Валютный курс

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах. В основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена - интернациональные стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ЕГО СТОИМОСТНАЯ ОСНОВА 4
2 РЕЖИМ ВАЛЮТНОГО КУРСА. ВАЛЮТНАЯ КОТИРОВКА И ЕЕ ВИДЫ 7
3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

валютный курс dpab 0110.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

При прямой котировке  курс продажи более высокий, чем  курс покупки. Например, в Нью-Йорке 1 ф.ст. = 1,46 ам.долл. (курс продажи) и 1 ф.ст. == 1,44 ам.долл. (курс покупки).

Курс покупателя. По этому курсу банк приобретут валюту. Например, курс 16,2200 рубля за 1 доллар означает, что банк готов купить у клиента определенную сумму долларов по цене 16,2200 за единицу американской валюты. Это соотношение может сохраняться в течение относительно продолжительного времени, но в зависимости от финансовой ситуации оно может изменяться и в течение одного дня.

Курс  продавце. По этому курсу банк продает валюту. Например, курс продавца 16,4300 рубля за 1 доллар означает, что данный банк готов продать клиенту запрашиваемую сумму долларов по 16,4300 рубля за каждую единицу американской валюты. Курс продавца всегда выше курса покупателя. Разница между курсом продавца и курсом покупателя составляет прибыль банка в валютных операциях. Возможность получения этой прибыли возникает вследствие того, что банки фактически занимают на валютных рынках монопольное положение в отношении подавляющего числа юридических и физических лиц ,и, пользуясь этим положением, стараются продать иностранную валюту по более высокому курсу, а купить ее на свою национальную валюту по более низкому курсу.

Средний курс представляет собой среднюю арифметическую курса продавца и курса покупателя. Средний курс используется при экономических сопоставлениях за определенное время, а также во внешнеторговых контрактах для установления курсов валют или методов их пересчета. Средний курс используется для ориентировки и дилерами валютных рынков.

Кросс-курс представляет собой соотношение двух валют, которое определяется из их курсов по отношению к какой-либо третьей валюте. С конца 50-х гг. этого века такой третьей валютой является, как правило, американский доллар. Например, если бакинский банк хочет получить кросс-курс азербайджанского маната к иранскому риалу, то он при этом будет исходил» из традиционных валютных курсов обеих этих валют к американскому доллару. В средине 1998 г. за 1 американский доллар на валютном рынке давали 3950 азербайджанских манатов и 3000 иранских риалов. Учитывая эти данные, курс азербайджанского маната к иранскому риалу установлен путем пропорции 3000 : 3950, то есть он был равен 0,7594. Иными словами, за 100 азербайджанских манатов бакинский банк на валютном рынке мог получить 75,94 иранского риала.

Спот-курс

  Цена валюты одной  страны, выраженная в валюте другой  страны, установленная на момент заключения сделки, при условии обмена валютами банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки. Спот-курс отражает, насколько высоко оценивается национальная валюта на момент проведения операции за пределами данной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО  КУРСА

 

 

 

Центральный банк Приказом от 20 мая 1996 г. N 02-168 определил  порядок установления официального обменного курса рубля к иностранным  валютам. Департамент иностранных операций (ДИО) Банка России каждый рабочий банковский день, начиная с 9 часов московского времени, осуществляет сбор информации о текущих котировках рубля к доллару США по операциям ведущих коммерческих банков на межбанковском валютном рынке со сроком поставки на следующий за днем заключения сделки рабочий банковский день (конверсионные сделки на условиях поставки "tomorrow").

На основании  полученной информации, а также исходя из соотношения спроса и предложения  на иностранную валюту на межбанковском  и биржевом валютных рынках, динамики показателей инфляции, положения  на международных рынках иностранных  валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны ДИО не позднее 9 часов 45 минут по московскому времени готовит предложения по установлению курсов Банка России по операциям покупки и продажи долларов США за рубли Российской Федерации на межбанковском валютном рынке и представляет данные предложения руководству Банка России на утверждение. Установленные курсы вводятся в 10 часов по московскому времени в информационную систему "Рейтер" [11].

Курсы устанавливаются на текущий рабочий банковский день с обязательством Банка России осуществлять покупку и продажу долларов США за рубли по этим курсам с банками - ведущими операторами межбанковского валютного рынка, заключившими с Банком России специальное соглашение.

Банк России определяет официальный обменный курс рубля к доллару США как  средний курс между указанными выше курсами, без обязательства осуществлять по нему операции покупки и продажи  иностранной валюты; ежедневно не позднее 12 часов по московскому времени устанавливает официальный обменный курс рубля к свободно конвертируемым валютам, а также к валютам стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации, без обязательства осуществлять операции покупки и продажи иностранной валюты по указанным курсам. При этом:

1) официальные  обменные курсы рубля к иностранным  валютам с ограниченной конверсией  определяются в соответствии  с котировками московского биржевого  и межбанковского валютного рынка  по соответствующим валютам и  с учетом кросс - курсов данных валют к доллару США;

2) официальные  обменные курсы рубля к свободно  конвертируемым валютам рассчитываются  на основе курса доллара США  к рублю и текущих кросс  - курсов данных валют к доллару  США на международных валютных  рынках. Официальные обменные курсы рубля вводятся приказом по Банку России и вступают в силу в календарный день, следующий за днем подписания приказа, сроком действия до выхода следующего приказа.

Кроме того, Центральный  банк в последний рабочий день месяца устанавливает сроком действия с первого числа и до конца следующего календарного месяца официальный обменный курс рубля к прочим иностранным валютам, временным денежным и международным счетным единицам без обязательства осуществлять операции покупки и продажи иностранной валюты по указанным курсам.

После подписания приказа об официальных обменных курсах ДИО передает данную информацию в информационное агентство Рейтер по каналам банковской связи. А информация об официальных обменных курсах рубля  Банка России направляется в территориальные Главные управления (Национальные банки) Банка России телеграфной связью в день подписания соответствующего приказа.

Валютная политика государства является составной  частью макроэкономической политики и  представляет собой совокупность мер  государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы. Валютная политика является составной частью финансовой политики государства. Основными направлениями валютной политики являются: управление курсами иностранных валют с целью укрепления курса национальной валюты; формирование золотовалютных резервов страны; установление единой системы валютного регулирования и валютного контроля; участие Российской Федерации в международных валютно-финансовых организациях; интеграция российской валютной системы в мировую валютную систему.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства - это совокупность мер, таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования, применяемых  государством для решения долгосрочных и среднесрочных задач по развитию национальной экономики и, как следствие, обеспечение доходной части государственного бюджета. Внешнеэкономическая политика включает торговую политику, инвестиционную политику, инновационную и валютную политику. Основными направлениями внешнеэкономической политики на современном этапе являются: поддержание экспорта российских товаров и услуг на международных торговых рынках; регулирование потоков импорта товаров и услуг с целью поддержания национальных производителей в условиях свободной конкуренции; привлечение долгосрочных иностранных инвестиций; вступление Российской Федерации в международные торговые организации.

Невозможно  рассматривать внешнеэкономическую  и валютную политику в отрыве друг от друга, так как решение задач по развитию экономики невозможно без учета механизма реализации валютной политики государства - системы валютного регулирования и контроля.

Валютная политика должна способствовать развитию внешнеэкономических  отношений между странами, однако развитие взаимных отношений не должно нанести вред экономической и валютной безопасности ни одной из сторон. Иностранное присутствие может оказывать негативное воздействие, когда инвесторы и субъекты внешнеэкономической деятельности, как национальные, так и иностранные, пытаются сокрыть прибыли и вывести их за рубеж. Во избежание неблагоприятных последствий необходимо принятие комплекса мер, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово-экономического, налогового и иного порядка, которые компенсировались бы притоком инвестиций в национальную экономику.

Организация и  функционирование системы валютного  контроля в России на протяжении последних  лет постоянно находились в процессе реформирования. Наиболее существенные изменения в эту систему были внесены с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" .

Действующее валютное законодательство определяет два основных направления государственного регулирования  в этой области финансовых отношений - валютное регулирование и валютный контроль. Предметом валютно-правового регулирования являются принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и валютой Российской Федерации и др.

Курс на либерализацию  российского валютного законодательства в первую очередь коснулся сферы  валютного контроля, нацеленной на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Одним из ключевых моментов в механизме валютного контроля является наделение государственных органов и иных субъектов финансовых правоотношений (например, уполномоченных банков) специальными полномочиями органов и агентов валютного контроля [3].

Валютное законодательство исходит из того, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (ч. 1 ст. 22 Закона).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что  законодатель не относит Правительство  РФ к органам валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию  деятельности в области валютного  контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с другим органом валютного контроля - Центральным банком РФ. Наряду с этим Правительство РФ обеспечивает взаимодействие с Центральным банком РФ не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов, выступающих в качестве агентов валютного контроля (ч. 6 ст. 22 Закона).

В ч. 2 ст. 22 Закона определен субъектный состав правоотношений по валютному контролю в части  контролирующих органов, наделенных соответствующими властными полномочиями. Органами валютного контроля названы Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Допускается, что Правительство РФ может наделить полномочиями органа валютного контроля сразу несколько федеральных органов исполнительной власти.

При этом контрольные  полномочия между указанными органами разделены таким образом, что  Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за валютными операциями иных резидентов и нерезидентов.

В самом Законе в качестве органа валютного контроля непосредственно назван только Центральный банк РФ. Другой федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - получил полномочия по осуществлению валютного контроля опосредованно - через принятие Правительством РФ решения о наделении его статусом органа валютного контроля. Соответствующее решение было облечено в форму постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора"). В п. 1 упомянутого Положения закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет функции органа валютного контроля. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).[5, с. 54]

Функция Центрального банка РФ (Банка России) по осуществлению  валютного контроля закреплена среди  ряда других направлений деятельности этого органа в ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с п. 15 упомянутой статьи Банк России "организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации". В ст. 54 Банк России определяется как орган валютного контроля, осуществляющий функции валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами. Таким образом, специальным законом, регулирующим статус Банка России в качестве органа валютного контроля, является не Закон о Банке России, а Закон о валютном регулировании и валютном контроле.

Информация о работе Валютный курс