Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:42, контрольная работа
контрольные вопросы и ответы по экономике
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. определено, что контроль за исполнением установленных этим Указом требований в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров, осуществляют таможенные органы.
Несомненно, что требование о своевременном возврате валютной выручки предусмотрено валютным законодательством. Однако утверждение о том, что указанное требование включено в таможенные правила и, в частности, относится к таможенному режиму экспорта, на протяжении ряда лет не было очевидным. Дело в том, что в гл.14 ТК, регулирующей вопросы таможенного режима экспорта товаров, ничего не говорится о возврате валютной выручки. В данной связи у таможенных органов возникали проблемы при привлечении к ответственности за нерепатриацию валютной выручки.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, образует противоправное бездействие, заключающееся в неисполнении требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности.
Часть 2 данной статьи говорит об ответственности за нарушение порядка исполнения требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности. Нарушением порядка может считаться возврат валютной выручки (ввоз эквивалентных по стоимости товаров) с нарушением установленных законодательством сроков, возврат указанной выручки с зачислением денежных средств на счета иных, нежели экспортер, лиц и т.д.
Субъектом правонарушения могут быть российские экспортеры - юридические лица и их должностные лица.
Граждане не являются субъектами ответственности по данной статье. В соответствии с п.5.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. и п.7.2 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке физические лица не могут заявить таможенный режим экспорта.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной. Вина юридических лиц должна определяться с учетом нормы ч.2 ст.2.1 КоАП о том, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанная норма имеет особую актуальность при применении настоящей статьи. Дело в том, что невозвращение валютной выручки или нарушение порядка такого возвращения в настоящее время практически не используется для целей сокрытия иностранной валюты за границей. Указанное правонарушение российские экспортеры допускают в большинстве случаев из-за недобросовестности своих иностранных контрагентов, нарушающих контрактные сроки оплаты проданного им товара.
В такой ситуации правоприменительная практика выработала ряд критериев, которые можно положить в основу принятия решения о невиновности экспортера, т.е. о невозможности соблюдения им требования таможенного режима экспорта в условиях принятия им исчерпывающих мер для такого соблюдения.
О невиновности российского экспортера в такой ситуации могут свидетельствовать его действия, связанные с заключением и исполнением внешнеторгового договора, в частности:
- на стадии предконтрактной подготовки: выяснение через Торгово-промышленную палату РФ, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами надежности и деловой репутации иностранного контрагента;
- на стадии заключения договора: внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, поручительство третьей стороны, залог, задаток и т.д.); разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор; использование страхования коммерческих рисков;
- после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств: ведение претензионной работы (переписка по факту незачисления валютной выручки по контракту с иностранной стороной, предъявление претензии); предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента неуплаченной суммы; обращение в ЦБ РФ за получением разрешения на продление срока поступления экспортной валютной выручки; обращение в уполномоченные органы (Торгово-промышленная палата РФ, Минэкономразвития России) за получением заключения об обоснованности незачисления экспортной валютной выручки.
Очевидно, что во внешнеторговой практике вряд ли возможно встретить случаи одновременного принятия всех из вышеперечисленных мер. Таможенные и судебные органы должны оценивать принятые экспортером меры по возврату валютной выручки с учетом каждой конкретной ситуации и, исходя из этого, делать вывод о его виновности либо невиновности.
Следует
иметь в виду, что система таможенно-
Однако в законодательстве отсутствует норма о том, что возвращение валютной выручки по товарам, помещенным при вывозе под указанные таможенные режимы, является требованием данных режимов. Таким образом, законодательством не предусмотрена административная ответственность за невозвращение валютной выручки по товарам, вывезенным в соответствии с таможенными режимами реэкспорта, временного вывоза и переработки товаров вне таможенной территории.
Статьей
193 УК установлена уголовная
Список использованной
литературы
Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (Гуев А.Н.) - М.: ИНФРА-М, 2002 г.