Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:47, реферат
Нормальное функционирование предприятия возможно лишь при условии, что произведенная продукция (работы, услуги или результат любой другой деятельности) нашли на рынке спрос у покупателей (потребителей) и за них были получены средства в виде денежного эквивалента. Эти средства, необходимые предприятию для поддержания процесса воспроизводства и пополнения финансовых ресурсов, представляют собой валовой доход предприятия.
Налог на добавленную стоимость
и акцизы, хотя и включены в цену
товара, не принадлежат предприятию
и как косвенные налоги поступают
в государственный бюджет. Также
торговые и сбытовые скидки не являются
доходом предприятия-
Величина дохода от выполненных
работ и оказанных услуг
Денежные поступления, связанные с другими хозяйственными и финансовыми операциями (выбытие основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажа валютных ценностей, ценных бумаг и прочие) также включаются в состав валового дохода предприятия, но, как правило, не планируются, так как носят нерегулярный характер.
В современных условиях хозяйствования для планирования валового дохода предприятия применяют понятие налогового периода. Можно выделить:
В действующем налоговом
Так, датой увеличения валового дохода считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, случившихся ранее:
В случае осуществления торговли продукцией
(валютными ценностями) или работами
(услугами) с использованием торговых
автоматов или другого
В случае когда торговля продукцией (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривны, датой увеличения валового дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей гривны.
В случае если торговля продукцией (работами,
услугами) осуществляется с использованием
кредитных или дебетовых
Датой увеличения валового дохода в случае осуществления бартерных (товарообменных) операций считается какое-либо из событий, произошедших ранее:
Датой увеличения валового дохода в случае продажи товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на расчетный счет предприятия или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности такого предприятия по его обязательствам перед таким бюджетом.
Рис. 2.4. Определение даты увеличения валовых доходов.
Датой увеличения валовых доходов
кредитора от осуществления кредитно-
Исходя из этих требований при планировании валового дохода предприятия необходимо учитывать дату увеличения валового дохода.
На планировании валового дохода предприятия
базируется все финансовое планирование,
так как, зная сумму валового дохода
на год, квартал, месяц, декаду, день, предприятие
может владеть ситуацией
Так как доход от продажи продукции занимает наибольший удельный вес в составе валового дохода предприятия, остановимся более подробно на моментах его планирования.
Плановый объем дохода от продажи продукции определяется с помощью уравнения товарного баланса по формуле:
где: Дпп — доход от продажи продукции;
Qп — плановый объем выпуска продукции;
Он — переходящие остатки непроданной продукции на начало планируемого периода;
Ок — переходящие остатки непроданной продукции на конец планируемого периода.
Расчет планового дохода от продажи продукции выполняется по оптовым ценам без НДС и акциза.
На практике используют два метода
расчета планового размера
Первый метод отличается простотой
и точностью расчета, но является
достаточно трудоемким для тех предприятий,
которые выпускают широкий
Для расчета планового выпуска продукции исходные данные в финансовый отдел предприятия поступают из планово-экономического отдела, а данные о переходящих остатках непроданной продукции поступают из бухгалтерии или отдела сбыта. Как правило, эта часть расчета планового дохода является наиболее сложной. Расчет планового дохода предприятия от продажи продукции на предприятиях выполняется предварительно, до начала планируемого периода. Естественно, что данные про остатки непроданной продукции на начало и конец планового периода отсутствуют, поэтому необходимо для выполнения расчета руководствоваться ожидаемыми (прогнозируемыми) остатками. Расчет ожидаемых (прогнозируемых) остатков непроданной продукции на начало планируемого периода выполняют на основе фактических остатков на последнюю отчетную дату периода, предшествующего плановому.
План выпуска и продажи
Планирование остатков непроданной продукции на конец планового периода осуществляется на основе размера норматива плановых запасов готовой продукции на складе предприятия. Финансовые службы должны этот норматив рассчитывать для своего предприятия и постоянно контролировать соответствие фактических запасов готовой продукции на складах этому нормативу.
В современных условиях, когда в
Украине наблюдается кризис неплатежей,
нарушение платежной
Пример расчета на основе условных
данных планового дохода от продажи
продукции с применением
На многих предприятиях размер дохода от продажи продукции планируется укрупненным методом, в целом по всей продукции, которая производится на данном предприятии. Пример расчета приведен в табл. 2.2.
На основе данных бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату определяются суммы остатков готовой продукции на складе и на ответственном хранении. На основе этих данных и перспектив снижения (или увеличения) этих остатков определяется их величина на начало планируемого периода.
Выполняя данный расчет, следует
учесть, что в бухгалтерском учете
данные про остатки готовой продукции
на складе могут учитываться по производственной
себестоимости. Тогда возникает
необходимость определения
Таблица 2.1.
Расчет планового дохода от продажи продукции с использованием поассортиментного метода
Таблица 2.2.
Расчет планового дохода от продажи продукции (товаров, работ, услуг) укрупненным методом
Плановые остатки непроданной продукции на конец планового периода определяются как совокупный норматив оборотных средств по готовой продукции на складе предприятия.
Таблица 2.3.
Расчет ожидаемых остатков непроданной продукции на начало планового периода
Доходы предприятия от другой деятельности, как правило, не планируются, так как носят разовый характер. Если же предприятие имеет постоянные поступления от определенных видов деятельности, то эти доходы планируются теми же методами, что и доходы от продажи продукции.
3. Система цен в народном хозяйстве
Как уже отмечалось, на размер дохода от продажи продукции влияет объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество и уровень цен. В современных условиях предприятия самостоятельно определяют цены на продаваемую продукцию. В экономике существуют разнообразные виды цен, которые образуют единую систему. Цены можно классифицировать по характеру экономического оборота, который они обслуживают, по видам франко (методам учета транспортных затрат), по сроку действия и по уровню государственного регулирования.
Рис. 2.5. Классификация цен.
Рассмотрим основные виды цен в народном хозяйстве, т.е. классификацию цен по характеру экономического оборота. Так, в промышленности применяются оптовые цены.
Рис. 2.6. Структура цен в промышленности и торговле.
Оптовые цены на промышленную продукцию подразделяются на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовая цена предприятия применяется при продаже продукции другим предприятиям, объединениям или сбытовым организациям и включает такие элементы, как валовые расходы, амортизацию, прибыль предприятия и НДС (акциз).
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия с учетом сбытовой скидки и НДС и применяется при реализации продукции другим предприятиям, объединениям или торговым организациям.
Сбытовая скидка — скидка с оптовой цены, предоставляемая предприятием-поставщиком снабженческо-сбытовой организации за выполнение функций по сбыту продукции.
Транспортные расходы могут входить в оптовую цену предприятия или в оптовую цену промышленности в зависимости от условий договора, заключенного между поставщиком и покупателями продукции (товаров).
Торговая наценка — цена торговых услуг, формирующая доход торгового предприятия, представляющая собой разницу между ценой продажи и ценой закупки товаров.
Главным назначением оптовых цен
является отражение общественно
необходимых затрат труда на производство
разнообразных видов продукции
и обеспечение