Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития торговли, так как именно торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ………………………………..5
1.1 Понятие и сущность торговли……………………………………………….. 5
1.2 Виды торговли…………………………………………………………..……8
1.3. Роль торговли в экономике…………………………………………………11
2. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ……………….…...14
2.1 Влияние торговой отрасли на состояние экономики
сельского хозяйства……………………………………………………………..14
2.2 Функционирование экономики России с помощью
торгово-экономических отношений с Китаем………………………..….…….17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ…..….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
Кафедра экономического анализа и статистики
по дисциплине «Экономика отрасли» на тему:
Влияние торговой отрасли на эффективность функционирования экономики.
Выполнила студентка 2 курса, группы ЭЗ – 25
Специальность «Экономика и управление
на предприятии (по отраслям)»
Кузнецова Ксения Сергеевна
«_____»____________________ 20__ г.
_________________ (подпись студента)
Оценка ___________________________
_______________________ Пфлюг В.П.
Пермь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ………………………………..5
1.1 Понятие и сущность торговли……………………………………………….. 5
1.2 Виды торговли…………………………………………………………
1.3. Роль торговли в экономике…………………………………………………11
2. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ……………….…...14
2.1 Влияние торговой отрасли на состояние экономики
сельского хозяйства………………………………………………………
2.2 Функционирование экономики России с помощью
торгово-экономических отношений с Китаем………………………..….…….17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ…..….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Торговля - одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.
Современное состояние экономики России характеризуется завершением первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой конкуренции, как фирм-производителей, так и торговых компаний.
Развитие торговли, торговых отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.
Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.
Цель торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.
Также торговля играет огромную
роль в осуществлении процесса расширенного
воспроизводства; является активным посредником
между производством и
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития торговли, так как именно торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью данной работы является изучение и влияние торговой отрасли на эффективность функционирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты торговой отрасли, понятия торговли, ее виды и роли в экономике. Проанализировать публицистические статьи о торговой отрасли в России на данный момент и сделать выводы. Описать тенденции и перспективы развития.
Работа выполнена на основе анализа законодательной литературы (Приказа от 31 марта 2011 г. N 422 об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года); публицистической (Газета "Сельское хозяйство"); учебной (Авилочкина О.В. Иванова О.А. и др. Российская торговая энциклопедия) и прочими ресурсами.
Эпоха торговли уходит корнями
в далекое прошлое. С развитием
транспортных сообщений в торговлю
вовлекались все больше территориально
обособленных регионов с различными
ресурсами, как природными, так и
созданными человеком. С развитием
производства, новых отраслей хозяйства
и появлением уникальных технологий
и продуктов дифференциация между
отдельными регионами неизбежно
усиливалась. Различия в обеспечении
природными ресурсами, отсутствие возможности
произвести продукт внутри региона,
в том числе и отдельно взятым
человеком для личного
Торговля в настоящее
время является, пожалуй, одним из
наиболее привлекательных видов
деятельности, в особенности для
так называемого малого и среднего
бизнеса. В первую очередь эта
привлекательность заключается
в довольно быстром обороте денежных
средств и получении прибыли.
Многие, начиная собственное дело,
как способ накопления первоначального
капитала используют именно торговую
деятельность. Разумеется, как и
во всяком другом роде деятельности, связанном
с вложением собственных
Условием для образования
мирового рынка торговли послужил технический
и научный прогресс транспорта и
связи, которые в сочетании с
торговыми отношениями
Понятие торговли можно найти в Российской Торговой Энциклопедии, согласно которой под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. [1,c.15]
С точки зрения предпринимательства,
торговля представляет собой вид
деятельности, направленный на извлечение
дохода, где объектом действий является
товарообмен, купля-продажа товаров,
а также сопутствующие
Объектом любой торговли
является товар. Неотъемлемым признаком
товара является его качественная характеристика,
направленная на удовлетворение различных
нужд и потребностей. Другой характерный
признак товара - способность к
динамичному гражданско-
Первым нормативным актом, провозглашающим право граждан и юридических лиц осуществлять торговлю, практически без каких бы то ни было ограничений, стал Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года №65 «О свободе торговли».
Этот Указ предоставил организациям (независимо от формы собственности), а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением товаров, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.
Единственным ограничением
являлся запрет на торговлю на проезжей
части улиц, станциях метрополитена,
аэропортах, пассажирских судах и
поездах, вокзалах, территориях, прилегающих
к зданиям государственных
Сущность торговли и ее миссия реализуется через функции:
1. Объем оборота торговли
является важнейшим
2. В ходе торговли товары
получают, или не получают общественное
признание, и производители
3. Оборот торговли характеризует
благосостояние населения и
4. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду.
5. Торговля способствует
сближению уровня жизни
6. Торговля способствует
рациональному денежному
7. Торговля является
8. Торговля активно влияет
на народное потребление,
9. Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство.
10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления
1.2. Виды торговли
По месту купли-продажи торговля делится на:
- внутреннюю;
- внешнюю.
При внутренней торговле товар не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).
При внешней торговле товар переходит границу государства. При этом различают три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.[4,c.41]
Если покупатель в России, а продавец с товаром находится в Германии, то товар перейдет из Германии через границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует свой товар в Китай и повезет его через Россию, то для России это будет транзитный провоз товара (транзит).
По объемам купли-продажи торговля делится на:
• оптовую,
• розничную.
За последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная торговля всех видов через глобальную вычислительную сеть Intеrnеt(. Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.[9,c.53]
Оптовая торговля представляет
собой деятельность по продаже товаров
тем, кто приобретает их с целью
перепродажи или
• последующим продавцам (розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи);
• для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии;
• крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.
В таб. 1 представлены виды оптовой торговли [14,c.57]
Таблица 1
Виды оптовой торговли
Признак классификации |
Вид оптовой торговли |
Пример |
|
ЗАКУПОЧНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ |
Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного сырья |
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ |
Закупка кожи у кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (гот.прод.) | |
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕМ И МАТЕРИАЛАМИ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ) |
Покупает товары в больших объемах у производителей и продает в меньших объемах розничным торговцам или индивидуальным производителям | |
|
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ ШИРОКОГО АССОРТИМЕНТА |
Оптовая торговля продовольственными товарами |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ |
Оптовая торговля электротехнической продукцией |
Информация о работе Влияние торговой отрасли на эффективность функционирования экономики