Внешне-экономическая деятельность Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы в исследовании внешнеторговых отношений как составляющей ВЭД.
Задачи исследования
- определить причины доминирования внешнеторговых отношений в структуре внешнеэкономической деятельности Японии
- выявить особенности внешнеторговых отношений
- влияние внешнеторговых отношений на экономику Японии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯПОНИИ………………………………6
1.1. Специфика развития экономики и внешнеэкономической деятельности Японии………………………………………………………………………………..6
1.2. Приоритеты ВЭД Японии………………………………………………….....10

РАЗДЕЛ 2 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЯПОНИИ…………………………………..18
2.1. Интеграционные аспекты внешнеэкономических связей Японии………..18
2.2. Внешнеторговые отношения Японии на современном этапе: главные партнеры и структура………………………………………………………………23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      Следующим приоритетом Японии была названа Мексика. Прямые потери экспортных возможностей из-за отсутствия соглашения о свободной торговле Японии с этой страной для японского бизнеса составляли ежегодно 4 млрд долл.[20] 12 марта 2004 г. такое соглашение между Японией и Мексикой было подписано.[21] Теперь Япония сможет экспортировать больше автомобилей и стали на рынок США через Мексику. Для расширения поставок в Соединенные Штаты Мексике, имеющей с ними соглашение о свободной торговле, придется закупать в Японии больше стального проката и комплектующих для автомобилестроения. Соглашение предусматривает также снижение ввозных пошлин на куриное мясо, говядину, свинину, апельсины, а также беспошлинные доставки стального проката и автомобилей. В складывающихся условиях Мексика рассматривается японскими экспортерами в качестве «ворот» для торговой экспансии на рынки развитых стран (Мексика имеет соглашение о свободной торговле и с ЕС). Кроме того, и сама Мексика с населением 106,2 млн человек становится все более привлекательной для сбыта японских товаров. Экспорт из Японии в Мексику в 2004 г. составлял 3643 млн долл. и состоял преимущественно из промышленного оборудования, комплектующих для автомобилестроения и другой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЯПОНИИ

 

2.1. Интеграционные аспекты внешнеэкономических связей Японии

 

    Среди ключевых интеграционных задач, кото­рые занимают важное место во внешнеторговой и экономиче­ской политике и практической деятельности японского правительства в ХХІ веке, «Стратегия экономиче­ского роста» выделяет два основных направления:

1. Продолжение содействия процессам экономи­ческой интеграции в районе Восточной Азии на основе инициатив Японии.

2. Разработка двусто­ронних интеграционных стратегий по развитию отношений с отдельными странами, содействие решению совместными усилиями глобальных тор­гово-экономических задач.[22]

       Будучи крайне зависимой от импорта природ­ных ресурсов, а также от состояния мировых рынков, в большом количестве потребляющих производимую в стране продукцию, Япония особо заинтересована в снятии торговых барьеров и ра­звитии процессов экономической интеграции, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В этой связи Токио в последние годы демонстрирует активную позицию в рамках действующих между­народных организаций, включая ВТО, ОЭСР, МВФ, ВБ, АТЭС, формат «АСЕАН плюс 3», а так­же Восточноазиатский саммит.

     Япония является одним из наиболее активных участников ВТО, последовательно выступает за упрощение доступа японских товаров на зарубеж­ные рынки. В системе международного экономи­ческого сотрудничества Токио наравне с ВТО придает большое значение своему участию в ОЭСР. В условиях стагнации роли ВТО на фоне проблем Дохийского раунда переговоров (камнем преткновения на переговорах стали вопросы о сокращении субсидирования сельскохозяйственной отрасли развитых стран-участниц ВТО, уменьшении таможенных пошлин ЕС, а также об открытии рынков развивающихся стран для промышленной продукции из развитых стран)[23] Япония выступает за проведение структурной реформы ОЭСР, в результате которой организация могла бы более эффективно решать стоящие перед ней за­дачи в условиях продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса, последова­тельно реализуя при этом политику расширения числа участников.

     На региональном уровне приоритетным объек­том внешнеэкономической интеграции для Токио является Азиатско-Тихоокеанский регион. Япо­ния является членом таких организаций как Фо­рум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Тихоокеанский эконо­мический совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), формат «АСЕАН плюс 3», а также «Восточноазиатский саммит».    

       Политика японского правительства в отноше­нии региональных интеграционных процессов до­статочно четко сформулирована в обновленной «Стратегии экономического роста», которая была утверждена в сент. 2008г. Именно путем усиления региональной интеграции Токио рассчитывает стимулировать развитие отраслей национальной экономики. Приоритетное значение в данном процессе национальное правительство уделяет азиатскому региону, с ростом которого связывает экономическое развитие своей страны.

        Отмечается, что начавшееся прежде всего в зо­не стран АСЕАН движение за создание «Зон сво­бодной торговли» (FTA) постепенно выдвинуло вопрос о «свободных экономических зонах» на первый план, превратив его в одну из наиболее ак­туальных внешнеэкономических проблем Азии.

      В основе экономической интеграции в регионе должна лежать идея регионального соглашения об экономическом партнерстве (ЕРА), а также принципы, аналогичные существующим правилам ОЭСР. Полноценное экономическое партнер­ство, как указывается в национальной «Стратегии экономического роста» должно включать в себя открытие границ для свободного перемещения пяти основных составляющих: «Хито» — «Люди» или рабочая сила; «Моно» — «Предметы» или то­вары; «Канэ» — «Деньги» или кредитно-финансо­вые средства; «Вадза» — «Мастерство» или техно­логии; «Тиэ» — «Мудрость» или управление (ме­неджмент).

      Япония рассчитывает в ближайшие годы моби­лизовать усилия в целях обеспечения условий для официального начала переговоров по вопросу о многостороннем соглашении ЕРА в Азиатском ре­гионе. В данном процессе, помимо Японии, Китая и Республики Кореи, по мнению Токио, целесо­образно также обеспечить полноценное участие Индии, Австралии и Новой Зеландии.

Развивая экономическую интеграцию в Азии, как считают в японском правительстве, важно учитывать сложившийся в Восточной Азии «ре­гиональный торговый треугольник». Имеется в виду увеличение экспорта готовой продукции в ЕС и США из Китая, которое происходит за счет товаров, базовые компоненты для производства которых поставляются из Японии и АСЕАН. Про­веденный анализ показал, в частности, что для эк­спорта 100 ед. продукции Китай импортирует 60 ед. компонентов в стоимостном выражении. Практически две трети китайского импорта после доработки идет на экспорт и лишь одна треть по­требляется внутри страны. Соответственно имидж Китая как мирового производителя товаров широ­кого потребления на две трети поддерживается за счет Японии и АСЕАН. Данный аспект необходи­мо иметь в виду с тем, чтобы не переоценивать роль Китая в многостороннем диалоге по вопросу о региональной экономической интеграции.

     Помимо многосторонней интеграции, Япония последовательно продвигается по пути подписа­ния двусторонних соглашений о либерализации торгово-экономических отношений. Данный про­цесс приобрел особую значимость в последние го­ды в условиях усиления серьезных разногласий в рамках диалога по Дохийскому раунду ВТО, а так­же в связи с проблемами, вызванными глобаль­ным финансово-экономическим кризисом.

      Политику двусторонней интеграции японское правительство осуществляет с упором на азиат­ский регион, путем подписания соглашений FTA/EPA. В 2008г., в частности, вступили в силу 4 новых соглашения Японии с такими странами как Филиппины, Бруней, Индонезия, а также с АСЕ­АН. При этом соглашение между Японией и АСЕ­АН вступило в силу пока лишь частично — необхо­димые процедуры завершили 6 стран из 10, а именно Сингапур, Лаос, Вьетнам, Мьянма, Бру­ней и Малайзия. Кроме того, в дек. 2008г. япон­ское правительство подписало двустороннее ЕРА с Вьетнамом, а в фев. 2009г. - со Швейцарией.

Особенность японо-швейцарского ЕРА — дан­ное соглашение предусматривает введение новой системы выдачи сертификатов о происхождении товаров. Как записано в документе, сертификаты о происхождении товаров будут выдаваться в буду­щем не только торгово-промышленными палата­ми двух стран, но и самостоятельно компаниями-экспортерами, получившими для этого соответствующие разрешения со стороны уполномочен­ных госведомств (в Японии — это министерство экономики, торговли и промышленности). Поло­жительным моментом введения новой системы считается значительное сокращение бюрократи­ческих процедур, связанных с получением серти­фикатов, и удешевление, таким образом, конеч­ной стоимости товаров. С другой стороны, как по­казывает анализ, введение новой системы выдачи сертификатов о происхождении товаров может повлечь за собой нежелательное усиление роли го­сударства, получающего право определения усло­вий для выдачи компаниям лицензий на сертифи­кацию товаров, а также организацию выборочных «проверок» отдельных фирм-экспортеров. В япо­но-швейцарском соглашении ЕРА говорится, что товар может считаться произведенным на терри­тории государства-экспортера в том случае, если в данной стране он приобрел более 40% добавлен­ной стоимости.

    Всего Японией подписано 11 соглашений РТА/ЕРА. Еще с четырьмя странами (Республи­кой Кореей, Индией, Австралией, Перу), а также с Советом сотрудничества государств Персидского залива, ведутся активные переговоры.

Состояние переговоров по заключению Японией соглашений о торговой либерализации РТА/ЕРА со своими партнерами. Действующие соглашения: Сингапур (вступило в силу в 2006 г.); Мексика (2005); Ма­лайзия (2006); Филиппины (2008); Чили (2007); Таиланд (2007); Бру­ней (2008); АСЕАН (2008); Вьетнам (2008); Швейцария (2009). На стадии пере­говоров: РК, переговоры ведутся с дек. 2003г.; Ин­дия, переговоры ведутся с янв. 2007г.; Австралия, пе­реговоры ведутся с апр. 2007г.; Совет сотрудничества государств Персидского залива (ОСС), переговоры ведутся с сент. 2006г. [24]

      В 2008г. японское правительство активизиро­вало политику, направленную на подписание двусторонних соглашений о поощрении и защите зарубежных капиталовложений, являющихся, по мнению Токио, основой для стимулирования диа­лога по вопросам торговой либерализации. В ряде случаев подобные соглашения между двумя стра­нами становятся впоследствии инвестиционными частями всеобъемлющих соглашений ЕРА. Гео­графия партнеров Японии на данном направле­нии значительно более широкая. В 2008г. подоб­ные документы были подписаны с Лаосом, Узбе­кистаном и Перу. Япония имеет инвестиционные соглашения со следующими государствами и тер­риториями: Египет (дата вступления в силу 14.01.1978); Шри-Ланка (1982); КНР(1989); Турция (1993); Гон­конг (1997); Бангладеш (1999); Российская Федерация (2000); Монголия (2002); Пакистан (2002); Республика Корея – (2003); Вьет­нам (2004); Камбоджа (2008); Лаос (2008); Узбекистан (2008); Перу (2008). [24].

       В целом практику подписания двусторонних соглашений, направленных на поощрение и защи­ту капиталовложений Токио намерен продолжить, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия для активного выхода на рынки госу­дарств, обладающих богатыми энергетическими и продовольственными ресурсами.

      Переговоры о подписании инвестиционных соглашений японское правительство ведет со сле­дующими странами. Азия: Китай (поправки в действ, соглашение), нефть, природный газ, уран и др.; Ближний Восток: Катар, (нефть, природный газ); ОАЭ( нефть, природный газ); Оман( природ­ный газ); Кувейт, нефть. Африка: Алжир, нефть, природный газ; Ангола, нефть; Ливия, нефть. Центральная и Южная Америка: Колумбия, уголь, никель; Венесуэла, нефть, природный газ и др.; Боливия, цинк, вольфрам, серебро и др.; Аргенти­на, природный газ, медь, пшеница, кукуруза, соя. Республики бывшего СССР: Казахстан, нефть, природный газ, уран, пшеница и др.; Украина, уран, уголь, железная руда, пшеница, кукуруза.

 

 

2.2. Внешнеторговые отношения Японии на современном этапе: главные партнеры и структура

 

       В 2008г. Япония, чрезвычайно зависимая от внешних рынков, в полной мере ощутила на себе негативное воздействие мирового финансо­во-экономического кризиса, который самым не­благоприятным образом сказался на динамике эк­спортных и импортных поставок, привел к резко­му сокращению положительного сальдо торгового баланса и внес заметные коррективы в торговлю Японии с отдельными странами и регионами.

    Согласно данным таможенной статистики в 2008г. внешнеторговый оборот Японии достиг 159,9 трлн. иен (увеличение на 1,84% по сравне­нию с пред.г.). В долларовом выражении внешне­торговый оборот составил 1547,7 млрд.долл., т.е. увеличился на 16%. Здесь и далее показатели в долларах приводятся на основании данных, рас­считанных по среднегодовому курсу: в 2007 г. — 117,95 иен; в 2008 г. - 103,36 иен.

     Во внешнеторговом обороте Японии в 2008г. доля стран Азии составила 45%, Северной Амери­ки — 15,4%, стран Западной Европы — 12,2%, Цен­тральной и Восточной Европы — 2,9%, Ближнего Востока - 13%, Латинской Америки - 4,4%, Аф­рики — 2,2% и Океании — 4,7%. Доли интегра­ционных объединений распределились следую­щим образом: АСЕАН -13.6%, ЕС (27 стран) -11,7%, АТЭС - 67,6% и Нафта - 16,3%. Доля стран ВШС составила 21,1%, увеличившись на 3% по сравнению с пред.г.[25;77-78]

     АТЭС: США, Канада, Мексика, Чили, Австра­лия, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, КНР, Россия, Перу, Бруней, Вьетнам, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия. БР.И.К: Бразилия, Рос­сия, Индия и Китай. В 2008г. КНР, впервые в ис­тории двусторонних торговых связей обошедшая в 2007г. по доле во внешнеторговом обороте тради­ционного лидера — США, сохранила свой новый статус главного торгового партнера Японии, и ее удельный вес в общем объеме внешнеторгового оборота Японии составил 17,4%, сократившись на 0,3% по сравнению с предыдущим годом. Доля США заметно уменьшилась — на 2,2% по сравнению с 2007г. и составила 13,9%. Третье место в списке основных торговых партнеров Японии вновь заняла Респу­блика Корея (5,8%). Далее следуют Тайвань (4,4%), Австралия (4,2%), Саудовская Аравия (3,8%), Таиланд (3,3%) и Индонезия (2,9%). Среди европейских стран сохранила свои лидирующие позиции Германия (2,9%). Россия вышла на вто­рое место в торговле Японии со странами Европы (1,9%), обойдя Нидерланды (1,61%), Великобри­танию (1,55%), Францию (1,3%) и Италию (1%).

      Экспорт Японии в 2008г. испытал на себе зна­чительное воздействие общего спада в мировой экономике и в целом сократился на 3,4% по отно­шению к пред.г., составив 81 трлн. иен. Это первое-снижение объема экспорта за последние семь лет. В долларовом выражении экспорт увеличился на 10% до 783,8 млрд.долл. В поквартальном разрезе ситуация обстояла следующим образом. ВI кв. эк­спорт демонстрировал уверенный рост, в среднем на 6%, во II кв. темпы роста сократились и даже стали отрицательными, в III кв. положительная динамика возобладала вновь, но затем в связи со стремительным сокращением внешнего спроса экспорт Японии в окт.-дек. 2008г. пережил ощути­мое падение на 23,1 %. В особенности тяжелым для внешней торговли Японии оказался дек., когда экспорт пережил рекордное падение на 35%, кото­рое ни разу не наблюдалось с янв. 1979г. с момен­та начала сбора соответствующей статистики.

Информация о работе Внешне-экономическая деятельность Японии