Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:49, курсовая работа
Цель работы всесторонее изучение валютного рынка.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты валютного рынка и валютного регулирования
Проанализировать современное состояние валютного рынка в России
а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
б) приостанавливать операции
по счетам в уполномоченных
банках в случае
в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
г) на другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.
Органы валютного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут привлекаться к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:
Кроме того, Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок совершения сделок с драгоценными металлами, драгоценными природными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, драгоценных природных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).
По вышеназванным вопросам, относящимся к компетенции Банка России, в том числе регламентируемым в настоящее время "Основными положениями о регулировании валютных операций на территории, СССР", действие которых на территории Российской Федерации было на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" подтверждено телеграммами Банка России от 24 января 1992 года №19-92 и от 19 мая 1993 года №83-93, Центральный банк Российской Федерации приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля с учетом их важности и актуальности.
В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.
При этом Банк России
исходил из того, что в силу исторических,
экономических и
В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей "ниши" на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.
Названной инструкцией существенно ограничен и четко описан круг товаров (работ услуг), которые в Российской Федерации разрешены к продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.
В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.
Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был возложен на Главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных операций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.
Валюта – это не новый вид денег, а особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.
Банк России продолжает использовать режим плавающего валютного курса. Динамика обменного курса рубля сыграла роль одного из важнейших механизмов, позволивших отечественной экономике адаптироваться к внешним условиям в период послекризисного развития
При этом после завершения периода стабильно высоких цен на нефть на мировых рынках (25-30 долларов за баррель нефти сорта “Юралс”) укрепление рубля в реальном выражении по отношению к свободно конвертируемым валютам в текущем году существенно замедлилось.
В сентябре 2002 года по сравнению с декабрем 2001 года снижение номинального курса рубля к доллару США (посреднемесячному значению) составило 4,8%, относительно евро - 13,6%. Укрепление рубля к доллару США в реальном выражении в этот период было равно 2,5%, относительно евро реальное ослабление рубля составило 6,4%.
Интегральный показатель стоимости российской валюты - реальный эффективный курс рубля в сентябре текущего года по сравнению с декабрем 2001 года снизился на 2,8%, тогда как за аналогичный период предшествующего года он вырос па 6,3%. Складывающаяся динамика реального эффективного курса рубля позволяет сделать вывод о сохранении устойчивости состояния платежного баланса даже в случае, если улучшение сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами не последует. 18
Динамика курса рубля к доллару США обусловила заметное превышение доходности по рублевым инструментам над доходностью вложений в активы, номинированные в долларах США. Это повысило привлекательность активов в российской национальной валюте, что нашло отражение в сохранении тенденции сокращения валютной позиции банковского сектора.
Рис. 1
Цены мирового рынка на нефть сорта 'Юралс'(долларов США за баррель)
Таблица 119
Цены мирового рынка на нефть сорта "Юралс" (долларов США за баррель)
Год |
1 |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
1997 |
22,4 |
19,7 |
18,1 |
16,6 |
17,7 |
16,6 |
17,6 |
17,8 |
17,4 |
19,4 |
19,1 |
18,0 |
1998 |
14,6 |
13,0 |
12,1 |
12,6 |
13,1 |
9,6 |
11,1 |
11,6 |
13,0 |
11,7 |
10,5 |
9,3 |
1999 |
10,9 |
9,5 |
12,0 |
14,5 |
13,8 |
15,0 |
18,6 |
19,8 |
22,0 |
21,2 |
24,3 |
25,4 |
2000 |
25,1 |
27,4 |
25,9 |
21,3 |
26,8 |
27,5 |
24,4 |
27,9 |
30,2 |
28,2 |
31,2 |
23,7 |
2001 |
24,6 |
25,0 |
21,7 |
23,9 |
26,5 |
25,5 |
23,0 |
24,4 |
24,8 |
19,8 |
17,9 |
18,5 |
2002 |
18,3 |
18,8 |
21,9 |
24,0 |
23,.9 |
23,0 |
24,7 |
25,7 |
27,1 |
26,0 |
|
|