Влияние торговой отрасли на эффективность функционирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития торговли, так как именно торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ………………………………..5
1.1 Понятие и сущность торговли……………………………………………….. 5
1.2 Виды торговли…………………………………………………………..……8
1.3. Роль торговли в экономике…………………………………………………11
2. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ……………….…...14
2.1 Влияние торговой отрасли на состояние экономики
сельского хозяйства……………………………………………………………..14
2.2 Функционирование экономики России с помощью
торгово-экономических отношений с Китаем………………………..….…….17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ…..….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике отрасли.docx

— 71.32 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

Кафедра экономического анализа  и статистики

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика отрасли» на  тему:    

Влияние торговой отрасли на эффективность функционирования экономики.

 

 

Выполнила студентка 2 курса, группы ЭЗ – 25

Специальность «Экономика и управление

на предприятии (по отраслям)»

Кузнецова Ксения Сергеевна

«_____»____________________ 20__ г.

_________________ (подпись студента)

Оценка ___________________________

_______________________ Пфлюг В.П.

 

 

 

Пермь  2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ………………………………..5

1.1 Понятие и сущность торговли……………………………………………….. 5

1.2 Виды торговли…………………………………………………………..……8

1.3. Роль торговли в экономике…………………………………………………11

2. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ……………….…...14

2.1 Влияние торговой отрасли на состояние экономики

сельского хозяйства……………………………………………………………..14

2.2 Функционирование экономики России с помощью

торгово-экономических отношений с Китаем………………………..….…….17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ…..….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...26 

ВВЕДЕНИЕ

Торговля - одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней  людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.

Современное состояние экономики  России характеризуется завершением  первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой  конкуренции, как фирм-производителей, так и торговых компаний.

Развитие торговли, торговых отношений, обмена материальными и  духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального  и духовного уровня людей.

Отсутствие торговли, как  известно, характеризовало состояние  доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.

Цель торговли заключается  в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.

Также торговля играет огромную роль в осуществлении процесса расширенного воспроизводства; является активным посредником  между производством и потреблением, воздействует на производство, формирует вкусы и потребности.

Актуальность выбранной  темы заключается в возрастающей важности развития торговли, так как  именно торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Целью данной работы является изучение и влияние торговой отрасли  на эффективность функционирования экономики.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи: рассмотреть теоретические  аспекты торговой отрасли, понятия  торговли, ее виды и роли в экономике. Проанализировать публицистические статьи о торговой отрасли в России на данный момент и сделать выводы. Описать тенденции и перспективы развития.

Работа выполнена на основе анализа законодательной литературы (Приказа от 31 марта 2011 г. N 422 об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года); публицистической (Газета "Сельское хозяйство"); учебной (Авилочкина О.В. Иванова О.А. и др. Российская торговая энциклопедия) и прочими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ 

 

      1. Понятие и сущность торговли

Эпоха торговли уходит корнями  в далекое прошлое. С развитием  транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и  созданными человеком. С развитием  производства, новых отраслей хозяйства  и появлением уникальных технологий и продуктов  дифференциация между  отдельными регионами неизбежно  усиливалась. Различия в обеспечении  природными ресурсами, отсутствие возможности  произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с  целью потребления  необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому   возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия  торговли, приобретаемые ресурсы  стали именоваться товаром.[11,c.47]

Торговля в настоящее  время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов  деятельности, в особенности для  так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта  привлекательность заключается  в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального  капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и  во всяком другом роде деятельности, связанном  с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как обстояло дело с рынком потребительских товаров 10-15 лет назад. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.[13,c.25]

Условием для образования  мирового рынка торговли послужил технический  и научный прогресс транспорта и  связи, которые в сочетании с  торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство.  Торговля – это связующее звено  между производителем ресурсов –  товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку  превращения «деньги-товар-деньги». Зачастую не всегда производитель имеет возможность как физическую, так и экономическую донести свой продукт до конечного потребителя. В то же время производители являются потребителями ресурсов с целью дальнейшего воспроизводства, поэтому также сами являются покупателями и приобретают ресурсы – товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую оптовую сеть.

Понятие торговли можно найти  в Российской Торговой Энциклопедии, согласно которой под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. [1,c.15]

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид  деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей  в процессе реализации товаров и  обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком  товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных  нужд и потребностей. Другой характерный  признак товара - способность к  динамичному гражданско-правовому  обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве.

Первым нормативным актом, провозглашающим право граждан  и юридических лиц осуществлять торговлю, практически без каких  бы то ни было ограничений, стал Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года №65 «О свободе торговли».

Этот Указ предоставил  организациям (независимо от формы  собственности), а также гражданам  право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных  разрешений, с уплатой установленных  платежей и сборов, за исключением  товаров, реализация которых запрещена  или ограничена действующим законодательством.

Единственным ограничением являлся запрет на торговлю на проезжей части улиц, станциях метрополитена, аэропортах, пассажирских судах и  поездах, вокзалах, территориях, прилегающих  к зданиям государственных органов  власти и управления, в детских  дошкольных и школьных учреждениях.

Сущность торговли и ее миссия реализуется через функции:

1. Объем оборота торговли  является важнейшим показателем  развития экономики страны в  целом. Так как после продажи  товаров возмещаются затраты  производителей и образуется  основа для дальнейшего воспроизводства. 

2. В ходе торговли товары  получают, или не получают общественное  признание, и производители получают  или не получают стимул для  дальнейшего их выпуска. 

3. Оборот торговли характеризует  благосостояние населения и уровень  его жизни (80% материальных потребностей  людей, удовлетворяются с помощью  купленных товаров).

4. Торговля важное звено  в осуществлении распределения  по труду. 

5. Торговля способствует  сближению уровня жизни населения  разных социальных групп, разных  регионов и стран. 

6. Торговля способствует  рациональному денежному обращению. 

7. Торговля является плательщиком  налогов и поэтому учувствует  в формировании государственных  доходов. 

8. Торговля активно влияет  на народное потребление, определяя  набор потребительских благ, их  качество и влияя на способ  потребления. 

9. Торговля активно способствует  интеграции страны в мировое хозяйство.

10. Торговля стимулирует  прогресс в сфере производства и потребления

 

1.2. Виды торговли

По месту купли-продажи  торговля делится на:

- внутреннюю;

- внешнюю.

При внутренней торговле товар  не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности  в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя  торговля).

При внешней торговле товар  переходит границу государства. При этом различают три формы  торговли: импортную, экспортную и транзитную.[4,c.41]

Если покупатель в России, а продавец с товаром находится  в Германии, то товар перейдет из Германии через границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует  свой товар в Китай и повезет  его через Россию, то для России это будет транзитный провоз товара (транзит).

По объемам купли-продажи торговля делится на:

• оптовую,

• розничную.

За последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная торговля всех видов  через глобальную вычислительную сеть Intеrnеt(. Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.[9,c.53]

Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров  тем, кто приобретает их с целью  перепродажи или профессионального  использования, т.е.:

• последующим продавцам (розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи);

• для производственного  использования на промышленном или ремесленном предприятии;

• крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.

В таб. 1 представлены виды оптовой  торговли [14,c.57]

Таблица 1

Виды оптовой торговли

 

Признак классификации 

Вид оптовой торговли

Пример 

  1. по функциональному признаку

ЗАКУПОЧНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного  сырья

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ

Закупка кожи у кожевенного  завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (гот.прод.)

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕМ И  МАТЕРИАЛАМИ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ  ТОРГОВЛЯ)

Покупает товары в больших  объемах у производителей и продает  в меньших объемах розничным  торговцам или индивидуальным производителям

  1. по степени специализации номенклатуры

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ ШИРОКОГО АССОРТИМЕНТА

Оптовая торговля продовольственными товарами

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОПТОВАЯ  ТОРГОВЛЯ

Оптовая торговля электротехнической продукцией

Информация о работе Влияние торговой отрасли на эффективность функционирования экономики