Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:18, реферат
Объектом исследования выступает процесс территориального разделения труда, его виды и уровни.
Предметом исследования являются причинно-следственные связи и последствия территориального разделения труда.
Цель работы: рассмотреть процесс территориального разделения труда и изучить территориальное планирование отдельного региона.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы территориального разделения труда…………….5
1.1 Понятие, виды и уровни территориального разделения труда. . . . . . 5
1.2 Территориальное разделение труда России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Анализ и оценка территориального разделения труда Забайкальского Края…………………………………………………………………………………….20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
В развитии горнорудной промышленности края выделяются два территориально обособленных района: «Юго-Восток» (Забайкальский горнопромышленный район) и «Север» (Чарский горнопромышленный район), в которых сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля. На «Юго-востоке» основными объектами освоения являются несколько крупных полиметаллических (медно-золотомолибденовых) месторождений (Быстринское, Бугдаинское, Лугоканское, Култуминское, Солонечинское) и создание Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса с заводом по выпуску цветных металлов. В ноябре 2006 г. Правительство РФ утвердило инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», реализуемый при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда России. Основным инвестором проекта является ОАО «ГМК «Норильский никель». Проект включает строительство железной дороги Нарын — Лугокан протяженностью 425 км. с пропускной способностью 15 млн.т грузов в год. Горная часть проекта предусматривает строительство пяти горно-обогатительных комбинатов на базе указанных выше месторождений общей проектной производительностью 35,5 млн.т руды в год. Стоимость проекта оценивается в 167,8 млрд. руб. Средства, выделенные ОАО «ГМК «Норильский никель», направлены на строительство железной дороги (21,7 млрд.руб.) и освоение месторождений (97,8 млрд.руб.).
Кроме осуществления указанного проекта, на этой территории действуют и будут развиваться другие крупные горнопромышленные предприятия: Новоширокинский рудник (Highland Gold Mining Ltd., АО «Казцинк»), Приаргунское производственное горно-химическое объединение («ТВЭЛ»), Березовский ГОК (ГПК «Лунэн», КНР), Нойон-Тологойский рудник (Тайджоу Хуатян индастри, КНР), Гарсонуйский ГОК («Кварц»), ряд плавикошпатовых ГОКов, Харанорский и Уртуйский угольные разрезы и др.
Помимо строительства железной дороги Нарын — Лугокан, намечено строительство еще одной железнодорожной ветки Приаргунск — Нерчинский Завод (Березовский ГОК), протяженностью 125 км.
Чарский горнопромышленный район интенсивно изучался в 1980-е годы как объект формирования территориального производственного комплекса (ТПК). В этом районе намечается строительство семи горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатов. В настоящее время ведутся работы по строительству трех из них: двух ГОКов на базе Чинейского месторождения железотитанованадиевых руд (участок Магнитный, Чинейский ГОК) и медно-платинокобальтовых руд (участок Рудный, Чинейский медно-сульфидный ГОК) и горно-металлургического предприятия на базе Удоканского месторождения меди (Удоканский ГОК).
Освоение Чинейского месторождения осуществляет компания «Союзметаллресурс» («Базовый элемент») совместно с компанией «Забайкалстальинвест». Проектная производительность Чинейского ГОКа — 10 млн.т руды в год, Чинейского медно-сульфидного ГОКа — 2 млн.т.
Освоение Удоканского месторождения осуществляет СП «Холдинг «МеталлИнвест» и «Ростехнологии», инвестиции составят более 100 млрд.руб. Строительство гидрометаллургического комплекса намечено до 2016 г. на проектную производительность 15 млн. т руды в год.
Производственная инфраструктура этого района связана с развитием железнодорожного транспорта в системе БАМа и строительством линий электропередачи. В 1998-2001 гг. от БАМа была построена железнодорожная ветка Чара — Чина — Карьерная протяженностью 72,5 км к Чинейскому месторождению. Трасса этой дороги проходит вблизи Удоканского месторождения. Проект строительства подъездной железнодорожной ветки к указанному месторождению протяженностью 21 км предусматривает ее ответвление от трассы Чара — Чина на 34-м км.
Намечается также строительство железнодорожной ветки Чара-Апсат протяженностью 40 км к Апсатскому каменноугольному месторождению.
Профилирующей отраслью горной промышленности края является золотодобывающая. В этой отрасли осуществляются два проекта ее развития: повторная разработка открытым способом Тасеевского золоторудного месторождения с проектной производительностью 2,5 млн.т в год (ООО «Русдрагмет») и реконструкция и ввод в эксплуатацию Дарасунского рудника производительностью 450 тыс.т руды в год (ОАО «Южуралзолото»). Введены в эксплуатацию новые золотодобывающие предприятия — рудники «Апрелково» (ОАО «Северсталь»), Ильдиканский (ООО «Дальцветмет»), «Уконик», «Итакинский».
В целом в Забайкальском крае в ближайшие 10-15 лет будут осуществляться ряд масштабных проектов по социально-экономическому развитию территории. Основные стратегические направления развития были рассмотрены и одобрены на федеральном уровне, в том числе «Программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы».
Заключение
Итак, развитие
горнопромышленного производства имеет
ключевое значение для Забайкальского
края. Приоритетным является освоение
полиметаллических
Вторым стратегически важным направлением является реализация инвестиционных проектов по развитию севера края. Здесь будет формироваться второй территориальный горно-металлургический комплекс — Чарский. Осуществляются и разрабатываются проекты освоения уникальных месторождений в зоне БАМа: Чинейского титаномагнетитового с уникальным содержанием ванадия (ООО «Базовый элемент»), Удоканского медного (ОАО «Металлоинвест»), Катугинского редкометалльного («ТВЭЛ»), Апсатского каменноугольного (ООО «Арктические разработки») и других месторождений.
Развитие лесоперерабатывающей отрасли промышленности. Планируется реализовать проект строительства завода по производству небеленой целлюлозы производительностью 400 тыс.т в год (пос. Амазар) и лесоперерабатывающего комплекса (г. Чита).
Для реализации намеченных инвестиционных проектов по развитию транспортных связей необходимо реконструировать действующие и построить новые дороги. Первоочередными задачами являются: строительство железной дороги Нарын — Лугокан и железнодорожной ветки Приаргунск — Березовское, что необходимо для освоения месторождений юго-востока края; реконструкция железной дороги Чара — Чина с ответвлением на Удоканское месторождение и строительство железной дороги Чара — Апсат (для освоения месторождений Чарского горнопромышленного района в зоне БАМа); строительство и реконструкция ряда автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к зонам реализации инвестиционных проектов.
Развитие топливно-энергетическ
Развитие строительной индустрии. Предусмотрено строительство цементного завода производительностью 1200 тыс.т в год на базе Усть-Борзинского месторождения известняков.
Согласно экспертной оценке, реализация указанных направлений по социально-экономическому развитию края позволит выйти на следующие количественные ориентиры: увеличение ВРП на рубеже 2015-2020 гг. не менее чем в два раза; ежегодный рост реальных денежных доходов населения не менее 7-8%; преодоление к 2015 г. тенденции сокращения численности населения; выход края из числа дотационных регионов России.
Список использованной литературы
1. Закон Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы»;
2. Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы. Минэкономразвития РФ;
3. Статистический ежегодник Забайкальского края.—Чита: Забайкалстатиздат;
4. Стратегические направления развития Забайкальского края на период до 2025 года (Приложение к Закону Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы»);
5. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. №1120-р;
6. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов н-Д: Феникс, 2009.
Ромашова Т.В. Экономическая, социальная и политическая география (теоретические основы): учеб. пособие. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004.;
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. – М.:ИНФРА-М, 2006.;
8. www.promvest.info – Международный промышленный портал;
9. www.chita.gks.ru – Государственная статистика Забайкальского края;
10. www.economy.e-zab.ru – Министерство экономического развития Забайкальского края;
11. www.ieport.ru - Информационно аналитический портал энергетической отрасли России;
12. www.chita.ru – Читинский Городской Портал;
13. http://минпром.