Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель работы в исследовании внешнеторговых отношений как составляющей ВЭД.
Задачи исследования
- определить причины доминирования внешнеторговых отношений в структуре внешнеэкономической деятельности Японии
- выявить особенности внешнеторговых отношений
- влияние внешнеторговых отношений на экономику Японии
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯПОНИИ………………………………6
1.1. Специфика развития экономики и внешнеэкономической деятельности Японии………………………………………………………………………………..6
1.2. Приоритеты ВЭД Японии………………………………………………….....10
РАЗДЕЛ 2 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЯПОНИИ…………………………………..18
2.1. Интеграционные аспекты внешнеэкономических связей Японии………..18
2.2. Внешнеторговые отношения Японии на современном этапе: главные партнеры и структура………………………………………………………………23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей. [10]
1.2. Приоритеты внешнеэкономической деятельности Японии
В своей внешнеэкономической политике Япония ориентируется на следующие приоритеты:
- обеспечение экономической безопасности;
- поддержка системы мировой торговли;
- финансовая помощь развивающимся странам;
- интеграция в мировое хозяйство.
1.Обеспечение экономической безопасности
На протяжении всего послевоенного периода во внешнеэкономической политике страны один из главных акцентов делается на обеспечении ее экономической безопасности. В центре этой проблемы находится снабжение сырьем, топливом и продовольствием. Как говорится в одном из программных документов МВТП (теперь МИТИ), «для того чтобы гарантировать собственную экономическую безопасность, Япония должна предпринимать усилия по преодолению своей уязвимости как страны, бедной естественными ресурсами» «Фатальная слабость Японии... заключается в ее бедности природными ресурсами»[11] – подчеркивается в одном из специальных исследований по этой проблеме. На пути снижения энерго- и материалоемкости производства страна на основе массированных инвестиций и применения современных сберегающих технологий добилась больших успехов: японская промышленность является одной из самых экономичных в мире по удельным затратам сырья, материалов и энергии. С этой точки зрения острота проблемы обеспечения экономической безопасности на макроуровне значительно снижена. Тем не менее, сама проблема продолжает оставаться и останется довольно острой в предстоящие годы.
Что касается внешних аспектов рассматриваемой проблемы, то необходимо иметь в виду, что они решаются одновременно по нескольким направлениям. Традиционным из них является политика диверсификации внешнеэкономических связей, прежде всего внешней торговли, в страновом и региональном аспекте.
Из приведенных данных видно, что в длительной перспективе значение азиатских стран во внешней торговле Японии неуклонно повышается, и они стали ее главным рынком. (см. таблицу 2)
В целом Японии на макроэкономическом уровне удается обеспечивать свою безопасность, и она, так или иначе, избегает крупных кризисных ситуаций в этой области. Вместе с тем ряд проблем для страны обострился в условиях мировой глобализации. Это, прежде всего, обеспечение безопасности японских предпринимателей и граждан за границей. Еще более важное последствие глобализации для Японии состоит в возросшем воздействии на ее экономику кризисных явлений в других государствах.
Таблица 2
Регион | Экспорт | Импорт | ||||||
1970 г. | 1980 г. | 2000 г. | 2008 г. | 1970 г. | 1980 г. | 2000 г. | 2008 г. | |
Азия | 28,5 | 28,1 | 41,2 | 49,32 | 17,6 | 25,8 | 41,7 | 40,63 |
Северная Америка | 33,7 | 26 | 31,3 | 18,93 | 34,4 | 20,7 | 21,3 | 11,87 |
США | 30,8 | 24,2 | 29,7 | 17,55 | 29,4 | 17,4 | 19 | 10,19 |
Европа | 17,3 | 19,3 | 17,8 | 15,26 | 13,3 | 8,9 | 15,1 | 10,46 |
Латинская Америка | 6,1 | 6,9 | 4,4 | 5,24 | 7,3 | 4,1 | 2,9 | 3,63 |
Океания | 4,2 | 3,4 | 2,1 | 2,72 | 9,6 | 6 | 4,7 | 6,83 |
Африка | 7,4 | 6,2 | 1,1 | 1,72 | 5,8 | 3,2 | 1,3 | 2,75 |
[12]
2.Поддержка системы мировой торговли
Внешнеэкономическую политику страны невозможно представить, не принимая во внимание ее активное участие в разработке и реализации норм и правил мировой торговли, справедливых норм международной конкуренции, в деятельности таких экономических организаций, как ВТО (ГАТТ), МВФ и ВБ, ОЭСР и т.д. Именно со времени вступления в эти организации в 50-х годах Япония начала свой путь вхождения в систему международных рыночных отношений, складывавшуюся в послевоенный период.
Торговая политика страны имеет несколько основных направлений. Прежде всего, это поддержание многосторонней системы торговли, которая рассматривается как одна из предпосылок плавной и бесконфликтной торговли и зарубежного инвестирования, являющихся необходимыми условиями для экономического развития Японии. Кроме того, большое значение имеет разработка международных правил для развивающихся регионов, причем в Японии под ними понимаются, прежде всего, КНР и РФ.
Второе направление внешнеторговой политики – улучшение условий для глобальной деятельности японского бизнеса. В этом контексте, как и в предыдущие годы, Азия стоит на первом месте.
Третье направление внешнеторговой политики заключается в укреплении основ для экономического прогресса в других государствах.
Согласно «Отчету Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ «О исполнении странами-участницами G20 обязательств, принятых на саммите в Лондоне в 2009 году», Япония частично выполнила обязательство по воздержанию от введения новых барьеров для инвестиций и торговли товарами и услугами или осуществления мер несовместимых с принципами ВТО. Правительством Японии было принято решение об обновлении запрета на импорт из Северной Кореи, действующего с 14 октября 2006 г.[13], и о введении запрета на экспорт в Северную Корею[14] 10 апреля и 18 июня 2009 г. соответственно.[15]
Таким образом, в настоящее Япония продолжает следовать принципам поддержки системы мировой торговли и инвестиций.
3.Финансовая помощь развивающимся странам
Важнейшее место во внешнеэкономической политике Японии занимает предоставление финансовых и материальных ресурсов другим государствам, прежде всего развивающимся, по правительственным и частным каналам. На правительственном уровне средства выделяются на безвозмездной или весьма льготной основе и называются официальной помощью развитию (ОПР –– англ. ODA). Количество стран / регионов, к которым Япония предоставила ОПР в 2007 году составило 167, а список стран, в которых Япония является их основным донором в 2006 году составлял 27 стран. [16;180-183]
Предоставление ОПР продиктовано не столько альтруистическими побуждениями японского правительства, сколько интересами дипломатии страны в плане обеспечения ее экономической безопасности.
На сегодняшний день общие потоки ОПР в азиатско-тихоокеанском регионе сократились с 0,9 процента ВВП региона в 1990 году до 0,3 процента в 2006 году, хотя в абсолютном выражении они возросли с 15 млрд. долл. США до 20 млрд. долл. США. Значительное увеличение потоков ОПР отмечается в Афганистане, Камбодже, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане, Тиморе-Лешти и Вьетнаме – многие из этих стран находятся на переходном этапе как в
своей политике, так и в экономике. [17]
4. Интеграция в мировое хозяйство
Мировой опыт экономической интеграции свидетельствует о том, что она имеет место, прежде всего между соседними государствами, достигшими определенного и во многом близкого друг к другу уровня экономического развития. Кроме того, они дополняют друг друга с точки зрения международного разделения труда, специализации и кооперации производства.
Важную роль в интеграционных процессах имеет политический вектор, т.е. готовность и желание соседних стран идти на тесное экономическое взаимодействие путем создания развитой институционально-правовой базы, наднациональных органов и на потерю части суверенитета. Не остаются в стороне военно-политические, исторические, религиозные, социокультурные и т.п. факторы.
С этой точки зрения Япония оказалась в послевоенный период в ситуации, явно не способствовавшей продвижению экономической интеграции с соседними азиатскими государствами.
В области экономики одна из главных причин «отставания» Японии состоит в том, что она стала развиваться, создавая у себя практически полный набор отраслей промышленности. Это привело к своего рода автономности японской экономики и сделало ее во многом независимой от соседних государств в плане обмена инвестициями, технологиями, ресурсами рабочей силы. Лишь в области внешней торговли взаимозависимость Японии и соседних азиатских государств развивалась по восходящей динамике. Однако эта взаимозависимость в основном носила и носит асимметричный характер, свойственный вертикальному типу участия в международном разделении труда. Так, в первые послевоенные десятилетия Япония вывозила в сопредельные страны продукцию высокой степени переработки, а ввозила главным образом сырье.
Политическая интеграция Японии с соседними странами также сталкивается с многочисленными проблемами. Продолжает сохраняться в той или иной степени недоверие этих стран к Японии, ставшее следствием уроков далекой истории и второй мировой войны.
Ряд стран ЮВА в русле объективных экономических процессов, проявив политическую волю, создали в 1967 г. интеграционную группировку АСЕАН, что еще более отдалило их от Японии. Успех подобной модели интеграции, когда политические решения впоследствии наполняются конкретным экономическим содержанием и имеет место постоянное взаимодействие политических и экономических факторов, привел к превращению этой группировки в весьма динамичное интеграционное объединение.
Однако подобная ситуация в плане развертывания интеграционных процессов между Японией и соседними азиатскими государствами с конца 70-х начала 80-х годов стала постепенно изменяться. Тогда японская экономика Японии вступила на путь интернационализации.[18] Ее основой стал интенсивный экспорт капитала за границу. Создавая дочерние предприятия, прежде всего, в азиатских странах, закупая здесь сырье, используя местную рабочую силу, выпуская продукцию главным образом среднего технологического уровня, и импортируя ее обратно в Японию, японский капитал стал постепенно переходить к горизонтальному типу участия в международном разделении труда.
С начала 90-х годов в мире происходят крупные изменения с точки зрения интеграционных процессов, которые стали оказывать возрастающее воздействие на внешнеэкономическую политику Японии. С 1996 г. начала функционировать Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА). Западноевропейские государства, оформив создание ЕС, перевели взаимные экономические отношения в качественно другую плоскость функционирования экономического союза на основе единой валюты евро. Лишь Япония по-прежнему оставалась вне основных мировых интеграционных тенденций.
Отношение Японии к интеграционным процессам в мире претерпело в 90-е годы заметные изменения. Страна отошла от позиции отстраненности и активно ищет свое место в мировом интеграционном потоке, ориентируясь, прежде всего, на страны-партнеры в Восточной Азии.
Свое первое соглашение о свободной торговле, официальное название которого «Соглашение между Японией и Сингапуром о партнерстве в новом веке»,[19] Япония подписала в январе 2002 г. Оно ликвидировало импортные и экспортные тарифы на 98% торговой номенклатуры. В качестве первопроходца Сингапур был выбран не случайно. Сингапур — это город-государство, в котором практически нет сельскохозяйственного производства, что позволило обойти сопротивление влиятельного аграрного лобби Японии. Кроме того, Сингапур, являясь развитым финансовым центром Юго-Восточной Азии, давно стал объектом инвестиций для многих японских компаний, а подавляющая доля его торговли с Японией уже велась на беспошлинной основе. Соглашение с Сингапуром стало для Японии своеобразным фундаментом для продвижения аналогичных договоренностей с другими странами.
Информация о работе Внешне-экономическая деятельность Японии