Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа
Исследованиями теоретических основ государственной венчурной политики посвящено значительное количество специальной литературы и официальных документов, чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики.
6. Активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность проинвестированных предприятиям получать дальнейшее инвестирование.
7. Снижение процентных ставок, т.к. инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение.
8. Содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес - школах, а также университетах.
9. Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в малом и среднем бизнесе с тем, чтобы они привлекали рисковый капитал под перспективные проекты вместо того, чтобы полагаться на внутреннее финансирование или получение кредитов;
10. Финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления, опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены.
11. Поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам, так как трудности, связанные с нахождением хороших предложений для инвестирования, которые испытывают многие венчурные капиталисты, могут быть частично вызваны географическим несоответствием между предложениями и потребностями в венчурном капитале, возникающим из-за концентрации рискового капитала и инвестиций в определенных регионах.
12. Разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования.
Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) в 2000г. определила пять приоритетных направлений по созданию в России здоровой почвы для развития венчурного бизнеса. Этими приоритетами для венчурного капитала и принципиально важных областей его деятельности являются:
- переориентирование системы налогообложения на получение прибыли, создание понятного механизма взимания налогов и недопустимость действия правил обратной силы;
- внесение поправок в хозяйственное право, нацеленных на создание условий для инвестирования венчурного капитала;
- упрощение требований к регистрации венчурных инвестиций, замена разрешительной системы на уведомительную;
- содействие развитию финансовой инфраструктуры, отвечающей требованиям бизнеса;
- создание благоприятных условий для поддержки предпринимательства.
В «Основных направлениях развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 гг.» целью развития системы венчурного инвестирования в России было определено создание благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.
В качестве основных направлений развития системы венчурного инвестирования выделены нормативное, организационное и экономическое.
Нормативное направление развития системы включает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере.
Организационное направление развития системы венчурного инвестирования подразумевает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, других элементов системы венчурного инвестирования, а также организацию подготовки кадров.
Основной задачей в этом направлении является создание региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, привлекающих средства российского и зарубежного частного капитала и вкладывающих эти средства в российские венчурные предприятия. Для обеспечения координационных функций создается Межведомственный совет, обеспечивающий выработку решений и подготовку предложений для органов государственной власти по созданию условий и механизмов, необходимых для привлечения российских и иностранных инвестиций в научно-техническую сферу. Совет организует анализ инвестиционной практики и распространение позитивного опыта, выработку и распространение организационных и методологических рекомендаций по инвестированию в наукоемкие инновационные проекты.
В рамках многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере предусматривается организовать подготовку кадров для венчурного предпринимательства.
3.2 Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования
Финансовое участие Российской Федерации в создании венчурного инновационного фонда осуществляется путем внесения в него имущественного взноса из средств Российского фонда технологического развития Министерства науки и технологий Российской Федерации. Указанные средства используются на начальном этапе деятельности фонда, в дальнейшем венчурный инновационный фонд будет осуществлять инвестиционную деятельность за счет привлеченных средств.
Региональные и отраслевые венчурные инвестиционные институты создаются за счет средств венчурного инновационного фонда, средств заинтересованных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, зарубежных инвесторов и российского частного капитала.
Реализация перечисленных направлений способствовала бы созданию условий, необходимых для развития институтов венчурного инвестирования в России и в Республике Коми, что в свою очередь позволило бы сформировать благоприятный климат для развития «новой» высокотехнологической инновационной экономики и поддержки малого предпринимательства – одной из важнейших предпосылок для экономического роста и развития в рыночной экономике.
На создание индустрии венчурного бизнеса в целом в России до недавнего времени оказывал влияние общемировой спад на рынке рискового капитала. Однако факты говорят о том, что в мире начинается новый венчурный бум. Связан он будет, скорее всего, со всевозможными мобильными и беспроводными решениями, и у России наконец-то появились шансы не пропустить его, как все предыдущие.
В среднем венчурный цикл занимает около десятилетия. В прошлом венчурный рынок испытал периоды подъема в1964-1971 гг., 1978-1987 гг. и 1994-2000 гг. Низшие точки спада были, соответственно, в 1975 и в 1992 гг. Технологический рынок начал падать с пика в апреле 2000г., то есть уже более трех лет назад, что примерно и составляет средний срок падения в большом цикле. Так что есть основания полагать, что дно было достигнуто в конце 2003 г. и сейчас мы стоим в начале нового продолжительного
Высокотехнологический рывок в России возможен, только если он будет финансироваться российскими деньгами. Венчурный капитал в последние годы становится международным, но образ действия крупнейших венчурных фондов всегда одинаков: они дожидаются, пока страна не зарекомендует себя как источник интересных технологий и компаний, и только потом приходят туда сами. С финансовой стороны для того, чтобы разогнать Россию на технологическом поле, необходимы, во-первых, доступные инвестиционные ресурсы и, во-вторых, желание инвестировать в технологии. Объем доступных для инвестирования ресурсов у русских инвесторов точно не известен, но, например, избыточная ликвидность финансового сектора составляет 10-15 млрд. долл., не находящих адекватного спроса; оценки свободных средств в реальном секторе, которые могли бы быть использованы для инвестиций, по мнению экспертов, по крайней мере, не меньше.
Венчурный рынок не относится к числу тех, где инвестиционные возможности ищут публично, но за кулисами в России сейчас идет интенсивная и нарастающая активность. Причем активность проявляют как крупные, так и средние и мелкие инвесторы, среди которых немало регионалов.
В планах правительства предусмотрены ряд мер по стимулированию инвестиций в технологический сектор. На ближайшее время намечено развитие инновационной инфраструктуры (строительство инкубаторов, технопарков, инновационных центров), госфинансирование для стартапов (то, что называется seed money) и освобождение венчурных фондов от двойного налогообложения.
Четыре фактора, которые могут способствовать российскому венчурному буму: мировой венчурный рынок накануне нового подъема, наличие в России кадров и наработок для новой волны, собственные инвестиционные ресурсы и планы правительства. Каждый из этих факторов по отдельности еще не дает гарантии, что бум состоится. Но вместе они свидетельствуют, что бум не просто назревает - он уже начался. Просто пока его видят только инсайдеры. Когда его увидят все, это будет означать, что бум уже давно в разгаре и пора готовиться к спаду.
Влиятельный технологический аналитик Тони Нэш, в прошлом ведущий обозреватель Red Herring, посвятил русским мастерским большую статью, назвав их skunkworks («мастерские скунсов») - этим термином в технологическом бизнесе обозначаются «группы прорыва», работающие в вольном режиме над важными проектами с целью сделать нечто принципиально новое или решить неразрешимую задачу. Российские мастерские американских фирм, рассказывает Тони Нэш, специализируются на высокотехнологичных программных продуктах «ранней фазы»: в г. Москве создается базовая технология, которая дорабатывается до продукта уже за рубежом.
Россия в мыслях венчурного сообщества представляется этаким далеким Эльдорадо, где золото лежит на земле. Там не был почти никто, но тем более привлекательным видится издали это место. В Америке уже знают то, что знаем мы, - в стране большое количество высокообразованных и оригинально мыслящих инженеров и ученых, и все считают, что, если как следует покопаться в России, можно будет найти много уникальных и конкурентоспособных разработок. «Go East» - такой лозунг недавно выдвинут международными венчурными фондами.
Таким образом, высказывания некоторых отечественных ученых – экономистов о бесперспективности технологического бизнеса для России, которые аргументируют это тем, что на мировом рынке все давно поделено и нас там «если и ждут, то с палкой», не имеют под собой никаких реальных оснований.
Анализ существующего положения позволяет сделать логическое заключение о благоприятных перспективах развития венчурной индустрии в Российской Федерации на ближайшие несколько лет при условии достигнутой динамики развития, углублении и упрочении наметившихся позитивных тенденций в экономической жизни страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило получить следующие выводы, что индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.
Механизмы частно-государственного партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России и создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и инновационной активности.
Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы:
Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007 годы.
Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.
В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.
Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.
Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды государственной поддержки:
Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.
Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.
Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.
Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.
Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.
Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства государства и общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу целесообразно уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.
Одним из основных шагов на ближайшем этапе должна стать совместная разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить возможности и понять цели, которые могли бы быть достигнуты при различных внешних условиях и инвестициях, а также разработка программ реализации сформулированных целей как стратегического плана.