Виды цен и краткая характеристика. Ценовая и неценовая конкуренция

Автор: Сергей Ж, 21 Ноября 2010 в 16:48, реферат

Описание работы

Приводятся различные классификации цен и понятия ценовой и неценовой конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Виды цен_1+rjyr.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

ВИДЫ  ЦЕН, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

Виды  цен по характеру  обслуживаемого оборота  и степени государственного регулирования 

     По  характеру обслуживаемого оборота  различают цены:

  • оптовые;
  • закупочные;
  • биржевые;
  • розничные.

     Оптовая цена - цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

     Разновидностью  оптовой цены предприятия является трансфертная цена, по которой реализуется продукция при ее передаче от одного подразделения другому в рамках одного предприятия.

     Трансфертные  цены обычно бывают заниженными, что  дает предприятию, закупающему по ним  продукцию, определенные дополнительные конкурентные преимущества, позволяя уменьшать издержки собственного производства.

     К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

     Биржевая  цена также считается оптовой. Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа играет роль посредника в процессе продвижения товаров и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. НА биржах заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров, которые соответствуют установленным образцам и стандартам, цены на них устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения.

     Розничные цены — это цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли (как правило, товары продаются поштучно или небольшими партиями).

     В розничной цене (по сравнению с  оптовой) добавляется еще один элемент  — торговая наценка (прибыль розничного продавца). Также в розничную цену может включаться стоимость транспортировки товара к месту продажи.

     Разновидностями розничной считаются цены:

  • аукционная — цена товара, проданного на аукционе. Отличительная особенность аукционной цены заключается в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара. Обычно аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени сказывается на размере его цены;
  • коммерческая — цена, установленная на товар при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может существенно отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.

     В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции  на рынке различают следующие  виды цен:

  • свободные (рыночные);
  • регулируемые;
  • фиксируемые.

     Свободные (рыночные) цены — это цены, устанавливаемые  производителями продукции и  услуг на основе спроса и предложения  на данном рынке.

     К свободным относятся цены:

  • спроса - складываются на рынке покупателя;
  • предложения - указываются в оферте (официальном предложении продавца) без скидок;
  • производства — определяются на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

     К регулируемым относятся цены:

  • устанавливаемые соответствующими органами управления;
  • в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничения.

     Регулируемые  цены могут быть:

  • лимитными (пороговыми, защитными), залоговыми;
  • гарантированными;
  • рекомендуемыми;
  • фиксированными.

     Предельные (пороговые, лимитные) цены — самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию. Выше предельных цен предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

     Гарантированные цены — единые для всех производителей, по которым закупается продукция, устанавливаемые в целях создания оптимальных экономических условий производства продукции. Условием эффективного применения гарантированных цен являются их обеспеченность своевременным и достаточным бюджетным финансированием.

     Рекомендуемые цены — цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит директивного, обязательного характера.

     Фиксируемые цены — цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены, ограничен. Обычно фиксация цен осуществляется как временная мера, целями применения которой являются:

  • поддержка социально незащищенных слоев населения;
  • выход из кризисной ситуации, связанной с ростом инфляции.
 

                         Виды цен по способу фиксации 

     По  способу установления (фиксации) различают  следующие виды цен:

      • твердые;
      • подвижные;
      • скользящие;
      • с последующей фиксацией.

     Твердая цена фиксируется в контракте в момент подписания его и уже не может быть изменена в ходе исполнения сделки. Твердые цены называют еще постоянными. Этот вид цены применяется как в сделках с немедленной поставкой в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки.

     Подвижная цена фиксируется при заключении контракта и может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара изменится к моменту его поставки. При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке на товар повышается или понижается, то соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте.

     Обычно  в контракте оговаривается интервал отклонения рыночной цены от контрактной (2-5%), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не делается. При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть указан источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены.

     Этот  вид цены устанавливается чаще всего на товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

  • промышленные;
  • сырьевые;
  • продовольственные и др.

     Скользящая  цена характерна для контрактов, предусматривающих, поставки в течение длительного периода; проведение каких-либо подрядных работ.

     Обычно она исчисляется в момент исполнения контракта путем пересчета контрактной, т. е. базисной цены, ввиду изменений в издержках производства, произошедших в период действия контракта. Если контрактом предусматриваются частичные поставки, скользящая цена рассчитывается на каждую поставку. Скользящие цены применяются в контрактах на товары, требующих длительных сроков исполнения, как например:

  • крупное промышленное оборудование;
  • суда и т. д.

     При этом в контракте фиксируется  так называемая базисная цена и оговаривается ее структура, т. е. доля в цене таких ее составляющих, как:

  • прибыль;
  • материальные затраты;
  • затраты на заработную плату;
  • накладные расходы;
  • амортизационные отчисления и т. д.

     При установлении скользящей цены в условиях растущей рыночной конъюнктуры в контракт могут быть внесены в интересах импортера некоторые ограничительные условия. В частности, может быть установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится.

     Кроме того, может быть также установлен предел возможного изменения договорной цены (например, не выше 15% общей суммы заказа). Этот предел называется лимитом скольжения.

     В контракте также может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму контракта, а лишь на определенные элементы издержек производства. В этом случае должны быть указаны их величины в процентах от общей стоимости заказа.

     Скольжение  цены может быть предусмотрено в  контракте:

  • на весь срок его действия;
  • на более короткий период, например, на первые 6 месяцев

    Здесь подразумевается, что в течение  этого периода поставщик может  закупить все необходимые материалы  для выполнения заказа.

     Иногда  на практике применяется смешанный  способ фиксации цены, при котором:

  • часть цены фиксируется твердо при заключении контракта;
  • часть — является скользящей.

       Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе выполнения сделки. В контракте стороны оговаривают лишь принцип определения уровня и условия фиксации цены.

     Например, по договоренности сторон цена устанавливается перед каждой предусмотренной контрактом поставкой партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. Покупателю также может быть предоставлено право выбрать момент фиксации цены в течение срока исполнения сделки.

     При этом указывается оговорка, какими источниками информации оценок ему следует пользоваться для определения уровня цен.

     Так, при сделках на биржевые товары оговаривается  порядок установления цены, а именно:

  • котировки конкретной биржи, рубрика котировального бюллетеня, по которым будет определяться цена;
  • срок, в течение которого покупатель обязан сообщить продавцу о своем желании зафиксировать цену в контракте.
 

ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 
 

     Конкуренцию можно разделить на два типа: ценовая  и неценовая.

      

     Ценовая конкуренция 
 

     Ценовая конкуренция - это есть такое соперничество  продавцов, когда каждый стремится  выиграть за счёт более приемлемой для покупателя цены, Проще говоря, продавец старается предложить товар  по цене, ниже конкурентной.

     Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

     При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того,  
правительство следит за ценовыми стратегиями.

     Основное  условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот производитель, у которого есть реальные шансы снизить себестоимость продукции.

     Механизм  ценовой конкуренции следующий. Фирма-производитель устанавливает  на свою продукцию цены ниже рыночных цен. Конкуренты не могут последовать за ней, они не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. В случае, когда экономическая мощь конкурентов одинаковая, применяется маневрирование ценами. Оно заключается в предоставлении покупателям различных скидок, снижении цен на продукцию, установление на товары разного качества одинаковой цены или их сближении.

Информация о работе Виды цен и краткая характеристика. Ценовая и неценовая конкуренция