Внебиржевая торговля ценными бумагами.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Внебиржевой рынок (в отличие от биржи) не локализован и представляет собой сеть фирм, ведущих операции с ценными бумагами. Через внебиржевой рынок в странах с развитым рынком ценных бумаг продаются бумаги не только крупных и известных компаний, но и молодых предприятий, которые не допускаются даже на региональные или местные биржи. Основные ценные бумаги, обращающиеся на внебиржевом рынке — акции и облигации.
Особенностью внебиржевой торговли является то, что ценные бумаги могут продаваться или покупаться без каких-либо количественных ограничений. Здесь не существует ни полных, ни неполных лотов, клиент может продать или приобрести любое количество ценных бумаг.

Содержание

I. Теоретическая часть…………………………………………………………….3
1.1. Внебиржевой «уличный» рынок ценных бумаг,
характеристика деятельности и его особенности……………………………….3
1.2. Участники первичного внебиржевого рынка ценных бумаг……………...5
1.3. Внебиржевые сделки, их виды и характеристика………………………….6
1.4. Формы и методы организации внебиржевой торговли
ценными бумагами………………………………………………………………..7
1.5. РТС как форма организации внебиржевого рынка,
правила и стандарты торговли в РТС…………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….16
II. Практическая часть…………………………………………………………...17
2.1. Задача………………………………………………………………………...17
2.2. Тестовые задания……………………………………………………………17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Санкт – Петербургский  Государственный университет

сервиса и экономики

институт региональной экономики  и управления


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

 

по дисциплине: Рынок ценных бумаг

 

Тема: Внебиржевая торговля ценными бумагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Выполнил(а) студентка 4 курса

                       Заочной формы обучения

                       Специальность: 080109.65 (0605)

                       Вдовина Анна Дмитриевна

                                                                                       Шифр: з.9.52.005

                                                                                       Проверил(а)_________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание.

I. Теоретическая часть…………………………………………………………….3

1.1. Внебиржевой «уличный» рынок  ценных бумаг,

характеристика деятельности и  его особенности……………………………….3

1.2. Участники первичного внебиржевого рынка ценных бумаг……………...5

1.3. Внебиржевые сделки, их виды  и характеристика………………………….6

1.4. Формы и методы организации  внебиржевой торговли

ценными бумагами………………………………………………………………..7

1.5. РТС как форма организации  внебиржевого рынка,

правила и стандарты торговли в РТС…………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….16

II. Практическая часть…………………………………………………………...17

2.1. Задача………………………………………………………………………...17

2.2. Тестовые задания……………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть.

1.1. Внебиржевой «уличный» рынок ценных бумаг, характеристика деятельности и его особенности.

Внебиржевой рынок (в отличие от биржи) не локализован и представляет собой сеть фирм, ведущих операции с ценными бумагами. Через внебиржевой рынок в странах с развитым рынком ценных бумаг продаются бумаги не только крупных и известных компаний, но и молодых предприятий, которые не допускаются даже на региональные или местные биржи. Основные ценные бумаги, обращающиеся на внебиржевом рынке — акции и облигации.

Особенностью внебиржевой торговли является то, что ценные бумаги могут  продаваться или покупаться без  каких-либо количественных ограничений. Здесь не существует ни полных, ни неполных лотов, клиент может продать или приобрести любое количество ценных бумаг.

Профессиональными участниками внебиржевого рынка являются дилеры — дилерские  фирмы. Именно они являются промежуточным  звеном между продавцами и покупателями ценных бумаг. Дилеры осуществляют сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, т.е. выступают как принципалы. Поэтому дилерские фирмы всегда имеют в запасе (в расчете на спрос) определенное количество ценных бумаг различных компаний.

Дилерская фирма продает клиенту  ценные бумаги с наценкой по отношению к той цене, по которой они были ею куплены, а покупает их у клиента со скидкой по отношению к цене, по которой они должны быть в дальнейшем проданы. Именно эта сумма, состоящая из наценки и скидки, образует прибыль фирмы.

Если клиент, обращаясь в  дилерскую фирму, делает заказ на покупку определенного количества акций интересующей его компании, то он получает их со скидкой. Если такие акции в данный момент на фирме имеются в наличии, то дилер предлагает их купить по объявляемой им самим цене с учетом скидки. Если у дилерской компании нет интересующих клиента ценных бумаг, то тогда дилер, работающий с этим клиентом, покупает их у другого дилера или у фирмы, предлагающей к реализации такие бумаги.

Таким образом, на внебиржевом рынке  существуют два типа взаимоотношений: между дилером и клиентом (продавцом или покупателем ценных бумаг) и между дилером и другим дилером. Цена в сделках между дилерами (дилерскими компаниями или домами) носит название внутренней оптовой или дилерской, а цена, по которой бумаги продаются клиенту, называется окончательной или розничной.

В розничной цене наценка (скидка) устанавливается по отношению к  внутренней. Если дилерская фирма  продает бумаги клиенту, покупая  их у другого дилера, то клиент приобретет необходимые для него бумаги с наценкой. Если же фирма покупает бумаги у клиента, обязуясь их в дальнейшем продать, то в этом случае розничная цена будет устанавливаться со скидкой по отношению к оптимальной внутренней цене, по которой они могут быть проданы другой фирме. Размер скидки (наценки), как правило, составляет не более 5% внутренней цены.

На развитых рынках ценных бумаг, прежде всего рынках США, у крупных инвестиционных банков и брокерских фирм, имеющих  места на бирже, существуют и специальные  структуры (например, отделения), которые ведут операции на внебиржевом рынке.

Внебиржевой рынок ценных бумаг, отличительной  особенностью которого является автоматизированная система электронных котировок, не может в полном объеме дать информацию о фондовом рынке, поскольку в  любую национальную систему включаются ценные бумаги только тех компаний, которые имеют значительный уставный капитал (для каждой страны, естественно, этот уровень различный). Эти компании должны представлять полную информацию о своем финансовом положении, так же как и те, которые регистрируются на бирже. Исходя из этих условий, молодые компании не могут попасть в национальную автоматизированную систему котировок ценных бумаг, поэтому цены на их бумаги определяются по-прежнему телефонным способом. Но и котировки, которые охватывает любая национальная автоматизированная система, рассчитываются только зарегистрированными дилерскими компаниями страны, а порой, особенно на возникающих рынках, бывает так, что дилерская компания, не работающая с какими-то ценными бумагами, может предложить в данный момент лучшую цену по этим бумагам.

Страны, в которых существуют национальные ассоциации дилеров, разрабатывают  специальные юридические нормы  их работы на внебиржевом рынке. Например, в США, если дилер проводит операции по купле-продаже с разрывом в ценах большим, чем средняя разница между ценами продажи и покупки по этому виду ценных бумаг, его заносят в “черный список” и наказывают в соответствии с действующим законодательством — крупным штрафом или даже тюремным заключением.

В начале 80-х гг. в странах со сложившимися внебиржевыми рынками  были введены консолидированные (обобщенные) системы котировок ценных бумаг, обращающихся и на бирже, и на внебиржевом  рынке.

Этим было положено начало практическому  сближению аукционного биржевого и дилерского внебиржевого рынков.

1.2. Участники первичного  внебиржевого рынка ценных бумаг.

Участниками первичного рынка выступают:

1. Эмитенты (продавцы) ценных бумаг.

Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг. В основном это корпоративный сектор, но также в качестве эмитентов могут выступать федеральное правительство, муниципалитеты.

2. Посредники.

К ним относятся инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, фирмы, агентства, представительства, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг, другие финансово-кредитные учреждения;

3. Инвесторы (покупатели) ценных  бумаг.

Инвесторы, ищущие выгодную сферу  для применения своего капитала, формируют  спрос на ценные бумаги. В качестве инвесторов могут выступать кредитно-финансовые учреждения, индивидуальные и институциональные инвесторы и другие субъекты.

1.3. Внебиржевые сделки, их виды и характеристика.

Внебиржевая сделка — это сделка с финансовым инструментом (акция, облигация, депозитарная расписка), заключённая сторонами напрямую, а не через биржу. Большинство внебиржевых сделок заключается через организаторов торговли, однако в отличие от биржевых торгов, на внебиржевом рынке организатор не несёт ответственность в случае неисполнения обязательств одним из участников. Для заключения внебиржевых сделок не требуется резервировать средства накануне торгов, так как участники сделок рассчитываются напрямую.

Типы внебиржевых сделок:

Поставочный форвард — является самой распространённой формой заключения внебиржевых сделок, одна сторона поставляет базовый актив, другая платит деньги. Сделки спот можно рассматривать как частный случай таких сделок с «ближайшим» сроком расчётов.

Расчётный форвард — является менее распространённой формой. Для России данный вид сделок является достаточно редким ввиду своей правовой незащищённости. В 1998 году после августовского кризиса российским судом было отказано нескольким зарубежным банкам в их исках по поводу неуплаты российскими банками их обязательств по расчётным форвардам. Российский суд приравнял данные сделки к пари.

Внебиржевой опцион — распространённый тип внебиржевой сделки, по которой одна сторона получает право, но не обязательство на покупку/продажу актива. Не следует путать внебиржевые опционы со стандартными биржевыми. Для внебиржевых рынков опцион является скорее не инструментом торговли, а типом сделки, тогда как для биржевых торгов биржевой опцион является именно финансовым инструментом.

1.4. Формы и методы  организации внебиржевой торговли

ценными бумагами.

Внебиржевая торговля ценными бумагами – это торговля ценными бумагами между участниками рынка, осуществляемая в отсутствие единого организатора рынка. Это децентрализованная форма  торговли ценными бумагами. Внебиржевая торговля еще называется «уличным» рынком, торговлей «с прилавка».

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года от даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Существует несколько способов размещения эмиссионных ценных бумаг: распределение, подписка, конвертация, обмен, приобретение.

Распределение (только для акций) –  размещение акций среди заранее  известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Это возможно в двух случаях:

1)  при увеличении уставного  капитала за счет нераспределенной прибыли;

2)  при учреждении акционерного  общества.

Подписка – это размещение ценных бумаг (акций и облигаций) путем  заключения договора купли-продажи  на возмездной основе. Подписка осуществляется в двух формах:

1)  закрытая подписка – размещение ценных бумаг среди заранее ограниченного круга участников;

2)  открытая подписка – размещение  ценных бумаг среди потенциально  неограниченного круга инвесторов.

Конвертация – размещение одного вида ценных бумаг в другой вид на заранее установленных  условиях. Конвертация может быть:

- облигаций в новые  облигации;

- облигаций в привилегированные  и обыкновенные акции;

- привилегированные  акции в новые привилегированные  или обыкновенные акции;

- обыкновенные акции  только в обыкновенные акции  при реорганизации акционерного общества.

Обмен – это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. Обмен возможен только для акций, без заключения договора купли-продажи.

Приобретение – это размещение акций вновь создаваемого акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или приватизации государственного предприятия.

Первичный рынок имеет  собственные методы размещения ценных бумаг: андеррайтинг, публичный метод, прямой (частный) метод, конкурентные торги и новая технология.

Андеррайтинг.

Это среднесрочный  договор между эмитентом и  инвестиционным банком о размещении ценных бумаг. Наибольшее распространение  получил в США, Англии, Канаде (где  есть инвестиционные банки, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг). В России он также нашел свое применение. Существует три вида андеррайтинга. Согласно первому эмитент ценной бумаги заключает договор с инвестиционным банком, на основании которого банк консультирует эмитента по вопросам эмиссии и размещении ценных бумаг. Эмитент оставляет за собой право самому распределять ценные бумаги в течение определенного срока, а затем по истечении срока инвестиционный банк приобретает не размещенные эмитентом ценные бумаги и размещает их на вторичном рынке. За это банк имеет комиссионное вознаграждение. Такой метод размещения выгоден как для эмитента, так как он с одной стороны, может сам разместить пакет ценных бумаг по курсовой цене, а с другой стороны, он уверен в реализации всего эмитированного пакета ценных бумаг и привлечении соответствующей, необходимой суммы денежных средств. Банку это тоже выгодно, так как он имеет вознаграждение от эмитента, а за последующую реализацию ценной бумаги получает курсовую маржу как разницу между приобретением ценных бумаг у эмитента и их реализацией на рынке. Как правило, такой вид андеррайтинга используется, когда акции компании уже востребованы инвесторами и нет особых проблем с их реализацией.

Согласно второму  виду договора инвестиционный банк берет на себя обязательство либо выкупить ценные бумаги, либо предоставить равноценный кредит эмитенту (равный номинальной стоимости выпущенных ценных бумаг). В данном случае эмитент сразу получает необходимую сумму денежных средств и направляет ее в производство, что не приводит к перерыву в производственном цикле и соответственно увеличивает оборачиваемость капитала. Банк за это получает комиссионное вознаграждение. Однако если в первом случае эмитент не занимается реализацией ценных бумаг, то во втором случае, получив кредит, эмитент направляет эти деньги в производство, а сам продолжает заниматься реализацией собственных ценных бумаг. Он реализует их по курсовой стоимости, за что получает учредительскую прибыль (разницу между курсовой стоимостью и номиналом) и из нее выплачивает проценты по кредиту. При таком договоре обязательство по консультированию и помощи в эмиссии ценных бумаг берет на себя банк, за что и получает комиссионное вознаграждение. Такой вид договора подписывают, как правило, эмитенты не уверенные в быстрой реализации ценных бумаг и предпочитающие сразу получить деньги и возместить расходы, связанные с эмиссией, за счет возрастания прибыли предприятия.

Информация о работе Внебиржевая торговля ценными бумагами.