Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:47, реферат
Нормальное функционирование предприятия возможно лишь при условии, что произведенная продукция (работы, услуги или результат любой другой деятельности) нашли на рынке спрос у покупателей (потребителей) и за них были получены средства в виде денежного эквивалента. Эти средства, необходимые предприятию для поддержания процесса воспроизводства и пополнения финансовых ресурсов, представляют собой валовой доход предприятия.
Рис. 2.7. Система цен в народном хозяйстве.
В торговле при продаже товаров
населению применяются
Розничные цены на товары и услуги
выполняют важнейшие социально-
Цены на продукцию сельского
хозяйства обслуживают
Закупочные цены на сельскохозяйственную
продукцию, приобретаемую у колхозов,
совхозов, фермерских хозяйств и населения
возмещают себестоимость
Отдельно можно выделить цены на продукцию строительства. Цены на продукцию строительства выступают в двух формах: в виде сметной стоимости строительных объектов, определяемой на основе агрегирования сметных норм и расценок на строительно-монтажные работы (включая сметные цены на строительные материалы и конструкции, цены на приобретение устанавливаемого на объекте оборудования, инструмент, производственный инвентарь и прочие затраты) либо в виде прейскурантных цен готовых строительных объектов (сооружаемых обычно по типовым проектам) с учетом потребительских свойств конечной продукции строительства.
В сфере услуг действуют тарифы. При этом можно выделить тарифы на производственные услуги и цены и тарифы на услуги, предоставляемые населению. Как правило, тарифы на производственные услуги, услуги транспорта и связи выражают общественно необходимые затраты труда по перемещению грузов (грузовые тарифы железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного транспорта) и по производственному обслуживанию предприятий организациями средств связи.
Цены и тарифы на услуги, предоставляемые
населению предприятиями
Транспортные затраты по доставке продукции от производителя к потребителю — один из видов затрат в сфере обращения. Транспортные затраты включаются либо в цену продукции предприятия-производителя, которое относит эти затраты на себестоимость продукции, либо осуществляются за счет снабженческо-сбытовых организаций (посредников), которые формируют сбытовые скидки и наценки. При этом используют разные способы франкирования цен. Тот или иной вид франко показывает, до какого пункта на пути продвижения продукции к потребителю транспортные затраты несет поставщик, так как эти затраты уже включены в цену.
Рис. 2.8. Разновидность цен в
По способам отражения транспортных
затрат различают следующие
Если другие затраты по доставке продукции к потребителю (железнодорожный тариф, водный тариф, разгрузка вагонов и т. п.) несет посредник, то к цене добавляется сбытовая наценка как самостоятельный элемент. По своей природе она должна возмещать затраты оборота продукции и обеспечивать необходимую прибыль снабженческо-сбытовым организациям. Уровень, сбытовых наценок устанавливается по договоренности сторон.
По сроку действия можно выделить
цены: устанавливаемые без
В 1990 г. в Украине был принят Закон «О ценах и ценообразовании». Согласно этому законодательному акту в народном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.
Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товары и услуги, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется посредством установления:
Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен в народном хозяйстве, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке Украины.
Так, Совет Министров Украины с согласия Верховной Рады Украины утверждает розничные цены на хлеб, муку, мясо, сахар, молоко, масло сливочное, растительное масло, детское питание, ликеро-водочные изделия и в пределах госзаказа, исходя из условий эквивалентности товарообмена, закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.
С — свободные цены;
Р — регулируемые цены;
Ф — фиксированные цены.
Рис. 2.9. Виды цен и тарифов в соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании».
Изменение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов может осуществляться в связи с изменением условий производства и продажи продукции, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятий.
При осуществлении экспортных и
импортных операций непосредственно
или через внешнеторгового
В современных условиях правильное
установление цен (тарифов) на продукцию,
работы и услуги предприятий, которые
функционируют на рынке, является одним
из решающих условий финансового
успеха. Цены (тарифы) должны прежде всего
обеспечивать покрытие, компенсацию
всех затрат на ее производство, а также
получение предприятием прибыли
— основного источника