Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа
Исследованиями теоретических основ государственной венчурной политики посвящено значительное количество специальной литературы и официальных документов, чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики.
- отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих;
- невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.
- риски усиления конкуренции;
- риски, связанные с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте
- риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования.
Инновационный риск чаще всего возникает при следующих ситуациях:
- при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися;
- при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании;
- при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии.
Под управлением рисками в инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели. Эти задачи входят в круг проблем, связанных с управлением инновациями и возлагаются на менеджеров инновационных проектов.
Для управления рисками инновационной деятельности необходимо:
1. Идентифицировать возможные риски.
2. а) Проанализировать и оценить выявленные риски.
Риск может оцениваться прямыми и косвенными показателями. Прямыми показателями предпринимательского риска являются индексы роста основных экономических характеристик (объемы производства или реализации, чистая прибыль и др.). К числу косвенных показателей инвестиционного риска относятся характеристики состояния капитала (интенсивности оборота активов, соотношения заемных и собственных средств, ликвидности активов и т.п.).
Также среди методов анализа рисков выделяют методы аналогии, балльной оценки, метод дерева решений, метод Монте-Карло (статистических испытаний), экспертные методы, метод портфолио, моделирование риска и др.
б) Разработать стратегию управления рисками.
3. Провести мониторинг инновационного процесса и принять тактические решения по управлению рисками.
Полностью избежать риска в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Однако риски можно снизить. И в первую очередь инновационным предприятиям следует тщательно анализировать инновационные проекты. Кроме этого существует несколько основных методов снижения рисков:
1. Метод распределения рисков.
Здесь минимизация рисков осуществляется путем распределения рисков между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.
Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:
- строительные контракты. При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма.
- аренда машин и оборудования (лизинг). Часть рисков, связанных с использованием арендованного имущества, остается "лежать" на собственнике и часть рисков может быть передана арендатору путем специальных оговоров в договоре аренды.
- контракты на хранение и перевозку грузов. Здесь предпринимательская инновационная фирма передает транспортной компании риски, связанные со случайной либо по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции.
- контракты продажи, обслуживания, снабжения. Договора, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют инновационной предпринимательской фирме возможности по снижению риска путем их передачи.
- договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования). В данном случае речь идет о передаче инновационным предприятием кредитного риска.
- биржевые сделки снижают риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок.
2. Метод диверсификации
Данный метод позволяет снизить портфельные риски за счет разнонаправленности инвестиций. Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Это спасет предпринимательскую фирму от банкротства.
3. Метод страхования и хеджирования
Страхование как система экономических отношений включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями).
Хеджирование - эффективный способ: снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.
4. Организация защиты коммерческой тайны
Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, т.к. в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может "подтолкнуть" конкурентов к параллельным разработкам. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации, и организационно-
Выбор конкретных путей минимизации риска зависит от опыта руководителя и возможностей инновационного предприятия. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления предпринимательского проекта.
2.3 Проблемы венчурного инвестирования в России.
В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:
- несовершенство законодательной базы;
- недостаточное количество проектов с высоким экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;
- низкую активность банков, пенсионных фондов и страховых компаний в венчурном инвестировании;
- недостаточную надёжность механизмов защиты прав инвесторов;
- отсутствие налоговых стимулов перехода малых и средних предприятий на инновационный путь развития;
- отсутствие развитой системы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности;
- недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии.
В большинстве российских регионов либо слабо развита, либо полностью отсутствует инфраструктура венчурного инвестирования, наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов, способных управлять венчурными проектами.
В целях эффективного развития системы венчурного инвестирования в России Совет считает необходимым рекомендовать принять следующие меры по развитию системы венчурного инвестирования в Российской Федерации и его законодательного обеспечения
Активизировать разработку и принятие федерального закона об
инновационной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной
политике в 2008 - 2010 годах разработать и принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.
Внести изменения в законодательство об инвестиционных фондах, отражающие особенности деятельности венчурных инвестиционных фондов с учетом мирового опыта, в том числе особенности их формирования, перечисления средств со стороны инвесторов, принятия инвестиционных решений, переоценки их активов и др.
Рассмотреть вопрос о включении новых и расширении состава
существующих мероприятий федеральных целевых программ, направленных
на развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и венчурного предпринимательства, в частности, Федеральной целевой
программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" выделения в её рамках определенной доли средств, целевым образом предназначенных для финансирования малых и средних инновационных предприятий.
Активизировать работу по совершенствованию законодательства о защите интеллектуальной собственности, в части чёткого определения правил осуществления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные полностью или частично за счет средств федерального бюджета. В том числе внести изменения в законодательство Российской Федерации в развитие подхода, содержащегося в Постановлении Правительства от 17 ноября 2005 года № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета".
Внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в федеральные законы о хозяйственных обществах и рынке ценных бумаг в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных споров.
Активизировать разработку законодательных и нормативных актов, регулирующих права государственных высших учебных заведений, научных учреждений и унитарных предприятий на распоряжение объектами интеллектуальной собственности и результатами научно-технической деятельности, созданными в ходе научной деятельности данных учреждений, а также регламентировать их право на участие в капитале малых инновационных компаний.
Внести изменения в гражданское законодательство, регламентирующие правовой статус договоров между участниками хозяйственных обществ о порядке осуществления прав участника (акционера) и прав на акции.
Внести изменения в гражданское законодательство в части
ограничения права свободного выхода участника из общества с ограниченной ответственностью.
Для представления интересов российского сообщества венчурных предпринимателей и инвесторов рассмотреть вопрос о включении в состав Совета директоров Российской венчурной компании (РВК) представителя Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ).
Оказывать всестороннюю поддержку в проведении Российского венчурного форума и Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям - российский капитал», как мероприятиям федерального значения.
Поддержать инициативу и обращение Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ) в Европейскую Ассоциацию прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) о проведении Годового Собрания EVCA 2010 года в г. Санкт-Петербурге.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
3.1 Перспективы становления венчурного инвестирования в России
Оказание содействия на государственном уровне в решении выше указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.
В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые, как представляется, должны быть следующими:
1. Создание правовой основы деятельности венчурных фондов, а также венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.
2. Организация нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, необходимого для верного отражения финансового положения предприятия в данных бухгалтерской отчетности, а также отнесения на себестоимость продукции, затрат на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, внутренние инвестиции и т.д., что повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать.
3. Разработка приемлемых для большинства специалистов методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала, что могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде рискоинвесторов.
4. Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.
5. Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежание двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.