Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель работы – всесторонне исследование ВЭД и методов её регулирования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• оценить роль ВЭД в экономике государства и её правовое регулирование;
• изучить формы международных расчетов;
• рассмотреть методы регулирования ВЭД.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД 5
1.1. Роль ВЭД в экономике страны 5
1.2. Виды ВЭД 8
1.3. Законодательная база и правовое регулирование 11
2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ 15
2.1. Особенности международных расчетов 15
2.2. Участники международных расчетов 18
2.3. Выбор форм расчетов и средств платежа 22
3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 35
3.1. Общие принципы государственного регулирования 35
3.2. Административные методы регулирования ВЭД. 38
3.3. Экономические методы регулирования ВЭД производства. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
1.3. Законодательная база и правовое регулирование
Определение понятия ВЭД представлено в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».
ВЭД в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, относятся Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О таможенном тарифе», Закон РФ «О техническом регулировании», Закон РФ «О специальных защитных и антидемпинговых мерах при импорте товаров», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономических и административных методов регулирования (подробнее см. гл. 3).
Основным принципом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом. Экономическая политика государства должна быть направлена на совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, усиление контроля внешнеэкономических операций.
Правовым документом, регулирующим сделки во ВЭД, является договор (контракт). Основные отличия внешнеэкономического договора от прочих коммерческих договоров:
один из участников внешнеэкономического договора не является резидентом Российской Федерации (иностранное юридическое или физическое лицо, государственные органы иностранного государства, международные организации и т. д.);
возможность применения норм международного частного права при заключении договора;
возможность применения норм права иностранных государств при заключении договора.
Внешнеэкономический договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
К числу существенных условий договора относятся:
предмет договора;
условия, прямо названные в международном договоре, законе или ином акте, как существенные для данного вида договоров;
условия, по которым на основании заявления одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следует отразить, каким является данный договор – консенсуальным или реальным.
Консенсуальный договор означает, что права и обязанности сторон по договору возникают непосредственно в момент, когда достигнуты соглашения по всем существенным условиям договора, а не в момент реального выполнения юридически значимых действий (например, отгрузки товаров, закупаемых по международному договору купли-продажи).
Для заключения сторонами реального договора требуется передача имущества. В подобных ситуациях моментом заключения договора признается дата передачи имущества. При этом следует учитывать, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки адресату.
Согласно ст. 11 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи (заключена в Вене 11.04.80) допускается возможность заключения таких договоров в устной форме. Однако законодательство РФ требует простой письменной формы внешнеторговых договоров.
При составлении внешнеэкономического договора необходимо учитывать особенности отечественного законодательства в области гражданских, налоговых, таможенных и иных правоотношений.
В соответствии с российским законодательством запрещается включать в договоры налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное юридическое или физическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налогов других плательщиков налогов.
Во внешнеэкономическом договоре следует оговорить, на каком языке или языках этот документ составляется, на каком языке будет вестись переписка по вопросам его исполнения. Если нет специального указания об этом, то переписка ведется на языке стороны, от которой поступило предложение заключить сделку. Во избежание фальсификаций рекомендуется подписывать каждую страницу договора и скреплять ее печатью, о чем делается соответствующая запись в тексте договора.
Существует порядок составления международного договора купли-продажи, который включает в себя преамбулу, предмет договора и порядок приемки по количеству и качеству, цены, порядок расчетов, валютные оговорки, арбитражное соглашение, упаковку, маркировку, ответственность, условия и момент вступления контракта в силу, общие принципы делопроизводства, и другие отношения между контрагентами.
Нередко при составлении внешнеторгового контракта упускают из виду то, что любая из сторон может в тот или иной момент повести себя недобросовестно, и не определяют механизма защиты от такого поведения контрагента.
Особо следует предусмотреть защиту интересов контрагентов в ситуации, когда одна из сторон свободно перемещает свое финансовое состояние в другой банк, а то и регистрирует новую фирму без оформления правопреемства, оставив контрагента один на один с убытками.
Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата в 1953 г. разработала и выпустила сборники их толкований – «Инкотермс». Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер.
Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий.
2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
2.1. Особенности международных расчетов
Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении ВЭД между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран. Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.
Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики.
Международные расчеты включают платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в процессе внешнеторговых сделок и иных отношений между иностранными фирмами, компаниями, организациями и отдельными лицами. Это, в свою очередь, подразумевает выбор:
условий платежа (наличный расчет или кредит);
форм расчетов (инкассовая, аккредитивная и т.д.);
средств платежа (платежные документы);
финансовых гарантий (банковские обязательства);
каналов обеспечения платежа (банки и финансовые учреждения).
Природа международных расчетов и их организация связаны с развитием и интернационализацией товарного производства и обращения. В них выражается относительно обособленная форма движения стоимостей в международном обороте из-за несовпадения времени производства и обращения, реализации и оплаты товаров, а также территориальной разобщенности рынков сбыта. Международные расчеты охватывают, прежде всего, торговлю товарами и услугами, а также некоммерческие операции, кредиты и движение капиталов между странами, в том числе отношения, связанные с возведением объектов за границей и оказанием экономической помощи странам. Подавляющая часть всех международных расчетов осуществляется в процессе опосредования международных торговых отношений.
На состояние международных расчетов оказывает комплексное влияние множество факторов:
экономические и политические отношения между странами;
положение страны на товарных и денежных рынках;
степень использования и эффективность государственных мер по внешнеэкономическому регулированию;
валютное законодательство;
международные торговые правила и обычаи;
регулирование международных товарных потоков, услуг и капиталов;
различие в темпах инфляции в отдельных странах;
состояние платежных балансов;
банковская практика;
условия внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений;
конвертируемость валют и др.
С учетом этих факторов международные расчеты можно выделить в самостоятельную систему, связанную с движением товарно-материальных ценностей, и показать ряд ее особенностей.
Во-первых, международные расчеты, в отличие от внутренних, регулируются не только национальными нормативными и законодательными актами, но и международными законами, банковскими правилами и обычаями. Большой размах унификации международных расчетов со стороны мирового сообщества во многом вызван интернационализацией хозяйственных связей, увеличением объемов международных торговых сделок, универсализацией банковских операций.
Во-вторых, международные расчеты осуществляются в различных валютах. Поэтому, с одной стороны, нормальное функционирование международных товарно-денежных отношений возможно лишь при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, беспрепятственного движения денег. Другими словами, наиболее эффективное включение той или иной страны в международное разделение труда и международные торговые расчеты возможно только на основе конвертируемой валюты. Так, экспортеру, реализующему продукцию за границей с оплатой в валюте импортера или валюте третьих стран, конвертируемость валют обеспечивает возможность беспрепятственного превращения полученной выручки в собственную национальную валюту для поддержания нормального кругооборота его средств внутри страны. Аналогичным образом решается проблема расчетов для импортера заграничных товаров, подлежащих оплате в иностранной валюте: через механизм обратимости осуществляется обмен его национальной валюты на требуемые инвалютные средства платежа.
В третьих, особенность международных расчетов состоит в том, что в странах с частично конвертируемой валютой государство использует определенные валютные ограничения, непосредственно влияющие на проводимые внешнеторговые расчеты.
2.2. Участники международных расчетов
Основными субъектами международных расчетов являются экспортеры, импортеры и обслуживающие их банки. Они вступают в определенные отношения, связанные с движением товарно-распорядительных документов и операционным оформлением платежей. При этом ведущая роль в международных расчетах принадлежит банкам. Банки не только выполняют роль посредников между экспортерами и импортерами. В современной международной банковской деятельности банки выполняют функции кредиторов, финансирующих внешнеторговые сделки (банковские кредиты), а также функции контроля и выступают в качестве гарантов в зависимости от условий платежа. Степень влияния банков в международных расчетах зависит от масштабов внешнеэкономических связей страны, покупательной способности ее национальной валюты, специализации и универсализации банков, их финансового положения, деловой репутации, сети филиалов и корреспондентских отношений. Большое воздействие на проведение международных расчетов оказывает общий уровень развития кредитно-банковских институтов в стране, а также банковская практика и традиции, присущие отдельной стране или региону.
Традиционно механизм расчетов по внешнеторговым операциям складывается в виде встречных потоков между продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) – товарного и платежного, чаще всего в форме телеграфных или почтовых переводов и платежных поручений банков своим корреспондентам об уплате конкретной суммы указанному контрагенту.
Под межбанковскими корреспондентскими отношениями в широком смысле понимается весь комплекс возможных форм сотрудничества между банками, включая такие виды деятельности, как установление друг другу кредитных линий, организация взаимодействия с зарубежными филиалами и отделениями банка, развитие отношений с местными банками и обмен информацией, сопровождение операций банка по корреспондентским счетам. Межбанковские корреспондентские отношения являются отдельным направлением деятельности банков и представляют собой комплекс банковских услуг, направленный на развитие отношений с иностранными банками и проведение международных операций по сопровождению внешнеэкономического бизнеса клиентов.
Информация о работе Виды ВЭД предприятия и методы её государственного регулирования