Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель работы – всесторонне исследование ВЭД и методов её регулирования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• оценить роль ВЭД в экономике государства и её правовое регулирование;
• изучить формы международных расчетов;
• рассмотреть методы регулирования ВЭД.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД 5
1.1. Роль ВЭД в экономике страны 5
1.2. Виды ВЭД 8
1.3. Законодательная база и правовое регулирование 11
2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ 15
2.1. Особенности международных расчетов 15
2.2. Участники международных расчетов 18
2.3. Выбор форм расчетов и средств платежа 22
3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 35
3.1. Общие принципы государственного регулирования 35
3.2. Административные методы регулирования ВЭД. 38
3.3. Экономические методы регулирования ВЭД производства. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Учитывая важность корреспондентских отношений, банки разрабатывают свою политику по отношению к другим банкам, определяя создание сети банков-корреспондентов для обслуживания ВЭД и расширения географии деятельности клиентов. Во всех крупных иностранных банках имеется специализированное подразделение – департамент корреспондентских отношений, посредством которого банк управляет системой корреспондентских счетов, международных операций, анализирует финансовое состояние зарубежных банков и макроэкономическое положение конкретных стран. Стратегию и политику банка в области корреспондентских отношений определяет головной офис, он внедряет новые продукты и услуги, контролирует глобальные кредитные риски на банки-контрагенты, устанавливает кредитные линии для стран и регионов, принимает решения о развитии филиальной сети. Региональные подразделения, в свою очередь, выполняют функции по сбору и анализу состояния банковской и финансовой системы стран базирования и координации взаимодействия с отделами корреспондентских отношений местных банков.
Транснациональные банки, такие как «Чейз Манхэттен бэнк», «Ситибэнк», «Бэнк оф Нью-Йорк» (США), «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Ферайнц банк» (Германия), «АБН АМРО Банк», «ИНГ-Бэрингз», «Рабо-банк» (Голландия), «Сосьете Женераль», «Банк Насиональ де Пари» (Франция), предоставляют клиентам следующие услуги в области корреспондентских отношений:
проведение расчетов с зарубежными партнерами через корреспондентские счета и филиалы ТНБ;
инвестирование средств на счетах клиентов в краткосрочные инструменты денежного рынка;
«автоматический овернайт», то есть автоматическое размещение сверхлимитных остатков на корреспондентском счете в доходные финансовые инструменты;
анализ и принятие рисков при осуществлении внешнеторговых сделок клиентов.
Суть механизма расчетов по внешнеторговым операциям состоит в том, что импортеры, получив товарные документы от экспортеров, направляют последним платежные документы, подлежащие оплате в иностранной валюте, которые они обычно продают своим национальным банкам в обмен на валюту, необходимую для продолжения или завершения операций.
В свою очередь, банки пересылают своим банкам-корреспондентам за границей эти платежные средства, по которым взыскиваются суммы с должников и зачисляются на корреспондентские счета банков» направивших ранее платежные средства. С учетом того, что счета банков-корреспондентов обеспечены иностранной валютой, уполномоченные банки экспортера могут осуществлять продажу платежных средств в различных валютах юридическим и физическим лицам для оплаты денежных обязательств за границей: импорта товаров, транспортных, страховых расходов, погашения кредита и уплаты процентов по нему.
Практически все внешнеторговые расчеты проходят через банки путем зачета встречных обязательств, без оплаты наличной валюты. Расчетная операция заключается в переносе сумм со счета банка, выдавшего платежное поручение, на счет банка, выполняющего это поручение, а затем эти суммы зачисляются на счета фирм, в пользу которых они переведены.
Расчеты по экспортно-импортным операциям и другим коммерческим сделкам носят чаще всего документарный характер, т.е. осуществляются на основе коммерческих документов, перечень и характеристика которых определяются, прежде всего, условиями внешнеторговых контрактов.
При этом клиенты банков обязаны обеспечить правильность и достоверность оформления товарно-транспортных документов, представляемых банку по экспортным поставкам, а также тщательную проверку платежных документов, выставляемых, в свою очередь, иностранным контрагентам по импорту.
Выбор конкретных условий расчетов между экспортером и импортером достигается в процессе согласования и с учетом обеспечения гарантий для каждой из сторон и фиксируется в контракте.
2.3. Выбор форм расчетов и средств платежа
В практике международной торговли большое значение имеет форма расчета за поставленную продукцию, выполненные работы или услуги. С учетом взаимных интересов участников внешнеэкономических сделок расчеты осуществляются в самых различных формах – вексель, чек, банковский перевод, расчет по открытому счету, аккредитив и инкассо.
Форма расчетов представляет собой сложившиеся в международной коммерческой и банковской практике способы оформления, передачи и оплаты товаросопроводительных и платежных документов. Указанные формы международных расчетов применяются при платежах, как наличными, так и в кредит. При этом банковские переводы используются в расчетах за наличные, документарные аккредитивы – в расчетах за наличные и при предоставлении краткосрочного коммерческого кредита, инкассовая форма расчетов– при платежах наличными, а также при расчетах с использованием коммерческого кредита.
Выбор конкретной формы расчетов, в которой будут осуществляться платежи по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон – партнеров по внешнеторговой сделке.
Порядок проведения расчетов за экспортируемые и импортируемые товары (услуги) регламентируется законодательством страны, а также подчиняется международным правилам документального оформления и оплаты платежных документов.
Применяемые формы международных расчетов отличаются по доле участия коммерческих банков в их проведении. Минимальная доля участия банков предполагается при осуществлении банковского перевода, т.е. выполнения платежного поручения клиента. Более значительна доля участия банков при проведении инкассовой операции – контроль за передачей, пересылкой товаросопроводительных документов и выдачей их плательщику в соответствии с условиями доверителя. Максимальная доля участия банков – при расчетах аккредитивами, что выражается в предоставлении получателю (бенефициару) платежного обязательства, реализуемого при соблюдении условий, содержащихся в аккредитиве.
Банковский перевод осуществляется безналичным путем одним банком другому. Иногда переводы выполняются посредством банковских чеков или других платежных документов. Коммерческие или товаросопроводительные документы направляются при данной форме расчетов от экспортера импортеру непосредственно, т.е. минуя банк.
При расчетах банковскими переводами коммерческие банки исполняют платежные поручения иностранных банков или оплачивают в соответствии с условиями корреспондентских соглашений выставленные на них банковские чеки по денежным обязательствам иностранных импортеров, а также выставляют платежные поручения и банковские чеки на иностранные банки по денежным обязательствам российских импортеров.
При выполнении переводной операции банк переводополучателя руководствуется конкретными указаниями, содержащимися в платежном поручении. Например, в платежном поручении может содержаться условие о выплате бенефициару соответствующей суммы против предоставления им указанных в платежном поручении коммерческих или финансовых документов или против предоставления им расписки.
При выполнении переводной операции банки принимают участие в расчетах путем перевода только после предоставления плательщиком в банк платежного поручения на оплату контракта. При этом банки не несут ответственности за платеж. Банки не контролируют факт поставки товаров или передачи документов импортеру, а также исполнение платежа по контракту. При данной форме расчетов в обязанности банка входит лишь перевод платежа со счета перевододателя на счет переводополучателя в момент предоставления платежного поручения.
После заключения контракта между импортером и экспортером импортер направляет в банк заявление на перевод. Поставка товара может предшествовать платежу или последовать за ним, что определяется условиями контракта и валютным законодательством стран.
Банк импортера, приняв платежное поручение от импортера, направляет от своего имени платежное поручение в соответствующий банк экспортера. Получив платежное поручение, банк проверяет его подлинность и совершает операцию по зачислению денег на счет экспортера.
Под начальным расчетом подразумевается полная оплата товара до срока или в момент перехода товара либо товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя (возможны и авансовые платежи).
В международной банковской практике банковские переводы могут использоваться для оплаты аванса по контракту, если в его условиях содержится положение о переводе части стоимости контракта (15-30%) авансом, т.е. до начала отгрузки товара. Остальная часть оплачивается за фактически поставленный товар. Авансовый платеж фактически означает скрытое кредитование экспортера и невыгоден импортеру. Кроме того, перевод аванса создает для импортера риск потери денег в случае неисполнения экспортером условий контракта и непоставки товара.
С целью защиты импортера от риска невозврата аванса в случае непоставки экспортером товара в международной банковской практике существует несколько способов защиты:
получение банковской гарантии на возврат аванса; в этом случае до перевода авансового платежа оформляется гарантия первоклассного банка;
использование документарного или условного перевода; в этом случае банк экспортера производит фактическую выплату аванса на его счет при условии предоставления им транспортных документов в течение определенного срока.
Банковские переводы являются одной из самых популярных форм расчета российских экспортеров и импортеров.
Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо. Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок. Инкассо используется в расчетах как при условиях платежа наличными, так и с использованием коммерческого кредита[3].
Зачастую проблемы в выборе форм расчетов между российскими предпринимателями и их зарубежными партнерами возникают из-за элементарного незнания нормативной базы.
При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо. Унифицированные правила по инкассо – основной международный нормативный документ, регулирующий эту форму расчетов.
Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.
Согласно Унифицированным правилам, инкассо – это операция, осуществляемая банками на основе полученных инструкций с документами в целях:
получения акцепта и/или платежа;
выдачи коммерческих документов против акцепта и/или платежа;
выдачи документов на других условиях.
В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:
чистое инкассо, т.е. инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа деньгами;
документарное инкассо, т.е. инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.
Участниками инкассовой операции являются:
доверитель – клиент, который доверяет операцию по инкассированию своему банку;
банк-ремитент – банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию;
инкассирующий банк – любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения;
представляющий банк – банк, непосредственно получающий платеж или акцепт, делающий представление документов плательщику;
плательщик – лицо, которому должны быть представлены документы в соответствии с инкассовым поручением.
Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом. После заключения контракта, в котором стороны оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар в соответствии с условиями заключенного контракта. Получив от транспортной организации транспортные документы, экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовый документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении.
Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами.
Банк-ремитент отсылает документы инкассирующему банку, которым является, как правило, банк страны-импортера.
Расчеты по инкассо, осуществляемые согласно Унифицированным правилам, выгодны как для банков, так и для сторон по сделке. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости открывать дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например, аккредитив). Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы. Поставщик будет уверен, что до момента получения денег его товар будет находиться в его распоряжении.
Информация о работе Виды ВЭД предприятия и методы её государственного регулирования