранных инвестициях  в РСФСР" (1991 г.); "О налоге на добавленную стоимость" (1991 г.), "Об акцизах" (1991 г.). федеральные законы "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности (1995г.), "О  мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении  торговли товарами" (1998 г.), "Об экспортном контроле" (1999 г.) и ряд других.

В связи с принятием  перечисленных выше законов необходимо отметить два момента. Во-первых, абсолютное большинство этих законодательных  актов не являлись законами прямого  действия. В результате для их практического  использования потребовалось издание  целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных  органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную  торговую организацию (ВТО) выявили  многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.

В результате проведенной  Правительством РФ и Федеральным  Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного  кодекса Российской Федерации, федеральные  законы "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров", "О валютном регулировании и валютном контроле". До этого (в 1999 г.) была принята новая  редакция Закона "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации".

Характеризуя сегодняшнее  состояние внешнеэкономической  политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной  частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТ Д). В  этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004С. г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.

Можно сделать вывод, что  значительную роль в развитии внешней  торговли и ее регулировании сохраняют  за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.

Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ (вступившего в силу с 18 июня 2004 года). "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".К  важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение  благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических  и политических интересов Российской Федерации.Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1)           защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2)           равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3)           единство таможенной территории Российской Федерации;

4)           взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5)           обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6)           выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России