Виды предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладатель контрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости, фермер и один из собственников страховой компании. Всех перечисленных лиц объединяет принадлежность к особому слою общества - предпринимателям. Род их занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство. Предпринимательство - это свободная инициатива людей в хозяйственной деятельности, это способ организации экономических сил. Иными словами, это испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства. Существование предпринимательства - обязательное условие функционирования рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие предприятия
1.2 Понятие предпринимательства, его значение и функции
1.3 Виды и сфера предпринимательской деятельности
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1 Организационно-правовые типы предприятий и предпринимательства в России
2.2 Проблемы банкротства предприятий
Глава 3. СОЧЕТАНИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ИХ ПРОБЛЕМЫ
3.1 Малый бизнес в России
3.2 Крупный бизнес
3.3 Сочетание малого и крупного бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

Функции предпринимательства.

Для лучшего понимания  сущности предпринимательства обратимся  к выяснению его функций и  роли в экономической системе.

1. Ресурсная функция.  Она реализуется в мобилизации  капитала, трудовых, материальных, информационных  и других ресурсов для их  производительного использования.  Нацеленность предпринимателя на  динамическую эффективность вынуждает  его к постоянному поиску дополнительных  ресурсов.

2. Организаторская  функция. Мобилизованные ресурсы  могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в  целом лишь в том случае, если  они будут должным образом  использоваться. Поэтому предприниматель  берет на себя функцию организации  производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

3. Творческая функция.  Предприниматель постоянно нацелен  на поиск новых решений. Стремление  максимизировать прибыль или  другой результат, признаваемый  предпринимателем в качестве  цели своей деятельности, не дает  ему довольствоваться сложившимся  положением. Он постоянно ищет, как  улучшить свое дело. Появлением  множества оригинальных научно-технических,  экономических и организационных  решений человечество обязано  творческой функции предпринимательства.

1.3 Виды и сфера  предпринимательской деятельности

Виды  предпринимательства подразделяются на промышленное, торговое и кредитное.

Промышленное  предпринимательство.

Часть предпринимателей избирает сферой приложения своих  способностей создание материального продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной  из основных отраслей, где создается  материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства  принято называть промышленным, хотя оно охватывает и  другие отрасли (строительство, сельское хозяйство  и т. п.).

Промышленное  предпринимательство  решает следующие  главные задачи:

Создает материальный продукт, который в состоянии  удовлетворить базовые потребности  людей (предметы потребления) и служит капиталом для всех сфер предпринимательства (средства производства); реализует  основные научно-технические идеи, закладывая фундамент экономического прогресса общества в целом. Специализация  на этом виде предпринимательства позволяет  сократить ту часть времени оборота, которая связана с созданием  продукта. Она складывается из времени  нахождения приобретенных средств производства в виде производственных запасов, собственно создания продукта, организационных и технологических перерывов. Сокращение времени собственно производства и технологических перерывов (сушка окрашенного, остывание разогретого, подогрев холодного и т. п.) зависит от степени реализации в производстве новых технических и технологических решений. Время организационных перерывов (обед, отсутствие третьей смены, сбои с поставками сырья и т. п.) определяются качеством реализации организаторской функции предпринимательства. Однако здесь следует, в частности, отметить необходимость взвешенного подхода к решению вопроса о введении ночной смены. Хотя с точки зрения сокращения времени оборота это положительный эффект, но социальные потери (негативное отношение к ночным сменам работников, снижение внимательности и качества работы в ночные часы и т.п.) могут оказаться выше.

Необходимо особо  рассмотреть время нахождения средств производства в производственных запасах. Идеальный случай - «работа с колес», когда сырье даже не складируется, а сразу идет в производство. Но такое возможно лишь при высокой степени надежности поставщиков, транспортных сообщений и т.д. Ведь небольшая задержка с поставками может вызвать остановку производства и огромные убытки. Поэтому сокращение времени нахождения средств производства в производственных запасах во многом определяется уровнем совершенства другого вида предпринимательства - торгового.

Торговое  предпринимательство.

Это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар - услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:

1.Специализация предпринимателя  на торговой деятельности позволяет  ему лучше изучить состояние  рынка, оперативно учитывать его  конъюнктуру.

2.Сокращаются затраты  по обслуживанию процесса обращения  (постоянное и полное использование  складских помещений, сокращение  транспортных расходов, уменьшение  затрат по продвижению товара  на рынке).

Современное торговое предпринимательство ориентировано  на переход от философии сбыта, когда  условием успеха фирмы считается  умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к  философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного  для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю  в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж  фирмы, что создает лучшие условия  для предпринимательства. Торговое предпринимательство осуществляет посреднические функции как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг. Конечным покупателем, как правило, выступает производитель. Основными институтами торгового предпринимательства на рынке ресурсов являются биржи, торговые дома, оптовые фирмы, брокерские конторы и т. п. На рынках конечной продукции торговые предприниматели реализуют товары отдельным лицам для личного потребления. Эти рынки характеризуются: значительным количеством покупателей; резкими отличиями потребителей друг от друга по возрасту, уровню доходов, образованию, взглядам и т. п.

Конечно, производитель  мог бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это  потребует от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него оказывается  предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при  этом часть выручки, но сэкономить время  и дополнительные расходы. Сегодня  мы можем наблюдать ситуацию, когда  многие крупные фирмы создают  собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности разделения сфер предпринимательской  деятельности. Отдел сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства.

Кредитное предпринимательство.

Это разновидность предпринимательства, связанная с аккумуляцией временно свободных  денежных средств  и последующим  использованием их для  предоставления кредита  на принципах срочности, платности и возвратности. У предприятий с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства нового цеха), а с другой - периодически появляется временная потребность в дополнительных средствах. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный).

Потребительский кредит предоставляется в виде предметов  потребления домохозяйствам с отсрочкой  оплаты их стоимости. Она обычно вносится частями в течение определенного  времени.

Коммерческий кредит предоставляется поставщиками сырья  его потребителям с последующей  оплатой стоимости по истечению  определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей  векселя. Вексель - это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную  в векселе сумму.

Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными  кредитно-финансовыми учреждениями - банками.

Межхозяйственный  кредит предоставляется в денежной форме предпринимателями друг другу.

Основная сфера  кредитного предпринимательства - банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают как «побочный  продукт» другого вида предпринимательства. Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться как  цена кредита и называется ссудным  процентом. Норма ссудного процента (процентная ставка) показывает относительную  цену кредита, т. е. отношение платы  за кредит к его величине. По мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства постоянно  возрастает и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений. Кредитная деятельность стала одним из определяющих факторов макроэкономической ситуации. Но в какой бы сфере ни действовал предприниматель, какой бы специфический рынок он ни обслуживал, заниматься своим делом он сможет только в условиях конкуренции.

Сфера предпринимательства.

Открыть свое дело предприниматель  может в любой  сфере экономики  приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно  считать:

производство;

коммерцию;

финансы;

интеллектуальный  комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить  различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки; поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

Производство.

Производство - наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок - впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого - отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряжено предпринимательство.

К производственной сфере  принято относить:

промышленность;

сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;

общественный и  производственный транспорт;

услуги производственного  характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая  наука к производству относит  и коммерцию, включая торговлю и  посреднические операции. В этом имеется  определенная логика.

Торговля.

Торговля - это передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том  числе и внутри самого производства. Если на комбинированном  металлургическом предприятии  из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом  передают ее в прокатный  цех, то все эти  операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства.

Если же доменное производство, где выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное  представляют собой самостоятельные  специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного  звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции. Если торговля, финансы и наука  непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством посредственно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ  ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1 Организационно-правовые  типы предприятий и предпринимательства  в России

Информация о работе Виды предприятий