Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:12, реферат
Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения
в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди
покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны,
т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок
прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной
структурой цена - это заданная величина.
Полиполия (совершенная конкуренция)
Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения
в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди
покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого.
т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок
прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной
структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно
вывести следующие варианты поведения участников рынка:
Акцептант цены Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди
всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не
оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более
высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как
в условиях
совершенной конкуренции
полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и
спросе на рынке
Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в
состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в
силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со
стороны этого конкретного продавца не происходит.
Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они
оказывают влияние на цену.
Регулятор количества Если продавец вынужден согласиться с преобладающими
на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования
объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он
намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать,
сколько он захочет получить по заданной цене.
Условия совершенной
- большое
количество продавцов и
заметного влияния на рыночную цену и количество товара;
- каждый продавец производит однородный продукт , который ни в каком
отношении не отличим огт продукта других продавцов;
- барьеры
для входа на рынок в
вообще отсутствует;
- никаких искуственных ограничений спроса, предложения или цены существует
и ресурсы - переменные факторы производства – мобильны;
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о
цене , количествах продукта , затратах и спросе на рынке.
Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем
перечисленным условиям.Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в
основном теоретическое значение. Однако она является ключем к пониманию
более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.
Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - это
заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество
товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он
одновременно
акцептант цены и регулятор количества.
Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец
является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же,
близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные
черты:
а) продавец является единственным производителем данного товара
(продукта);
б) реализуемый продукт
в) монополист обладает
рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает
цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое
количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не
может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере роста цен спрос
снижается, а при падающих ценых спрос возрастает);
г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые
барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного
происхождения,
примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного
пользования
- электрические и газовые
линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся
патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное
право
функционировать на данном рынке
Монополистическая конкуренция
Относительно большое число
идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В
условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную
(однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции
производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает
прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя
складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована
также по условиям послепродажного обслуживания ( для товаров длительного
использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
Таким образом, фирмы на рынке
монополистической
соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем
всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели
заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции
обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может
повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов,
хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных
товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними
достаточно крупные фирмы.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область
предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде
всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые
однозначно выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по
следующим признакам:
- на совершенном рынке
- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют
не всегда в соответствии с экономическими принципами;
- предприятия стремятся
индивидуализации своей продукции;
- доступ к рынку для новых
продавцов при
затруднен
в силу наличия предпочтений.
Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое (в
пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг.
Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал
моторз", "Форд", "Крайслер".
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные
товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и
полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на
рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм
по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим
способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на
олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации
производства (большее число фирм), и наоборот.
Важную роль в характере
объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса,
которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, наиболее
конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического
рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на
совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от
колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к
устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в
ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же
олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам