Виды территориального разделения труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:18, реферат

Описание работы

Объектом исследования выступает процесс территориального разделения труда, его виды и уровни.
Предметом исследования являются причинно-следственные связи и последствия территориального разделения труда.
Цель работы: рассмотреть процесс территориального разделения труда и изучить территориальное планирование отдельного региона.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические основы территориального разделения труда…………….5
1.1 Понятие, виды и уровни территориального разделения труда. . . . . . 5
1.2 Территориальное разделение труда России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Анализ и оценка территориального разделения труда Забайкальского Края…………………………………………………………………………………….20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа содержит 1 файл

Реферат по Регионалке.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

В развитии горнорудной  промышленности края выделяются два  территориально обособленных района: «Юго-Восток» (Забайкальский горнопромышленный район) и «Север» (Чарский горнопромышленный район), в которых сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля. На «Юго-востоке» основными объектами освоения являются несколько крупных полиметаллических (медно-золотомолибденовых) месторождений (Быстринское, Бугдаинское, Лугоканское, Култуминское, Солонечинское) и создание Забайкальского территориального горно-металлургического комплекса с заводом по выпуску цветных металлов. В ноябре 2006 г. Правительство РФ утвердило инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», реализуемый при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда России. Основным инвестором проекта является ОАО «ГМК «Норильский никель». Проект включает строительство железной дороги Нарын — Лугокан протяженностью 425 км. с пропускной способностью 15 млн.т грузов в год. Горная часть проекта предусматривает строительство пяти горно-обогатительных комбинатов на базе указанных выше месторождений общей проектной производительностью 35,5 млн.т руды в год. Стоимость проекта оценивается в 167,8 млрд. руб. Средства, выделенные ОАО «ГМК «Норильский никель», направлены на строительство железной дороги (21,7 млрд.руб.) и освоение месторождений (97,8 млрд.руб.).

Кроме осуществления  указанного проекта, на этой территории действуют и будут развиваться  другие крупные горнопромышленные  предприятия: Новоширокинский рудник (Highland Gold Mining Ltd., АО «Казцинк»), Приаргунское производственное горно-химическое объединение («ТВЭЛ»), Березовский ГОК (ГПК «Лунэн», КНР), Нойон-Тологойский рудник (Тайджоу Хуатян индастри, КНР), Гарсонуйский ГОК («Кварц»), ряд плавикошпатовых ГОКов, Харанорский и Уртуйский угольные разрезы и др.

 Помимо строительства железной дороги Нарын — Лугокан, намечено строительство еще одной железнодорожной ветки Приаргунск — Нерчинский Завод (Березовский ГОК), протяженностью 125 км.

Чарский горнопромышленный  район интенсивно изучался в 1980-е годы как объект формирования территориального производственного комплекса (ТПК). В этом районе намечается строительство семи горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатов. В настоящее время ведутся работы по строительству трех из них: двух ГОКов на базе Чинейского месторождения железотитанованадиевых руд (участок Магнитный, Чинейский ГОК) и медно-платинокобальтовых руд (участок Рудный, Чинейский медно-сульфидный ГОК) и горно-металлургического предприятия на базе Удоканского месторождения меди (Удоканский ГОК).

Освоение Чинейского месторождения осуществляет компания «Союзметаллресурс» («Базовый элемент») совместно с компанией «Забайкалстальинвест». Проектная производительность Чинейского ГОКа — 10 млн.т руды в год, Чинейского медно-сульфидного ГОКа — 2 млн.т.

Освоение Удоканского  месторождения осуществляет СП «Холдинг «МеталлИнвест» и «Ростехнологии», инвестиции составят более 100 млрд.руб. Строительство гидрометаллургического комплекса намечено до 2016 г. на проектную производительность 15 млн. т руды в год.

 Производственная инфраструктура этого района связана с развитием железнодорожного транспорта в системе БАМа и строительством линий электропередачи. В 1998-2001 гг. от БАМа была построена железнодорожная ветка Чара — Чина — Карьерная протяженностью 72,5 км к Чинейскому месторождению. Трасса этой дороги проходит вблизи Удоканского месторождения. Проект строительства подъездной железнодорожной ветки к указанному месторождению протяженностью 21 км предусматривает ее ответвление от трассы Чара — Чина на 34-м км.

 Намечается также строительство железнодорожной ветки Чара-Апсат протяженностью 40 км к Апсатскому каменноугольному месторождению.

Профилирующей отраслью горной промышленности края является золотодобывающая. В этой отрасли осуществляются два проекта ее развития: повторная разработка открытым способом Тасеевского золоторудного месторождения с проектной производительностью 2,5 млн.т в год (ООО «Русдрагмет») и реконструкция и ввод в эксплуатацию Дарасунского рудника производительностью 450 тыс.т руды в год (ОАО «Южуралзолото»). Введены в эксплуатацию новые золотодобывающие предприятия — рудники «Апрелково» (ОАО «Северсталь»), Ильдиканский (ООО «Дальцветмет»), «Уконик», «Итакинский».

В целом в  Забайкальском крае в ближайшие 10-15 лет будут осуществляться ряд масштабных проектов по социально-экономическому развитию территории. Основные стратегические направления развития были рассмотрены и одобрены на федеральном уровне, в том числе «Программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, развитие горнопромышленного производства имеет  ключевое значение для Забайкальского края. Приоритетным является освоение полиметаллических месторождений  юго-востока края и создание Забайкальского территориального горнопромышленного комплекса с заводом цветных металлов. Реализация проекта рассчитана на 9 лет. Суммарные затраты на строительство комплекса составят 97,8 млрд.руб. Годовая стоимость товарной продукции всех ГОКов составит 37,3 млрд.руб. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней превысят 20 млрд.рублей. Будет создано свыше 70 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, предполагается, что к 2012 г. выйдут на проектную мощность Ново-Широкинский рудник — с объёмом переработки руды 450 тыс. тонн с перспективой увеличения объёмов добычи руды и её переработки до 700 тыс. тонн. Годовой объем выпуска продукции составит 40-45 тыс. т концентратов с содержанием в них около 2 т золота (ООО «Руссдрагмет», АО «Казцинк») и Березовский ГОК —10 млн.т руды в год (ГПК «Лунэн», КНР). До 2012 года вывоз концентратов с рудника осуществляется автомобильным транспортом до станции Приисковая (220 м) и грузится в железнодорожные вагоны. При завершении строительства железной дороги «Нарын 1-Газимурский Завод» транспортировка концентратов автотранспортом сократится до 20 км.

 Вторым стратегически важным направлением является реализация инвестиционных проектов по развитию севера края. Здесь будет формироваться второй территориальный горно-металлургический комплекс — Чарский. Осуществляются и разрабатываются проекты освоения уникальных месторождений в зоне БАМа: Чинейского титаномагнетитового с уникальным содержанием ванадия (ООО «Базовый элемент»), Удоканского медного (ОАО «Металлоинвест»), Катугинского редкометалльного («ТВЭЛ»), Апсатского каменноугольного (ООО «Арктические разработки») и других месторождений.

Развитие лесоперерабатывающей отрасли промышленности. Планируется  реализовать проект строительства  завода по производству небеленой целлюлозы  производительностью 400 тыс.т в год (пос. Амазар) и лесоперерабатывающего комплекса (г. Чита).

Для реализации намеченных инвестиционных проектов по развитию транспортных связей необходимо реконструировать действующие и  построить новые дороги. Первоочередными  задачами являются: строительство железной дороги Нарын — Лугокан и железнодорожной ветки Приаргунск — Березовское, что необходимо для освоения месторождений юго-востока края; реконструкция железной дороги Чара — Чина с ответвлением на Удоканское месторождение и строительство железной дороги Чара — Апсат (для освоения месторождений Чарского горнопромышленного района в зоне БАМа); строительство и реконструкция ряда автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к зонам реализации инвестиционных проектов.

Развитие топливно-энергетического комплекса. Обеспечение достаточности энергоресурсов — одно из условий реализации инвестиционных проектов. Строится третий энергоблок (225 МВт) на Харанорской ГРЭС, предусматривается строительство четвертого и пятого энергоблоков и развитие электросетей (ВЛ-220кВ Харанорская ГРЭС — Газимурский Завод, ВЛ-220 кВ Чита — Харанорская ГРЭС, ЛЭП-500 кВ Чита — Сковородино и др.). Для обеспечения края энергетической инфраструктурой на его севере предусматривается строительство ВЛ-220 кВ Таксимо — Чара и ВЛ-220 кВ Чара —Тында.

Развитие строительной индустрии. Предусмотрено строительство  цементного завода производительностью 1200 тыс.т в год на базе Усть-Борзинского месторождения известняков.

Согласно экспертной оценке, реализация указанных направлений  по социально-экономическому развитию края позволит выйти на следующие количественные ориентиры: увеличение ВРП на рубеже 2015-2020 гг. не менее чем в два раза; ежегодный рост реальных денежных доходов населения не менее 7-8%; преодоление к 2015 г. тенденции сокращения численности населения; выход края из числа дотационных регионов России.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Закон Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы»;

2. Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы. Минэкономразвития РФ;

3. Статистический ежегодник Забайкальского края.—Чита: Забайкалстатиздат;

4. Стратегические направления развития Забайкальского края на период до 2025 года (Приложение к Закону Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы»);

5. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. №1120-р;

6. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов н-Д: Феникс, 2009.

Ромашова Т.В. Экономическая, социальная и политическая география (теоретические основы): учеб. пособие. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004.;

7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. – М.:ИНФРА-М, 2006.;

8. www.promvest.info – Международный промышленный портал;

9. www.chita.gks.ru – Государственная статистика Забайкальского края;

10. www.economy.e-zab.ru – Министерство экономического развития Забайкальского края;

11. www.ieport.ru - Информационно аналитический портал энергетической отрасли России;

12. www.chita.ru – Читинский Городской Портал;

13. http://минпром.забайкальскийкрай.рф – Министерство промышленности и энергетики Забайкальского Края.


Информация о работе Виды территориального разделения труда