Валютный рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонее изучение валютного рынка.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты валютного рынка и валютного регулирования
Проанализировать современное состояние валютного рынка в России

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

          а) проверять все документы,  связанные  с  осуществлением  ими       функций   валютного  контроля,  получать  необходимые  объяснения,       справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также       изымать   документы,   свидетельствующие   о  нарушениях  в  сфере       валютного законодательства;

          б) приостанавливать операции  по счетам в уполномоченных  банках в случае непредставления  упомянутых в настоящей статье  документов и информации;

          в) приостанавливать действие  или  лишать  резидентов,  включая       уполномоченные  банки,  а также нерезидентов лицензий и разрешений       на право осуществления валютных операций;

          г) на    другие   права,   предусмотренные   законодательством       Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного контроля и их должностные лица       обязаны сохранять ставшую  им  известной  при  выполнении  функций       валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

Органы валютного контроля и их должностные  лица  в  случае       ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут       привлекаться  к   ответственности   в   порядке,   предусмотренном       законодательством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом  Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

    • определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
    • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
    • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
    • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
    • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
    • готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того, Банк России в соответствии с Законом  Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном контроле»:

    • устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);
    • определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);
    • устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);
    • может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4);
    • устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);
    • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);
    • устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6);
    • устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);
    • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации (п. 2 ст. 7);
    • устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);
    • поводит все виды валютных операций (п. 2 "в" ст. 9);
    • устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);
    • устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);
    • выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном контроле" порядок совершения сделок с драгоценными металлами, драгоценными природными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, драгоценных природных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

По вышеназванным  вопросам, относящимся к компетенции  Банка России, в том числе регламентируемым в настоящее время "Основными положениями о регулировании валютных операций на территории, СССР", действие которых на территории Российской Федерации было на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" подтверждено телеграммами Банка России от 24 января 1992 года №19-92 и от 19 мая 1993 года №83-93,  Центральный банк Российской Федерации приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля с учетом их важности и актуальности.

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением  в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических  факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что  вовсе не исключает запрещения в  будущем расчетов в иностранной  валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютно-обменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами  в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте. 17

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в  Российской Федерации, а также купленных  за рубли. Подобная практика имела широкое  распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей "ниши" на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

Названной инструкцией  существенно ограничен и четко  описан круг товаров (работ услуг), которые в Российской Федерации разрешены к продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.

В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально  важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг  (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив  конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.

Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был возложен на Главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных операций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

Валюта  – это не новый вид денег, а особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

2.2. Анализ политики валютного  курса и её перспективы

 

 

  Банк  России продолжает использовать режим  плавающего валютного курса. Динамика обменного курса рубля сыграла роль одного из важнейших механизмов, позволивших отечественной экономике адаптироваться к внешним условиям в период послекризисного развития

При этом после завершения периода стабильно высоких цен  на нефть на мировых рынках (25-30 долларов за баррель нефти сорта “Юралс”) укрепление рубля в реальном выражении по отношению к свободно конвертируемым валютам в текущем году существенно замедлилось.

В сентябре 2002 года по сравнению  с декабрем 2001 года снижение номинального курса рубля к доллару США (посреднемесячному значению) составило 4,8%, относительно евро - 13,6%. Укрепление рубля к доллару США в реальном выражении в этот период было равно 2,5%, относительно евро реальное ослабление рубля составило 6,4%.

Интегральный показатель стоимости российской валюты - реальный эффективный курс рубля в сентябре текущего года по сравнению с декабрем 2001 года снизился на 2,8%, тогда как за аналогичный период предшествующего года он вырос па 6,3%. Складывающаяся динамика реального эффективного курса рубля позволяет сделать вывод о сохранении устойчивости состояния платежного баланса даже в случае, если улучшение сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами не последует. 18

Динамика курса рубля  к доллару США обусловила заметное превышение доходности по рублевым инструментам над доходностью вложений в активы, номинированные в долларах США. Это повысило привлекательность активов в российской национальной валюте, что нашло отражение в сохранении тенденции сокращения валютной позиции банковского сектора.

 

Рис. 1

Цены мирового рынка  на нефть сорта 'Юралс'(долларов США  за баррель)

Таблица 119

Цены мирового рынка  на нефть сорта "Юралс" (долларов США за баррель)

Год

1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1997

22,4

19,7

18,1

16,6

17,7

16,6

17,6

17,8

17,4

19,4

19,1

18,0

1998

14,6

13,0

12,1

12,6

13,1

9,6

11,1

11,6

13,0

11,7

10,5

9,3

1999

10,9

9,5

12,0

14,5

13,8

15,0

18,6

19,8

22,0

21,2

24,3

25,4

2000

25,1

27,4

25,9

21,3

26,8

27,5

24,4

27,9

30,2

28,2

31,2

23,7

2001

24,6

25,0

21,7

23,9

26,5

25,5

23,0

24,4

24,8

19,8

17,9

18,5

2002

18,3

18,8

21,9

24,0

23,.9

23,0

24,7

25,7

27,1

26,0

  

 

  

 

Информация о работе Валютный рынок России