Виды налогов РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов – республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 43.53 Кб (Скачать)
  1. ВИДЫ НАЛОГОВ РЕСПУБЛИКИ БЕДАРУСЬ

 

    1. Налог: его сущность, элементы, функции и распределение 

 

Ведущим звеном финансово-кредитной  системы государства являются налоги. Их сущность выражается в изъятии  государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое  содержание налогов состоит в  организации взаимоотношений хозяйствующих  субъектов (граждан) с одной стороны , и государство с другой стороны по поводу формирования государственных финансов.

Налоги — это платежи, которые  в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические  и физические лица  Налоги необходимы, так как для  государства для  выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов [1, с.23].

Основные признаки понятия «налог»:

- императивность, которая предполагает  отношения власти и подчинения;

- смена формы собственности.  Посредством налогов часть собственности  субъекта(корпорации) в денежной форме переходит к государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд;

- безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия, ни  документа [14, с. 30].

Соответствующие законодательные  акты устанавливают методы построения и взимания налогов, т.е. определяют его элементы. Элементы налога —  это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Выделяют следующие элементы налогов:

- налогообложение — процесс  установления и взимания налогов  в стране, определение величин  налогов и их ставок, а также  порядка уплаты налогов и круга  юридических и физических лиц,  облагаемых налогом.

- субъект налога(плательщик) — юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог.

- носитель налога — фактический  (конечный) плательщик налога, который  уплачивает его из своих доходов.

- объект налога( объект обложения) — предмет, действие или явление, которые в соответствии с законом подлежат обложению налогам.

- источник налога — доход  субъекта, из которого уплачивается  налог.

- единица обложения — единица  измерения объекта налога.

- налоговая система — совокупность  установленных и взимаемых налогов  в той или иной стране форм  и методов налогообложения, взимания  и использования налогов, а  также налоговых органов.

- налоговая ставка — это выраженная  в процентах доля дохода (прибыли  и имущества), которая в соответствии  с законодательством подлежит  отчислению в государственный  бюджет в виде налога. Она обычно  устанавливается на основе прогрессивной  шкалы: с возрастанием суммы  дохода растет и доля отчисления  в бюджет. Налоговые ставки устанавливаются  государством на длительный срок  и могут быть пересмотрены  им же, если такой пересмотр  диктуется экономической политикой  общества.

- налоговая сетка — система  показателей долевого налогового  отчисления от доходов предприятий,  выраженных в процентах и поступающих государству, в зависимости от величины их доходов или прибылей. Это система прогрессивного обложения, при которой ставки отчисления возрастают с увеличением доходов. Причем кратность возрастания может быть неодинаковой: по мере возрастания доходов кратность может увеличиваться более высокими темпами.

На величину налоговых поступлений  оказывают воздействие не только размер налоговых ставок, но и сумма  дохода, с которой ведется отчисление налога. Речь идет о налоговой базе.

- налоговая база — это тот  размер имущества, который подлежит  налогообложению. Общая величина  налога, поступающая государству,  может возрастать либо за счет  увеличения налоговой ставки, либо, если последняя остается неизменной, за счет увеличения налоговой  базы. Налоговая база может ограничиваться, в таком случае речь идет  о льготах, предоставляемых различным  категориям налогоплательщиков.

- налоговая льгота — полное  или частичное освобождение от  налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота  некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок  налога, отсрочка в уплате налогов  и др. [19, с. 27-28].

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  четыре важнейшие функции:

- фискальная;

- регулирующая;

- социальная;

- стимулирующая.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в  первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов  предприятий и граждан для  содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов(многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня [10,с. 160].

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный  бюджет можно сформировать и без  них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Так, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная функция налогов. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых программ , научно- технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Так, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов —  стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим  или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения  полностью или частично. Так, стимулирование технического прогресса с помощью  налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному [10, с.147,148].

Указанное разграничение функций  налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

Двойственный характер налоговых  отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:

- налоги надо платить, поскольку  это своего рода финансовая  повинность, т. е. финансовая государственная  обязанность фирмы;

- платить только минимальную  сумму положенных налогов;

- платить налоги следует в  последний день установленного  для этого срока [1, с. 78].

 

    1. Классификация налогов в Республике Беларуси

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две  группы налогов – республиканские  и местные. Такая структура налогов  позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой  системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги могут выступать  в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых  поступлений может передаваться на местный уровень.

Местными признаются налоги, устанавливаемые  нормативными правовыми актами местных  Советов депутатов и обязательные на соответствующих территориях [17, с. 54].

К республиканским налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам:

  1. 0 процентов: товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены таможенного союза; работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работы (услуги) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемые для иностранных организаций или физических лиц.
  2. 10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.
  3. 20 процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.

Имеется ряд товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемые физическим лицам.

- акцизы. Акцизами облагаются: алкогольная продукция, пиво, пивной коктейль, табачные изделия, микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые; бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Информация о работе Виды налогов РБ