Виды рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:12, реферат

Описание работы

Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения
в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди
покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны,
т.к на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок
прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной
структурой цена - это заданная величина.

Работа содержит 1 файл

Виды рынков.docx

— 21.44 Кб (Скачать)
 

                    Полиполия  (совершенная конкуренция) 

  Большое  число продавцов и покупателей  одного и того же  товара.  Изменения

в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую  реакцию  только  среди

покупателей, но не среди других продавцов.

   Рынок открыт для каждого. Рекламные  компании не так важны и   обязательны,

т.к на продажу предлагаются только  гомогенные  (однородные)  товары,  рынок

прозрачен  и отсутствуют какие-либо  предпочтения.  На  рынке с подобной

структурой  цена - это заданная величина. На основании  вышеизложенного  можно

вывести следующие варианты поведения участников рынка:

   Акцептант цены  Хотя цена и  формируется  в  процессе  конкуренции  среди

всех  участников рынка,  но  в  то  же  время  отдельно  взятый  продавец  не

оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает  более

высокую цену, все покупатели сразу же переходят  к его конкурентам,  так  как

в условиях совершенной конкуренции каждый  продавец  и  покупатель  обладают

полной  и правильной информацией о цене, количествах  продукта,  затратах  и

спросе на рынке

   Если же продавец запрашивает  более низкую  цену,  то  он  окажется  не  в

состоянии удовлетворить весь спрос, который  будет ориентирован  на  него,  в

силу  его незначительной доли на рынке,  при этом прямого влияния на цену  со

стороны этого конкретного продавца не происходит.

    Если  покупатели  и  продавцы  поступают  одинаковым  образом,  то   они

оказывают влияние на цену.

   Регулятор количества Если продавец вынужден согласиться с  преобладающими

на рынке  ценами, то он может  приспособиться  к  рынку  путем  регулирования

объема  своих продаж. В этом случае  он  определяет  количество,  которое  он

намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается  лишь  выбрать,

сколько он захочет получить по заданной цене.

   Условия совершенной конкуренции  определяются следующими предпосылками:

- большое  количество продавцов и покупателей , ни один из которых не  имеет

заметного влияния на рыночную цену и количество товара;

- каждый  продавец  производит  однородный  продукт  ,  который ни  в каком

отношении не отличим огт продукта других продавцов;

-  барьеры  для входа на рынок в долгосрочном  аспекте либо  минимальны,  либо

вообще  отсутствует;

-  никаких  искуственных ограничений спроса, предложения или цены  существует

и ресурсы - переменные факторы производства – мобильны;

-  каждый  продавец и покупатель владеет  полной и  правильной  информацией   о

цене , количествах продукта , затратах и спросе на рынке.

    Нетрудно видеть, что  ни  один  реальный  рынок  не  удовлетворяет   всем

перечисленным  условиям.Поэтому  схема совершенной конкуренции   имеет   в

основном теоретическое значение. Однако  она является  ключем  к пониманию

более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.

   Для участников рынка  в   условиях  совершенной  конкуренции   цена  -  это

заданная  величина. Поэтому продавец  может  лишь  решать,  какое  количество

товара  он  захочет  предложить  по  данной  цене.  Это  означает,  что   он

одновременно  акцептант цены и регулятор количества. 
 

                                  Монополия 
 

  Один  продавец  противостоит  многим  покупателям,  причем  этот  продавец

является  единственным  производителем продукта,  не  имеющего,  к  тому  же,

близких  товаров-заменителей.  Такая  модель  имеет  следующие   характерные

черты:

    а)  продавец  является  единственным   производителем   данного   товара

(продукта);

   б) реализуемый продукт уникален  в том смысле, что нет его  заменителей;

   в) монополист обладает рыночной  властью, контролирует цены,  поставки  на

рынок (монополист является законодателем  цены,  т.е.  монополист  назначает

цену  и  покупатель  при  заданной  монопольной  цене  может  решать,  какое

количество  товара он может закупить, но в большинстве  случаев монополист  не

может назначать произвольно высокую  цену,  т.к  по  мере  роста цен спрос

снижается, а при падающих ценых спрос возрастает);

   г) на пути  входа  в   рынок  монополистом  устанавливаются   непреодолимые

барьеры  для  конкурентов  -  как  естественного,   так   и   искусственного

происхождения,

примерами естественных монополий  могут  служить  предприятия  общественного

пользования - электрические и газовые компании,  предприятия  водоснабжения,

линии связи и транспортные предприятия. К искусственным  барьерам  относятся

патенты и  лицензии,  предоставляемые  некоторым  фирмам  на  исключительное

право функционировать на данном рынке 
 

                       Монополистическая  конкуренция 
 

    Относительно большое число производителей  предлагает   похожую,  но  не

идентичную  продукцию, т.е. на  рынке  присутствуют  гетерогенные  товары.  В

условиях  совершенной   конкуренции   фирмы   производят   стандартизованную

(однородную)   продукцию,   в   условиях    монополистической    конкуренции

производится  дифференцированная   продукция.   Дифференциация   затрагивает

прежде  всего качество продукта  или услуг,  благодаря чему  у потребителя

складываются  ценовые предпочтения.  Продукция  может  быть  дифференцирована

также по условиям послепродажного обслуживания  (  для  товаров  длительного

использования), по близости к покупателям, по интенсивности  рекламы и т.п.

   Таким образом, фирмы на рынке  монополистической  конкуренции   вступают  в

соперничество не только (  и  даже  не  столько)  через  цены,  но  и  путем

всемирной дифференциации продукции и услуг.  Монопольность  в такой модели

заключается в том, что каждая  фирма  в  условиях  дифференциации  продукции

обладает  в некоторой мере монопольной властью над своим товаром;  она может

повышать  и понижать цену на него вне зависимости  от  действий  конкурентов,

хотя  эта  власть  и  ограничивается  наличием  производителей   аналогичных

товаров. Кроме того на монополистических  рынках наряду с мелкими и средними

достаточно  крупные фирмы.

 

 

    При  такой  модели  рынка   фирмы  стремятся   расширять   свою   область

предпочтений  путем индивидуализации своей продукции. Это  происходит  прежде

всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании,  которые

однозначно  выделяют различия товаров.

    Монополистическая конкуренция  отличается  от  совершенной  полиполии  по

следующим признакам:

     - на совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные  товары;

     - для участников рынка нет  полной прозрачности рынка, и   они  действуют

не всегда в соответствии с экономическими принципами;

     - предприятия  стремятся  расширить   свою  область  предпочтений  путем

индивидуализации  своей продукции;

     - доступ к рынку для новых  продавцов при монополистической   конкуренции

затруднен в силу наличия предпочтений. 

                                 Олигополия 

    Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое  (в

пределах десятка)  число фирм  господствует  на  рынке товаров или услуг.

Примеры  классических  олигополий:  "большая  тройка"  в  США  -   "Дженерал

моторз", "Форд", "Крайслер".

    Олигополии могут производить  как однородные,  так  и   дифференцированные

товары.  Однородность   чаще   всего   преобладает   на   рынках   сырья   и

полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента  и  т.д.;  дифференциация  -  на

рынках потребительских товаров.

    Немногочисленность фирм способствует  их  монополистическим  соглашениям:

по  установлению  цен,  разделу  или  распределению  рынков  или  по  другим

способам  ограничения конкуренции между  ними. Доказано,  что  конкуренция  на

олигополистическом  рынке тем интенсивней,  чем ниже  уровень концентрации

производства (большее число фирм), и наоборот.

    Важную роль в характере конкурентных  отношений  на  таком  рынке   играют

объем и структура  той  информации  о  конкурентах  и  об  условиях  спроса,

которой  фирмы  располагают:   чем   такой   информации   меньше,   наиболее

конкурентным  будет поведение  фирмы.  Основное  отличие  олигополистического

рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с  динамикой  цен.  Если  на

совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в  зависимости  от

колебаний  спроса  и  предложения,  то  при  ологополии  имеют тенденцию к

устойчивой  фиксации и изменяются не так  часто.  Типично  т.н.  лидерство  в

ценах, когда их преимущественно диктует одна  ведущая фирма,  остальные же

олигополисты  следуют   за  лидером.   Доступ  к   рынку   новым   продавцам

Информация о работе Виды рынков