Валовой доход предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Нормальное функционирование предприятия возможно лишь при условии, что произведенная продукция (работы, услуги или результат любой другой деятельности) нашли на рынке спрос у покупателей (потребителей) и за них были получены средства в виде денежного эквивалента. Эти средства, необходимые предприятию для поддержания процесса воспроизводства и пополнения финансовых ресурсов, представляют собой валовой доход предприятия.

Работа содержит 1 файл

экомомика.docx

— 382.59 Кб (Скачать)

Рис. 2.7. Система цен в народном хозяйстве.

В торговле при продаже товаров  населению применяются розничные  цены. Розничная цена состоит из оптовой цены промышленности, торговой наценки и НДС.

Розничные цены на товары и услуги выполняют важнейшие социально-экономические  функции: во-первых, это цены конечной продажи, которые отражают общественную стоимость продукции на завершающей  стадии ее формирования, являются одним  из инструментов регулирования уровня реальных доходов населения, во-вторых, используются для обеспечения сбалансированности между спросом и предложением, и, в-третьих, оказывают воздействие  на структуру потребления различных  групп населения и перераспределения  доходов.

Цены на продукцию сельского  хозяйства обслуживают экономический  оборот между промышленностью и  сельским хозяйством. Они должны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать  условия для развития агропромышленного  комплекса, подъема сельскохозяйственного  производства. В экономические отношения  при этом вступают заготовительные, сбытовые и обслуживающие сельское хозяйство предприятия, организации  и объединения, с одной стороны, и колхозы, совхозы, фермерские хозяйства  и личные подсобные хозяйства  — с другой. В сельском хозяйстве  основной разновидностью цен является закупочная цена.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и населения  возмещают себестоимость продукции  и обеспечивают предприятиям прибыль, необходимую для осуществления  расширенного воспроизводства.

Отдельно можно выделить цены на продукцию строительства. Цены на продукцию строительства выступают в двух формах: в виде сметной стоимости строительных объектов, определяемой на основе агрегирования сметных норм и расценок на строительно-монтажные работы (включая сметные цены на строительные материалы и конструкции, цены на приобретение устанавливаемого на объекте оборудования, инструмент, производственный инвентарь и прочие затраты) либо в виде прейскурантных цен готовых строительных объектов (сооружаемых обычно по типовым проектам) с учетом потребительских свойств конечной продукции строительства.

В сфере услуг действуют тарифы. При этом можно выделить тарифы на производственные услуги и цены и  тарифы на услуги, предоставляемые  населению. Как правило, тарифы на производственные услуги, услуги транспорта и связи  выражают общественно необходимые  затраты труда по перемещению  грузов (грузовые тарифы железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного транспорта) и по производственному  обслуживанию предприятий организациями  средств связи.

Цены и тарифы на услуги, предоставляемые  населению предприятиями бытового обслуживания, жилищно-коммунального  хозяйства, пассажирского транспорта, культуры и другими предприятиями (учреждениями) обычно выполняют функции  как оптовых, так и розничных  цен. Многие услуги реализуются населению  на льготных условиях (услуги государственного жилищного фонда, некоторые виды бытовых и коммунальных услуг, услуги театров, музеев и т.п.).

Транспортные затраты по доставке продукции от производителя к  потребителю — один из видов затрат в сфере обращения. Транспортные затраты включаются либо в цену продукции  предприятия-производителя, которое  относит эти затраты на себестоимость  продукции, либо осуществляются за счет снабженческо-сбытовых организаций (посредников), которые формируют сбытовые скидки и наценки. При этом используют разные способы франкирования цен. Тот или иной вид франко показывает, до какого пункта на пути продвижения продукции к потребителю транспортные затраты несет поставщик, так как эти затраты уже включены в цену.

Рис. 2.8. Разновидность цен в зависимости  от способа отражения транспортных затрат.

По способам отражения транспортных затрат различают следующие разновидности  цен: франко-склад поставщика (все  расходы по погрузке, отправке, транспортировке  груза несет потребитель); франко-вагон  — станция отправления (поставщик  включает в себестоимость и оптовую  цену расходы по доставке на станцию  или порт отправления и погрузке на транспортное средство); франко-вагон — станция назначения (поставщик или снабженческая организация берет на себя транспортные расходы вплоть до ближайших к потребителю станции, порта, пристани, а расходы по разгрузке и доставке непосредственно к потребителю относятся на последнего); франко-поставщик (груз доставляется непосредственно потребителю, все транспортные расходы включены в цену). На практике преобладают цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. В сельском хозяйстве получили распространение цены франко-хозяйство (при заготовке у колхозов и совхозов продукции земледелия и животноводства и поставке хозяйствам материально-технических средств). Газ и электроэнергия поставляются потребителям по ценам франко-хозяйство.

Если другие затраты по доставке продукции к потребителю (железнодорожный  тариф, водный тариф, разгрузка вагонов  и т. п.) несет посредник, то к цене добавляется сбытовая наценка как  самостоятельный элемент. По своей  природе она должна возмещать  затраты оборота продукции и  обеспечивать необходимую прибыль  снабженческо-сбытовым организациям. Уровень, сбытовых наценок устанавливается  по договоренности сторон.

По сроку действия можно выделить цены: устанавливаемые без ограничения  срока действия; временные, устанавливаемые  на определенный срок, исходя из особых условий производства или продажи  новых видов продукции (цены на новые  товары, товары народного потребления  улучшенного" качества); ступенчатые цены, снижающиеся в заранее заданном размере в установленные сроки; сезонные дифференцированные по периодам года (на ранние фрукты, овощи); цены, установленные на определенный срок. Эти виды цен позволяют гибко реагировать на изменения условий производства и продажи продукции в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

В 1990 г. в Украине был принят Закон «О ценах и ценообразовании». Согласно этому законодательному акту в народном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.

Свободные цены и тарифы устанавливаются  на все виды продукции, товары и услуги, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование  цен и тарифов.

Государственное регулирование цен  и тарифов осуществляется посредством  установления:

  • государственных фиксированных цен (тарифов);
  • предельных уровней (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов (регулируемые цены).

Государственные фиксированные и  регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен в народном хозяйстве, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке Украины.

Так, Совет Министров Украины  с согласия Верховной Рады Украины  утверждает розничные цены на хлеб, муку, мясо, сахар, молоко, масло сливочное, растительное масло, детское питание, ликеро-водочные изделия и в пределах госзаказа, исходя из условий эквивалентности товарообмена, закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.

С — свободные цены;

Р — регулируемые цены;

Ф — фиксированные цены.

Рис. 2.9. Виды цен и тарифов в  соответствии с Законом Украины  «О ценах и ценообразовании».

Изменение государственных фиксированных  и регулируемых цен и тарифов  может осуществляться в связи  с изменением условий производства и продажи продукции, не зависящих  от хозяйственной деятельности предприятий.

При осуществлении экспортных и  импортных операций непосредственно  или через внешнеторгового посредника в расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, формируемые в соответствии с ценами и условиями мирового рынка.

В современных условиях правильное установление цен (тарифов) на продукцию, работы и услуги предприятий, которые  функционируют на рынке, является одним  из решающих условий финансового  успеха. Цены (тарифы) должны прежде всего  обеспечивать покрытие, компенсацию  всех затрат на ее производство, а также  получение предприятием прибыли  — основного источника самофинансирования предприятия. На этом базируется система  ценообразования в рыночной экономике.


Информация о работе Валовой доход предприятия