Влияние МВФ на экономическую политику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Выход экономики России на мировую арену, включение её в международные экономические отношения, не могут оградить её от влияния и необходимости сотрудничества с межгосударственными валютно–финансовыми институциональными структурами: Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, которые призваны осуществлять регулирование мировых экономических и валютно-финансовых отношений.

Содержание

Введение
3
1. Международный валютный фонд.
5
1.1 История создания фонда, его цели и задачи
5
1.2 Роль МВФ в мировой экономике
9
2. Взаимоотношения МВФ и России
11
2.1 История взаимоотношений МВФ и России
11
2.2 Размеры, цели займов, механизмы погашения
12
2.3 МВФ и Россия на современном этапе
15
3. Перспективы влияния МВФ на экономику России
22
Заключение
25
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Международный валютный фонд и Россия.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

По словам Кудрина, возможность  привлекать кредиты МВФ в большей  степени нужна странам, находящимся  в критической ситуации.

В частности, по его словам, речь идет о предоставлении ресурсов МВФ в качестве размещения своих  золотовалютных резервов на 10 млрд. долларов, внесении ресурсов в фонд ЕврАзЭС. Путин также поручил министру финансов в диалоге с руководством МВФ обратить внимание на необходимость поддержки «некоторых наших партнеров по СНГ.

Стоит отметить, что отказ  России «накачивать SDR» свидетельствует о том, что наше правительство отказалось от идеи новой валюты на базе этого финансового инструмента. После начала мирового экономического кризиса знаменитый американский инвестор Джордж Сорос предложил именно на основе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Планировалось также расширить базовую валютную корзину.

За эту идею ухватился  Китай. Россия эту идею поддержала. В конце марта президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с министрами финансов стран СНГ заявил, что система мировых резервных валют нуждается в радикальном изменении.

«По этому поводу существует дискуссия. Ряд наших партнеров  придерживаются точки зрения, что в этой сфере все в порядке, что достаточно немного укрепить базовые мировые валюты, в том числе доллар, чтобы наступили спокойствие и порядок. Мы придерживаемся другой точки зрения», − заявил Медведев.

По его словам, Россия «считает, что мировой финансовый кризис связан с определенными проблемами в функционировании мировых резервных валют». Говоря о повышении статуса SDR, президент отметил, что эта тема «безусловно, может стать актуальной в самом ближайшем будущем».

Однако теперь, видимо, Россия не только отказывается от участия  в программе SDR, но и прощается с идеей создания мировой валюты на базе специальных прав заимствования. По мнению аналитиков, перспектив у этого проекта немного.

Идея единой наднациональной  валюты на базе расчетной единицы  МВФ немного поутихла. Главный  сторонник нашей страны в этом вопросе – Китай − видимо, решил пойти по-другому, более эволюционному пути, подготавливая почву для создания региональной резервной валюты. В одиночку же России продвигать подобные идеи бессмысленно. Поэтому вряд ли на нынешнем саммите министров финансов и глав Центробанков G20 вопрос о новой резервной валюте будет затронут [9].

В таблице 1 представлена структура внешнего долга на 1 декабря 2012 года. Правительство РФ предлагает уточнить и перераспределить функции Минфина РФ и Центрального банка, связанные с участием России в деятельности Международного валютного фонда в части проведения отдельных операций за счет золотовалютных резервов РФ.

Таблица 1 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2012 года [27].

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

40 872,9

31 571,9

Задолженность перед  официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

345,5

266,9

Задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба

1 131,1

873,7

Задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

983,7

759,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР*

56,0

43,3

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

2 034,8

1 571,8

Задолженность по внешним  облигационным займам

34 910,4

26 966,2

 внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 544,9

 внешний облигационный заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 544,9

 внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 677,6

 внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 703,5

 внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 544,9

Задолженность по ОВГВЗ

10,7

8,2

 в том числе:

   

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 400,7

1 082,0

*обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов


 

Поправки в закон  о ЦБ и постановление от 1992 года «О вступлении РФ в Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития», а также в статью 149 части второй Налогового кодекса правительство внесло в Госдуму в конце 2010 года.

В сопроводительных материалах к документу отмечается, что с 2005 года, после досрочного возврата Россией заимствованных у МВФ средств, страна перешла к полноценному партнерству с фондом. Это подразумевает ее участие в различных операциях, предусмотренных статьями соглашения МВФ, таких как покупка и продажа специальных прав заимствования, участие в новых соглашениях о заимствованиях, покупка облигаций фонда, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран.

Поскольку за этот период возросло количество и объемы операций, в которых участвует Россия, возникла необходимость более рационального перераспределения функций между Минфином РФ и ЦБ, представляющих Россию в МВФ, а также определения источников финансирования расходов по участию России в Международном валютном фонде, говорится в законопроекте.

В связи с этим предлагается в законе о Центробанке внести нормы, согласно которым Банк России является депозитарием средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями соглашения МВФ, заключенными договорами с фондом, а также заключает по предложению правительства РФ другие договоры с МВФ.

В ходе реализации этих норм ЦБ сможет использовать золотовалютные резервы для размещения их в ценные бумаги (облигации) фонда и другие операции с долговыми инструментами МВФ.

Одновременно предлагается сохранить за Минфином РФ полномочия по представлению России в совете управляющих фонда, а также обязательство  финансировать содержание российской исполнительной дирекции в МВФ.

Минфин России также  обеспечивает участие РФ в донорских  программах и программах технической  помощи фонда, а также инициативах, связанных со списанием задолженности  беднейших стран перед фондом.

В статье 149 НК предлагается ввести дополнительный подпункт, освободив Банк России от уплаты НДС при проведении депозитарных операций и других услуг, осуществляемых в рамках статей соглашений МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциации развития.

 

3. Перспективы влияния МВФ на экономику России

 

Условия и требования, с выполнением которых страна – заёмщик получает кредит от МВФ, подразделяются на три группы:

- осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации;

- приватизация и другие структурные преобразования экономической системы;

- либерализация внешнеэкономической деятельности.

Основной источник нарушения  макроэкономической и финансовой стабилизаций Российской экономики МВФ видит в дефиците государственного бюджета. Начиная с 2010 г., Фонд осуществляет сбор информации о предполагаемых изменениях в фискальной и монетарной политике, а также в сфере поддержки финансового сектора стран двадцатки, анализирует соответствие отдельных мер задачам устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики.

 В тоже время,  несмотря на определённые успехи  МВФ в борьбе с мировым финансовым кризисом 2008-2009гг., разногласия между отдельными странами «Группы двадцати» относительно роли Фонда в мировой экономике усиливаются. В перспективе это может оказать негативное влияние на доверие к МВФ и осложнить процесс скоординированного выхода национальных экономик из кризиса [11]. Расхождения в оценке эффективности действий Фонда особенно становятся заметными при решении приоритетных для каждой из стран проблем и мнений по этим проблемам, высказываемым странами - лидерами в МВФ. Это вынуждает страны использовать другие стабилизационные меры для своих экономик в обход МВФ. Чаще всего наиболее привлекательными являются двусторонние соглашения или действия в одностороннем порядке, а также международные или региональные организации, оказывающие финансовую поддержку на более выгодных условиях, чем МВФ.

В качестве примера потери МВФ своих былых позиций, можно привести озабоченность стран Евросоюза, заключающуюся в растущих системных рисках, обусловленных снижением стабильности государственных финансов и высоким бременем государственного долга и возможным вмешательством Фонда в сложившуюся ситуацию. Вторжение МВФ в еврозону может привести к её развалу, а также скажется на кредитоспособности стран, входящих в Евросоюз.

В этой связи страны зоны евро поддерживают растущее влияние  МВФ, положительно оценивая его роль в стабилизации мировой экономики, при этом проводят курс на большую самостоятельность в решение внутренних проблем. Это выражается в разработке европейских инструментов как дополняющих, так и альтернативных финансовой помощи МВФ [8].

Так возможность создания Европейского валютного фонда (ЕВФ) рассматривается странами ЕС, как альтернатива МВФ. Перед ЕВФ предполагается в первую очередь поставить задачу противостояния растущему неформальному регулированию мировой экономики со стороны МВФ под превалирующим влиянием США на принятие решений и предстоящим сокращением доли ЕС в ходе реформы его квот.

Неустойчивость, нестабильность, высокая степень изменчивости рыночной конъюнктуры, спроса и цен на рынках капитала представляет основные финансовые риски для стран с развивающимся рынком, к которым относится и Россия. Комбинация финансовой либерализации с регулирующим надзором и возможностью вводить отдельные элементы контроля движения капитала на национальном уровне имеет для таких стран преобладающее значение.

Стремление сохранения высокой степени самостоятельности в рамках международных обязательств и приобретение более значимой роли в мировой экономике определяют позицию стран развивающихся экономик – БРИК (Бразилии, России, Индии, Китая) в отношении эффективности МВФ. Это особо заметно по их согласию участвовать в увеличении ресурсов Фонда, содействовать росту эффективности оценок и прогнозов, осуществляемых Фондом, т.е. в готовности стран БРИК взять на себя лишние издержки и риски скоординированного развития мировой экономики, при условии увеличения их доли в контроле над международной финансовой структурой. Кроме этого страны БРИК больше предрасположены к созданию и реализации внутренних инструментов противостояния глубоким финансовым рискам, которые заключаются в формировании своей курсовой политики, в ограничении движения капитала, в накоплении своих золотовалютных резервов. Все эти условия стран БРИК идут в разрез с жёсткими правилами МВФ. Однако, этого требует складывающаяся экономическая ситуация в этих странах, и постепенное вытеснение стран лидеров МВФ с мировой экономической арены.

В краткосрочной перспективе более вероятным сценарием развития событий представляется дальнейшее усиление влияния МВФ. Его деятельность будет направлена на решение трёх ключевых задач: усиление неформального регулирования мировой экономики через прогнозы и оценки; увеличение постоянных финансовых ресурсов Фонда и координация деятельности участников региональных договорённостей об объединении резервов; регулирование международных потоков частного капитала [8].

Тем не менее, в долгосрочной перспективе отношение международного сообщества к МВФ может приобрести негативный оттенок, чему будет способствовать выход мировой экономики из кризиса и обусловленная этим необходимость ужесточения условий кредитной политики Фонда в странах-заёмщиках.

Анализ МВФ показал, что экономический рост в России в 2012 г. составил около 3,6% и сохранится на этом уровне и в последующие годы, имея незначительную положительную динамику, если не произойдёт резкого падения цен на нефть.

Кризисные ситуации вынуждают  Россию пользоваться кредитами МВФ, при этом стоит помнить, что финансовая зависимость, влечёт за собой навязывание порой неприемлемых для страны условий и требований.

Информация о работе Влияние МВФ на экономическую политику России