Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрытие понятия собственности, её виды и способы перехода из одного вида собственности в другой, отследить трансформацию отношений собственности в России в период переходной экономики.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы собственности;
- исследовать различные виды и формы собственности;
- проанализировать общие положения о собственности в России;
- оценить соотношение форм собственности в России и их трансформацию;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Определение понятия собственности, ее виды и формы . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Содержание отношений собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Эволюция отношений собственности в России . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Приватизация государственной собственности в РФ . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Пост-приватизационный передел собственности и становление корпоративного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа содержит 1 файл

курсовая 4.docx

— 70.33 Кб (Скачать)

Таб. 1 Распределение собственности  в России

С теоретической точки зрения, нет  существенной разницы и тем более  непреодолимой пропасти между государственной  и частной формами собственности. Собственность на имущество (средства производства) - поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности - и марксистская, и современная американская неоклассическая - утверждает, что право собственности (то есть право присвоения продуктов природы и продуктов их трансформации в процессе производства) распределено по всем общественным отношениям, а не сосредоточено только и исключительно в имущественном праве.

Юридическое определение собственности  содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в  отношении своего имущества. Из этого  отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника, в самом деле, неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями понятие прав собственности оно включает в себя все общественные отношения, а не только экономические и социальные. Право собственности, - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства.

У К.Маркса широкое определение прав собственности как совокупности всех общественных отношений встречается во введении к экономическим рукописям 1857-1858. “Всякое производство, - пишет он, - есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. В этом смысле будет тавтологией сказать, что собственность (присвоение) есть условие производства”. И добавляет: “Смешно, однако, делать отсюда прыжок к определенной форме собственности, например, к частной собственности”.

Государственная форма собственности, какие бы попытки ни предпринимали  идеологи реального социализма выдать ее за единственный вид истинно-общественной собственности, всегда была и останется  такой же специфической ее формой, как любая другая - индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная  и другие. Говорить о достоинствах или недостатках одной из форм собственности можно только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами. И если в отдельные исторические периоды на передний план выходит одна форма, а другие отступают назад, то происходит это не потому, что она по природе своей ближе к субстанции собственности вообще, а потому только, что в данный момент она лучше отражает потребности общественного производственного комплекса, лучше обеспечивает эффективность функционирования отдельных его частей, то есть лучше способствует минимизации затрат на единицу производимой продукции.

 

    1. Содержание отношений собственности.

 

Отношения собственности являются исторически преходящими. Они находятся  в постоянном развитии, основой которого выступает прогресс в области  производительных сил, адекватной социально-экономической  реализацией которого они становятся. Смена отношений собственности  происходит в переходный период, когда  общество оказывается перед необходимостью осуществления качественно нового этапа в развитии производительных сил, невозможного в условиях сохранения прежних. Прежде всего, объектом присвоения становятся средства производства, созданные  в предшествующий период. Такое присвоение осуществляется путем раздела и  передела ранее созданных объектов. По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального  сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства  вновь сформированной системы экономических  отношений как отношений собственности.

Смена отношений собственности  и составляет основное содержание любой  переходной эпохи. Ею предопределяется вся совокупность институциональных  преобразований, равно как и механизма  хозяйствования. Преобразованию подлежит и социальная структура общества, сопровождающаяся изменением социального  статуса всех членов общества. Этот процесс является крайне болезненным, а потому, как правило, сопровождается острыми социальными конфликтами, нередко принимающими крайнюю форму  гражданской войны.

В содержательном плане собственность  есть система экономических отношений, складывающихся по поводу присвоения средств производства, которым предопределяется присвоение потребительских благ и услуг. Присвоение средств производства осуществляется в исторически меняющихся формах. Материальной основой такого изменения является прогресс в области развития производительных сил, обеспечиваемый непрерывно углубляющимся познанием законов природы естественными науками. Результатом этих знаний становится все более усложняющаяся техника и технология. Истории известны два основных способа такого присвоения: индивидуальное и совместное. Широкое распространение форм совместной собственности порождено концентрацией, централизацией производства и укрупнением масштабов последнего в эпоху индустриального и постиндустриального развития.1

Индивидуальное присвоение имеет  две разновидности: основой присвоения выступает либо собственный труд, либо чужой, находящийся в различных  формах личной (полной или неполной) или экономической зависимости.

В наиболее общей форме отношения  собственности экономически реализуются  присвоением прибавочного продукта в исторически меняющихся формах (земельная рента, прибыль, дивиденд, процент и пр.). Таким присвоением  обеспечивается не только воспроизводство  субъекта присвоения, но и воспроизводство  данной системы экономических отношений  на расширенной основе, коль скоро  именно расширенное воспроизводство  является закономерностью экономического развития на протяжении всей истории  человечества. В ходе такого воспроизводства  реализуются достижения в области  НТП, что является фактором развития отношений собственности, а вместе с тем постепенно создаются материальные предпосылки их последующей смены  при переходе к качественно иному  этапу в развитии производительных сил.2

Что же отличает отношения и права  собственности в переходной экономике  любой страны и России в том числе от в переходной «обычных» рыночных экономик развитых экономике стран.

Во-первых, эти отношения и права  носят переходный характер. Это тавтологическое  утверждение скрывает ряд существенных следствий. 
Переходность отношений собственности означает, в частности, их чрезвычайную подвижность, изменчивость — причем эта динамика принципиально нелинейна.

Во-вторых, права собственности  в условиях переходной экономики  слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее  характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций.

В-третьих, генезис новых отношений  и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности  в хозяйственной, институциональной  и правовой сферах.

В-четвертых, объективная необходимость  определенных качественных изменений  в содержании, структуре форм и  правах собственности означает необходимость  не только «улучшений», «исправлений», «реформ» и т. п., но и разрушения сущности прежней системы отношений  собственности — бюрократического отчуждения работника от средств производства и продукта труда.

Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность ее прав обусловливают существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников.

Опыт многих стран, ставших на путь радикальных реформ, показал, что  эти реформы осуществляются успешно  лишь тогда, когда им сопутствуют  коренные изменения в системе  собственности на средства производства. В экономике большинства постсоциалистических стран до начала реформ доминировала государственная собственность. Но в современном мире доминирует та система, где существует многообразие форм собственности, при доминировании  частной. Именно таким курсом идёт Россия и другие страны СНГ, так как система, сочетающая частную, государственную  и смешанную формы собственности, сопрягается с курсом перехода к  рынку. Рынок предлагает свободу  производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, поэтому должно быть преодолено господство какой-либо одной формы. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере  экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности. В период перехода к рыночной экономике государственная собственность сохранила свою значимость. Существуют такие отрасли, в которых нецелесообразно превращение государственных предприятий в частные. Очевидно, что в России энергетика, производство продукции оборонного комплекса и некоторые другие отрасли ещё долго будут оставаться в сфере государственной собственности.

 

Глава 2. Эволюция отношений  собственности в России.

2.1 Приватизация  государственной собственности  в РФ.

Осознание необходимости создания реального многосекторного хозяйства  и устранение негативных социально-экономических  последствий в принципе уже произошло  в 60-е гг. XX в. И лишь во второй половине 80-х гг. начались изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменение форм собственности. Началом изменения форм собственности стал Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятый в 1986 г. Он послужил основой легализации частного предпринимательства и индивидуально-трудовой деятельности.

В 1988 - 1991 гг. в СССР был принят ряд  важных законов и нормативных  актов, направленных на развитие рыночных отношений и разгосударствление собственности в стране, которое  предполагало многообразие форм преобразования государственной собственности. Разгосударствление имело целью перераспределение  таких правомочий, как управление, использование части дохода без  смены форм собственности. В процессе смены форм собственности предусматривалось  превращение государственной в  другие, негосударственные, формы собственности (коллективную, индивидуальную, семейную, коммунальную, муниципальную и т.д.). Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления, но не как единственная и исключительная форма преобразования собственности. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков преобразования намечалось предоставлять трудовым коллективом. Трудовые коллективы, исходя из перспективных планов развития предприятий, могли определять очерёдность решения задач реконструкции, жилищного и социального строительства, выкупа государственного имущества. Свобода выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования государственной собственности являлись особенностями принятого в СССР подхода к реализации важнейшего направления экономической реформы.

Выбор направлений и форм преобразования собственности в России после 1991 г. осуществлялся в ходе острых дискуссий. Выдвигались предложения по постепенному, с учётом особенностей различных  сфер экономики, осуществлению приватизации. Предлагалось проводить разгосударствление с сохранением государственной  собственности на крупных предприятиях, создавать коллективные предприятия как с неделимой, так и с коллективно-долевой собственностью, осуществлять бесплатное распределение государственного имущества среди населения через специальные приватизационные государственные ценные бумаги и т. д. Однако приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.3

На основе соответствующих законодательных  актов ваучерная приватизация началась в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей.

Класс новых собственников в  процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей - выходцев из различных слоев населения, сумевших в короткое время накопить денежный капитал, так называемых бюджетников. Участие последних, однако, было существенно ограничено отсутствием синхронности в выпуске ваучеров и акций под них, что чрезвычайно усугублялось гиперинфляцией начала 90-х годов и обесценением вследствие этого ваучеров. К тому же в свободную продажу поступало акций значительно меньше 29%, предусмотренных соответствующим указом Президента 1993 г.

В соответствии со вторым вариантом  трудовому коллективу предоставлялось  право приобретения обыкновенных акций  до 51% уставного капитала. При этом не предусматривалась безвозмездная  передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия  в закрытой подписке предоставлялось  также работникам предприятий, входящих в единую технологическую цепочку. Этот вариант предоставления льгот  был избран 70% подлежавших акционированию государственных предприятий.

Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал  возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных  месячных оплат труда в расчете  на каждого члена. При этом варианте создавалась инициативная группа, с  которой Госкомимущества заключал договор сроком на один год, по истечение которого и предоставлялось право приобретения акций, если были выполнены предусмотренные им условия. В противном случае акционирование проводилось по первому варианту.

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России