Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности понятия валового внутреннего продукта и выяснение методов его измерения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность и основные теоретические подходы к валовому общественному продукту, определить сущность основных методов расчёта ВВП, рассмотреть особенности ВВП России и обозначить пути его роста.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность и теоретические подходы к валовому общественному продукту………………………………………………………………………………...5
2. Методы расчёта валового внутреннего продукта в рыночной экономике……………………………………………………………………………...13
3. Валовой внутренний продукт России. Пути роста ВВП………………….21
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………….32
Надо сказать, что удвоение этого показателя к 2010 г. при его качественном и структурном обновлении к этому сроку вполне разрешимая задача с учетом современного уровня технических достижений и технологических знаний. Экономические результаты последних лет убеждают в готовности промышленников и предпринимателей многое сделать для модернизации заводов и фабрик, всех национальных активов.
В этой связи можно отметить, что инвестиции в нашу экономику, в основной капитал в 2002 г. составили 1762,4 млрд. руб., в 2003 г. – 2186,4 млрд. руб., в 2004 г. – 2804,8 млрд. руб., в 2005 г. – 3534,1 млрд. руб., а в 2006 г. они достигли 4580,5 млрд. руб. [26]. Такими показателями, которые имеет сегодня Россия, не многие могут похвастаться.
Данная задача не может быть полностью выполнена без продуманного комплексного системного подхода к ней. Сейчас мы больше всего нуждаемся в стратегии экономического и социального развития.
Необходимо
сделать ставку в первую очередь
на самые эффективные и доступные
обществу рычаги побуждения к согласованной
работе всего бизнеса, направленной
на преобразование и наращивание отечественного
производства.
Не вызовет, конечно, особых споров рассмотрение роли налоговой нагрузки на российские предприятия. Снижение ее на производственный сектор - важнейший ресурс экономического прогресса. Так или иначе, но намеченные цели разрешат более твердо ставить перед государством вопрос о предоставлении промышленникам и предпринимателям щадящего налогового и в целом фискального режима. Также нужно радикально снизить налоговую нагрузку на несырьевые секторы экономики при сохранении таких высоких экспортных пошлин на вывоз сырья, которые обеспечивали бы ценовую конкурентоспособность российских товаров и их нормальную рентабельность. Одновременно снизить ввозные пошлины на наиболее эффективные и оригинальные типы рабочих машин и оборудования из-за рубежа.
Также необходимо использовать средства, получаемые в качестве дивидендов с государственной собственности и изымаемой части прибыли государственных унитарных предприятий, только на цели обновления основного капитала; определить норму обязательных отчислений от внешнеторговых валютных налоговых доходов государства и от налога на добычу полезных ископаемых на цели инновационной поддержки материального производства и привлечения наукоемкого иностранного капитала.
Понятно, что бюджет в случае решительных действий по снижению фискальной нагрузки понесет определенные потери, которые могут оказаться оправданными, поскольку должны уже достаточно скоро начать возмещаться за счет быстрого расширения налоговой базы при намеченном возрастании ВВП.
Требуется рациональная реструктуризация или замораживание на ряд лет просроченных долгов предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами, что, в конечном счете, существенно предопределит резервы движения экономики вперед, особенно таких отраслей как машиностроение, которое должно стать базой технического перевооружения и повышения эффективности материального производства.
Представляется
недопустимым применение сдерживающих
развитие факторов, таких как введение
обязательного и слишком
Отдельно можно рассмотреть роль нефтегазового комплекса как фактора придания большей динамики экономике, особенно инновационным процессам в ней. Деловому сотрудничеству должна способствовать определенная и конкретная позиция государства по использованию и перераспределению через бюджет огромного доходного потенциала этого могущественного комплекса. Не обойтись, в частности, без определения разумных пределов повышения налога на добычу полезных ископаемых, оптимальных уровней вывозных пошлин на углеводородное сырье, других возможностей обложения сверх прибылей нефтяников и газовиков. Но в тоже время долгосрочная стратегическая цель состоит в том, чтобы создать экономику всё менее зависящую от экспорта нефти и газа, то есть заложить основы самоподдерживающегося роста на базе именно внутренних факторов. Ведь стратегия, направленная на «проедание» своих природных ресурсов, может привести лишь к ускоренному истощению при сохранении неразвитости производительных сил.
Кроме того, Россия должна развиваться на базе высокотехнологической ренты, а не довольствоваться сырьевой. Поэтому нужна система собственности и воспроизводства, которая позволяет извлекать прибавочную стоимость главным образом из наукоёмкого производства конечной продукции [21, с.9].
Особого внимания заслуживает вопрос о поддержке корпоративного строительства в виде создания промышленных и иных корпораций - холдингов. О какой конкурентоспособности можно говорить, если наши даже самые крупные предприятия и объединения обрабатывающей промышленности в десятки раз, а в некоторых отраслях еще больше, уступают по масштабам производства и затратам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы крупнейшим транснациональным корпорациям, контролирующим основные международные товарные рынки. Транснациональные корпорации имеют определяющее значение в использовании новейших технологий, качественно изменяющих условия труда и его производительность. Они эффективно взаимодействуют не только с крупными, но и со средними и малыми предприятиями, обеспечивая занятость людей и устойчивость хозяйственной и финансовой сфер. Следовательно, российские корпорации должны стать локомотивом экономики, вовлечь народное хозяйство в процесс долговременного устойчивого роста.
Чрезвычайно важна политика активного стимулирования отечественных и зарубежных инвесторов в реальное производство, прежде всего в обрабатывающую промышленность. Для этого государство должно поддерживать инвесторов с помощью налоговых льгот, скидок, кредитов, государственных инвестиций и прочих субсидий, смягчающих налоговое давление на предпринимателей.
Развитие
и эффективное функционирование
финансово-банковского сектора
Обеспечение требующихся для удвоения ВВП темпов технического перевооружения производства должно осуществляться если не только на базе нашего машиностроения, то при существенном его вкладе. Но тогда ввод новых основных фондов потребует заметно больше трудовых, материальных и энергетических ресурсов, больших масштабов выбытия и замены действующих средств труда, несколько большего времени для завершения полного цикла модернизации производства, чем при использовании самой передовой зарубежной техники при тех же затратах.
Улучшить ситуацию можно, повышая роль академической и прикладной науки в технологическом перевооружении. Мировой опыт показывает, что без усиления роли науки и ускорения научно-технического прогресса будут недостижимы эффективность и устойчивый подъем экономики, а, следовательно, увеличение продажи товаров высокого качества на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому государство должно не только увеличивать вложения бюджетных средств в развитие «человеческого капитала», но и радикально повысить эффективность их использования с помощью информационных технологий и институциональных преобразований.
Процветание отечественного бизнеса позволит повысить до мировых стандартов уровень жизни населения, покончить с бедностью в стране, наилучшим образом разрешить все накопившиеся социальные противоречия.
Богатство страны - это растущий поток готовой продукции, широкий внутренний рынок и высокий платежеспособный потребительский спрос населения, без чего немыслимо динамичное инновационное по содержанию развитие отечественного капитала в новом тысячелетии.
Серьезность
поставленной Президентом задачи удвоения
ВВП, непростые исходные условия для
ее успешного решения требуют объединения
усилий по использованию названных ресурсов
экономического роста. Они значимы не
только каждый по отдельности, но и в совокупности,
и должны действовать как единое целое,
что будет лучшим подходом к решению сложной
задачи. И только тогда будет гарантировано
обеспечение промышленного, высокотехнологического
и конкурентоспособного роста.
Заключение
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы.
Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Будучи валовым показателем, он исчисляется без устранения потребленного основного капитала. Как и все остальные статистические макроэкономические показатели, характеризующие развитие экономики страны, ВВП определяется с помощью методик, предлагаемых системой национальных счетов, а именно по доходам, расходам и добавленной стоимости.
Данный показатель используют при формировании политики государства и в планировании деятельности организаций различных отраслей экономики. Именно объем и темп роста ВВП наряду с показателем инфляции относятся к исходным макроэкономическим показателям, используемым при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Неслучайно и то, что важнейшая экономическая задача, озвученная руководством страны в последние годы, формулировалась опять-таки в терминах «валового внутреннего продукта». Так как возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства. Периоды экономического роста могут сменяться спадом производства, занятости, снижением ВВП на душу населения и, соответственно, жизненного уровня. Однако, если рассматривать развитие за длительные периоды, то является очевидным, что в основе повышения жизненного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг (ВВП) в целом и на душу населения.
Ведущими факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ресурсов (прежде всего дополнительного физического капитала и труда), а также увеличение производительности факторов производства за счет научно-технического прогресса, использования более продуктивных технологий и повышения квалификации работников.
Многое также зависит от набора ряда регулирующих факторов: более рациональной кредитно-денежной политики; дальновидной бюджетной и межбюджетной стратегии; налоговых льгот и прочих субсидий инвесторам, включая госинвестиции в науку, образование и инфраструктуру экономики; разумного валютного законодательства и протекционистского по нацеленности регулирования валютного курса рубля. Необходимы большее участие доходов нефтегазового комплекса, причем не без посредничества государства, в развитие наукоемких производств, способы пронациональной оптимизации таможенно-тарифной политики, управления ценами на товары и услуги естественных монополий в интересах обеспечения нормальной рентабельности производства. Важны также взвешенная и умеренная политика в области внутреннего заимствования, поощрение процессов создания мощных холдингов, более интенсивное привлечение в страну крупного наукоемкого зарубежного капитала.
Только ясная, четкая государственная стратегия, включающая эффективное использование вышеперечисленных инструментов влияния на экономический рост, а также неукоснительное, своевременное, ответственное претворение в жизнь стратегических положений руководством страны и императивное следование данным положениям делового сообщества смогут придать ускорение развитию экономики России, а в частности увеличению ВВП.
Таким
образом, центральная, стратегическая
задача развития российской экономики
на ближайшую и среднесрочную перспективу
(10-15 лет) — преодолеть отставание от передовых
стран в области производства жизненных
средств и обеспечить тем самым выход
по благосостоянию населения на уровень,
близкий к достигнутому, в развитых странах.
Решение этой задачи предполагает, прежде
всего, последовательный поворот внимания
всей экономической практики к социальной
ориентации общественного производства,
который должен найти выражение в модернизации
всего потребительского блока и решительном
повышении эффективности занятого в нем
труда.
Список литературы
I. Книги
Информация о работе Валовой внутренний продукт и методы его измерения