Влияние МВФ на экономическую политику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Выход экономики России на мировую арену, включение её в международные экономические отношения, не могут оградить её от влияния и необходимости сотрудничества с межгосударственными валютно–финансовыми институциональными структурами: Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, которые призваны осуществлять регулирование мировых экономических и валютно-финансовых отношений.

Содержание

Введение
3
1. Международный валютный фонд.
5
1.1 История создания фонда, его цели и задачи
5
1.2 Роль МВФ в мировой экономике
9
2. Взаимоотношения МВФ и России
11
2.1 История взаимоотношений МВФ и России
11
2.2 Размеры, цели займов, механизмы погашения
12
2.3 МВФ и Россия на современном этапе
15
3. Перспективы влияния МВФ на экономику России
22
Заключение
25
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Международный валютный фонд и Россия.doc

— 179.00 Кб (Скачать)


Титульник

 

Содержание

 

Введение

3

1. Международный  валютный фонд.

5

1.1 История создания  фонда, его цели и задачи

5

1.2 Роль МВФ в мировой  экономике

9

2. Взаимоотношения  МВФ и России

11

2.1 История взаимоотношений  МВФ и России

11

2.2 Размеры, цели займов, механизмы погашения

12

2.3 МВФ и Россия на  современном этапе

15

3. Перспективы  влияния МВФ на экономику России

22

Заключение

25

Список использованной литературы

26


 

Введение

 

Выход экономики России на мировую арену, включение её в международные экономические отношения, не могут оградить её от влияния и необходимости сотрудничества с межгосударственными валютно–финансовыми институциональными структурами: Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, которые призваны осуществлять регулирование мировых экономических и валютно-финансовых отношений. Членство в обоих валютно - финансовых институтах даёт возможность государствам на определённых условиях получать финансовые кредиты. Всемирный банк предоставляет кредиты на развитие только бедным странам. МВФ сосредоточен на сравнительно кратковременных макроэкономических кризисах, предоставляя кредит любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Наиболее влиятельной международной организацией, регулирующей международную макроэкономику, стал Международный валютный фонд, прошедший сложный путь развития.

Изначально роль МВФ заключалась в наблюдении за системой фиксированных валютных курсов. В дальнейшем с расширением числа членов, Фонд официально приобрёл статус международного, и его основной целью стало обеспечение стабильности в международной экономике путём монетарного подхода к регулированию экономической деятельности стран.

Проамериканский характер действий МВФ (из-за большей доли голосов -17%) существенно влияет на регулирование экономики страны, взявшей кредит. МВФ, предоставляя кредит, вместе с тем, сопровождает его набором условий и рекомендаций, якобы направленных на улучшение ситуации, ограничивая при этом самостоятельность, стабильность и развитие национальной экономики государства, привязывая его к международным финансовым потокам. Чаще всего условиями МВФ являются: свобода передвижения капиталов; приватизация (в том числе естественных монополий); ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных; сокращение зарплат; минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы, т.е. на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт; отказ от выделения средств на защиту окружающей среды и т.д. Такие условия способствовали 10% падению промышленного производства и гражданской войне в Югославии в 1990 г.; условия отказа в поддержке государством фермерских хозяйств и проведении девальвации местной валюты спровоцировали гражданскую войну и крах доходов населения в Руанде; получение кредита Мексикой при условии проведения масштабной приватизации, сокращения государственных расходов на фоне резкого снижения цен на нефть в 80-ые годы XX в. привели к падению мексиканской экономики. Таким образом, предложение взять, а затем возвращать внешний долг в иностранной валюте ведёт страны к ориентации экономики исключительно на экспорт.

 При всём при этом роль МВФ по преодолению и выводу из кризиса пострадавшие экономики стран – членов Фонда существенна, т.к. от того, как будет исполнена эта роль, зависит состояние мировой экономики в целом.

Цель работы: анализ взаимоотношений Международного валютного фонда и России.

Задачи:

- история возникновения МВФ, его цели существования, задачи;

- анализ роли МВФ в мировой экономике;

- история взаимоотношений МВФ и России;

- размеры, цели займов, механизмы их погашения;

- анализ отношений МВФ и России на современном этапе.

Объект исследования: Международный валютный фонд.

Предмет исследования: взаимоотношения Международного валютного фонда и России.

 

1. Международный  валютный фонд

 

1.1 История  создания фонда, его цели и  задачи

 

Международный валютный фонд является межправительственной организацией, взявшей на себя обязанности осуществлять регулирование валютно-кредитных отношений между государствами–членами фонда. Это регулирование осуществляется на основе консультаций членов МВФ и предоставления им кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса.

22 июля 1944 года на Бреттон-Вудской  конференции ООН по валютно-финансовым  вопросам была разработана хартия МВФ (основа соглашения). Окончательный вариант соглашения по созданию МВФ был подписан 27 декабря 1945 года, эта дата считается официальным днём создания Фонда. МВФ стал специализированным учреждением ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Первые валютные операции Фонд стал осуществлять с 1 марта 1947 года и первым государством, взявшим кредит в МВФ стала Франция. Основной капитал Фонда составлял 7,7 млрд. долларов.

МВФ объединяет 188 государств, в его структурах работают 2478 человек из 143 стран мира (на март 2009 г.)

Первоначально МВФ задумывался  как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, но постепенно трансформировался в международную организацию, основная цель которой - достижение стабильности в международной экономике. Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций [7]:

- надзор – предполагает право осуществлять наблюдение за состоянием макроэкономической политики страны – члена МВФ и связанным с ней курсом валюты с целью своевременного выявления макроэкономических дисбалансов и оказания правительству страны помощи для их устранения. В рамках данной функции каждая страна обязана по требованию Фонда представлять ему информацию, характеризующую состояние экономики: структурную политику правительства (состояние приватизации, рынка труда, окружающей среды), а также реальное состояние денежного, бюджетного и внешнего секторов;

- финансовая помощь – заключается в выделении стране – члену Фонда, испытывающей сложности с финансированием платежного баланса, кредита из финансовых ресурсов МВФ. Одновременно с получением кредита страна должна представить в Совет МВФ программу реформ, направленную на устранение возникших финансовых трудностей.

Кредит Международного валютного фонда заключается в покупке страной - заёмщиком иностранной валюты за национальную, а расчёт по кредиту - обратный обмен по истечении установленного договором срока. Кредит выделяется частями – траншами, второй транш поступает в страну только при условии выполнения страной – заёмщиком определённых в договоре соглашений в рамках экономических реформ. По мере улучшения платежного баланса и увеличения валютных резервов у страны – заёмщика, она обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты. Задолженность Фонду страной погашается, если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом МВФ;

- техническая помощь – заключается в помощи МВФ государствам. Сущность такой помощи состоит в содействии в сфере банковского надзора, валютной и денежной политик, в подготовке кадров, в разработке финансовых и экономических нормативно – правовых актов и др. Техническая помощь осуществляется экспертами МВФ в центральных банках, министерствах финансов и статистических органах стран, запросивших такую помощь;

- выпуск специальных прав заимствования, СДР - международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами, пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции [12]:

- международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой;

- расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями;

- валюты - фиксации валютного курса в некоторых странах;

- деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

 Официальными целями МВФ являются

- поддержка международного сотрудничества в валютно - финансовой сфере;

- обеспечение стабильности валют, содействие упорядоченным отношениям валютной сферы среди государств-членов, сдерживание обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;

- помощь государствам-членам Фонда в создании многосторонней системы расчётов между собой, в устранении валютных ограничений;

- поддержка и оказание помощи в расширении и росте международной торговли в целях развития трудовых ресурсов, обеспечения высокого уровня занятости населения и реальных доходов государств-членов Фонда;

- содействие в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в ликвидации валютных ограничений;

- выделение краткосрочных (до 1 года) и среднесрочных (до 3-5 лет) кредитов из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых странам-членам в иностранной валюте, в целях устранения нарушений равновесия в их платежных балансах, т.е. обеспечение его ликвидности.

 Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в который от каждой страны - члена введены управляющий и его заместитель (министр финансов или руководитель центрального банка). Совет управляющих МВФ один раз в год на своих сессиях решает основные вопросы деятельности Фонда, к которым относятся: приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров, внесение изменений в Статьи Соглашения. Окончательное решение по тем, или иным вопросам в Совете управляющих принимаются большинством (не менее половины) голосов; в случае рассмотрения важных вопросов, относящихся к категории стратегических, окончательное решение принимается «специальным большинством» голосов: соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов.

 В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда [7]. Установленный порядок распределения голосов даёт возможность США и другим крупным государствам иметь преимущество при голосовании и оказывать влияние на решение по ключевым вопросам Фонда.

Определяет политику и отвечает за большинство решений  МВФ Исполнительный совет, работающий на постоянной основе со штаб – квартирой в Вашингтоне. По численности Исполнительный совет сформирован из 24 исполнительных директоров. Пять из них определены в соответствии с уставом из представителей стран, имеющих наибольшие квоты в капитале МВФ (США, Германия, Япония, Великобритания и Франция). Три исполнительных директора формально избраны и представляют Саудовскую Аравию, Россию и Китай. Оставшиеся шестнадцать директоров (от 176 стран) организованы в группы, образовавшиеся с учетом принципа географического представительства или в соответствии с общими интересами. Во главе Исполнительного совета стоит директор-распорядитель, избранный на пятилетний срок. С июля 2011 года директором – распорядителем МВФ является Кристин Лагард (Франция), её первым заместителем — Джон Липски (США).

Уставной капитал МВФ складывается за счёт взносов стран-членов. Каждая страна обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов Фонда, а остальные 75 % в своей национальной валюте. Размеры квот влияют на число голосов в органах управления МВФ, сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Кроме взносов каждой страны – члена, финансовые ресурсы пополняются за счёт процентного дохода, взимаемого со стран за пользованием кредитом и из заемных средств.

 

1.2 Роль МВФ в мировой экономике

 

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы  хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в меньшей степени пострадал и не столь видимый мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков [12]. Денежные знаки не пользовались спросом из-за потери своего золотого стандарта, торговые операции стали проводиться в основном за золото, запасов которого в странах было недостаточно, для обеспечения развития и роста экономики. Стараясь сдержать экономику от кризиса, государства запасали золото и деньги, которые ещё можно было обменять на золото. Резко снизились валютные операции на финансовых биржах, росла безработица, что приводило к снижению жизненного уровня населения стран. Снова появилась бартерная торговля, производители с целью сбыта своей продукции снижали цены, что подрывало торговлю других стран, в некоторых страна был ограничен обмен национальной валюты на иностранную. В финансовом мире царила неразбериха, соотношение между стоимостью валют и между деньгами и стоимостью товаров нарушилось. Всё это привело к кризису 1929 – 1932 гг.

Международные конференции, пытавшиеся решить мировые валютные проблемы, не дали никаких результатов. Выход из создавшегося положения был только в одном – в формировании новой валютной системы и установлении жёсткого контроля за ней в масштабах всего мирового сообщества.

 Организация Международного валютного фонда, обладающего правом определения единой стоимости каждой валюты и устранения конкурентной девальвации, обеспечивающего неограниченный обмен валют и устанавливающего новый валютный порядок, особенно в послевоенный период восстановления, стала реальным выходом из создавшегося мирового финансового беспорядка.

 

2. Взаимоотношения  МВФ и России

Информация о работе Влияние МВФ на экономическую политику России