Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Государственный валютный контроль — это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. Взаимодействие валютного контроля и национальной экономики достаточно широко. Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

    1. Валютный контроль как экономическая категория

Государственный валютный контроль — это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.                                                      

Взаимодействие валютного контроля и национальной экономики достаточно широко. Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте. Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, как правило, обязывает резидентов сдавать иностранную валюту государству по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты.

Конкретные механизмы действия системы государственного контроля являются индивидуальными для каждой страны в отдельности. Валютный контроль применяется практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Одни государства постоянно усиливают валютный контроль. Однако многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования и свободного курсообразования, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений на движение капитала. Но по мере наступления трудных периодов некоторые страны вновь и вновь возвращались к ужесточению валютного регулирования и валютного контроля.

Основная цель валютного регулирования  — устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж.

Незаконный отток капитала, правонарушения в валютной сфере и коррупция наносят столь значительный ущерб государству и гражданам, что их устранение и минимизация компенсируют неизбежное ущемление интересов отдельных участников внешнеторговых операций и валютного рынка при ужесточении валютного регулирования и, как следствие, валютного контроля.

В этой связи представляется полезным опыт других стран в отношении эволюции валютного регулирования и валютного контроля, который будет рассмотрен далее.

1.2. Валютный контроль в различных странах

Основными целями валютного  контроля во всех странах мира являются защита экономики от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшение валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной экономической безопасности.

Согласно анализу Международного валютного фонда изменение числа стран, сохраняющих механизмы валютного контроля в 2000—2006 годах, указывает на снижение усилий по либерализации счета текущих операций и особенно счета операций с капиталом. Практически все государства — члены МВФ продолжают сохранять те или иные виды механизмов валютного контроля в отношении операций с капиталом, хотя некоторые меры применялись в специальных случаях или иных целях и не были специально предназначены для ограничения трансграничных потоков капитала, что представлено данными таблицы 1.1.

Таблица 1.1 Статистические показатели по странам, применяющим механизмы валютного контроля (в оценке Международного валютного фонда)

Число стран

2000 г.

2002 г.

2004 г.

2006 г.

Общее число стран, применяющих  механизмы контроля

137

132

134

133

Механизмы контроля:

       

За платежами по импорту

111

108

112

113

Требования по финансированию

41

45

46

47

Требования о представлении  документации

106

102

106

109

За платежами по невидимым операциям  и текущим трансфертам

112

100

98

96

За экспортными поступлениями

116

114

112

113

Требования о репатриации

110

108

106

106

Требования об обязательной продаже  валюты

79

77

75

74

Требования о представлении  документации

73

76

76

80

За поступлениями от невидимых  операций и текущих трансфертов

102

100

99

99

Требования о репатриации

100

98

97

96

Требования об обязательной продаже  валюты

78

74

72

70

В % от общего числа стран, представляющих отчетность

       

Общее число стран, применяющих механизмы контроля

74,1

71,4

72,4

71,5

Механизмы контроля:

       

За платежами по импорту

60,0

58,4

60,5

60,8

Требования по финансированию

22,2

24,3

24,9

25,3

Требования о представлении  документации

57,3

55,1

57,3

58,6

За платежами по невидимым операциям и текущим трансфертам

60,5

54,1

53,0

51,6

За экспортными поступлениями

62,7

61,6

60,5

60,8

Требования о репатриации

59,5

58,4

57,3

57,0

Требования об обязательной продаже  валюты

42,7

41,6

40,5

39,8

Требования о представлении  документации

39,5

41,1

41,1

43,0

За поступлениями от невидимых  операций и текущих трансфертов

55,1

54,1

53,5

53,2

Требования о репатриации

54,1

53,0

52,4

51,6

Требования об обязательной продаже  валюты

42,2

40,0

38,9

37,6

Общее число стран, представляющих отчетность

185

185

185

186


 

Особенности валютного  контроля в странах с переходной экономикой более или менее известны, поскольку они в силу своей специфики близки и похожи, в том числе с существующими в Республике Беларусь. Особый интерес вызывают характерные черты валютного контроля в промышленно развитых странах Западной Европы. Механизм валютного контроля в этих странах складывался с учетом особенностей условий развития каждой из этих стран.

Система валютного контроля Италии является одной из самых жестких в Европе. 30-е годы прошлого века были ознаменованы тяжелым экономическим положением этой страны. Именно тогда была разработана система валютных ограничений под названием «монополия на обмен валют», в соответствии с которой, до 1955 года экспорт итальянской валюты запрещался в любой форме. Получаемые экспортерами выручка и доходы в иностранной валюте подлежали обязательной сдаче в Национальный институт по валютным операциям в объеме 100 процентов в обмен на национальную валюту. Впоследствии в стране приняли закон, по которому была отменена обязательная продажа резидентами иностранной валюты, а в банках-агентах открыты специальные валютные счета, на которые зачислялась вся выручка в иностранной валюте. С 1963 года итальянским юридическим и физическим лицам было разрешено покупать и продавать акции, облигации за национальную валюту, но только через итальянские банки. В дальнейшем происходила либерализация внешнеторговой деятельности Италии, и с 1989 года было разрешено ведение любого рода валютной финансовой деятельности, не противоречащей законодательству. Тем не менее, основные принципы валютного регулирования дожили до наших времен и остаются прежними: обязательное уведомление государственных органов обо всех операциях в иностранной валюте, осуществляемых резидентами; запрет на хождение иностранной валюты на внутреннем рынке страны и другие.

Одной из функций валютного контроля в Великобритании является обеспечение своевременного возвращения выручки от экспорта товаров из стран, не входящих в торговую организацию. В последнее время, несмотря на тенденцию к либерализации валютного контроля в отношении традиционных валютных и внешнеторговых операций, правительство Великобритании уделяет серьезное внимание борьбе с легализацией преступных доходов как внутри страны, так и в международном плане.

Жесткая ограничительная система  валютного контроля во Франции, установленная  в конце 70-х годов прошлого века, сыграла свою роль в ограничении темпов инфляции в стране, создании достаточных валютных резервов. Усилия органов валютного контроля способствовали выходу Франции из затяжного экономического кризиса. Однако уже в начале 80-х годов стало очевидным, что всеобъемлющая система валютного контроля тормозит развитие национальной экономики, и в 1989 году Франция официально отказалась от проведения политики жесткого валютного контроля.

Под действие валютного контроля в  Японии попадают сделки с иностранной  валютой, совершаемые банками; платежи  за границу и из-за границы; сделки, связанные с движением капитала, и внешнеторговые сделки. Основным средством валютного регулирования в этой стране является лицензирование определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления.

В Греции с 1931 года действовал закон о защите национальной валюты, в соответствии с которым уполномоченные банки могли лишь обслуживать экспортно-импортные операции, а резидентам было запрещено осуществлять какие-либо сделки с иностранной валютой. Начало либерализации было положено в 1953 году. До 70-х годов экспорт иностранной валюты был разрешен только на покрытие государственных нужд, зарубежных поездок граждан и доказанных выплат по иностранным займам. Свободный валютный рынок был создан в Греции в 1980 году. Только в 1992 году были отменены все ограничения по текущим валютным операциям. Движение капитала полностью было либерализировано только в 1994 году.

В Испании либерализация валютной политики началась в 70-е годы. С 1973 года резидентам было разрешено осуществлять инвестиции за рубеж по разрешению центрального банка, а с 1979 года они осуществлялись свободно. Тогда же резидентам были разрешены валютные инвестиции в ценные бумаги. В 1987 году Банк Испании либерализовал получение резидентами займов от нерезидентов. Затем гражданам разрешили приобретать недвижимость за рубежом. Требование обязательной продажи экспортерами валютной выручки сохранялось вплоть до 1991 года. До того же времени любой резидент, получивший валюту, обязан был продать ее в уполномоченный банк в течение 15 дней.

Как видно, валютные ограничения и валютный контроль в тех или иных формах существуют практически во всех развитых странах. Однако, особое значение валютный контроль имеет в развивающихся и бывших социалистических странах, так как там валютные ограничения действуют как фактор, стимулирующий перенесение части банковских операций за пределы сфер действия национальной юрисдикции и сокращает возможности по расширению сферы услуг, предоставляемых национальным клиентам, а также ограничивает возможности банков по участию в международных финансовых операциях.

Сочетание нестабильности внутреннего экономического положения и многочисленных запретов поощряет утечку капиталов из стран, где валютный контроль наиболее жесткий. Таким образом, опасаясь конфискационных мероприятий со стороны государства за нарушение правил проведения валютных операций, многие участники экономической деятельности стремятся разместить свои капиталы в банках тех стран, где не допускают обращения взыскания на имущество таких нарушителей. Валютные ограничения часто не позволяют банкам предоставлять полный комплекс услуг своим реальным и потенциальным клиентам, что ставит эти банки в худшие условия по сравнению с их зарубежными конкурентами. Правительства экономически нестабильных стран часто используют валютные ограничения как средство мобилизации внутренних дополнительных ресурсов в кризисные периоды, не считаясь с тем, что несвоевременное выполнение банками своих обязательств по отношению к зарубежным контрагентам подрывает международную репутацию этих стран.

Ужесточение правил осуществления банковской деятельности является  общей тенденцией и для развитых, и для развивающихся стран. Это и завышенные требования к минимальному уставному капиталу банков, и жесткие условия получения лицензии на банковскую деятельность, и запреты

на совершение определенных операций, а также многое другое.

Кроме того, огромный объем  отчетности тяжким бременем ложится  на банки, что отвлекает их от своей  основной деятельности. Обязательные отчисления в специальные фонды, что установлено жесткими нормативами, существенно ограничивают кредитные и инвестиционные возможности банков, а также рентабельность их операций. По мнению многих экспертов, валютные ограничения — это несколько примитивный инструмент государственного регулирования. Значительное число финансистов и экономистов сходятся в одном: опыт многих стран дает гораздо больше аргументов в пользу либерализации валютного рынка и операций, связанных с движением капитала, чем в пользу установления ограничений и жесткого контроля.

Одним из аргументов в  пользу либерализации является более высокие темпы роста экономики в странах с открытой экономикой и минимумом ограничений. Однако этот тезис подходит только для развитых стран. Что касается стран с переходной экономикой, то для того чтобы эффективно пользоваться преимуществами глобализации и свободного рынка капитала, необходимо наличие развитой банковской системы и финансовых рынков, четкая институциональная сфера и эффективно действующая законодательная и судебная системы. Это атрибуты современной рыночной экономики, и либерализация валютного рынка выступает в этом случае вторым номером.

Попытки изменить приоритет данных институтов уже обернулись кризисом 1998 года в России, где хотели предвосхитить необходимые структурные реформы широкомасштабными мерами либерализации. Противники сиюминутной либерализации оспаривают еще один аргумент сторонников данного процесса: обязательная продажа валютной выручки лишает центральные банки возможности эффективно осуществлять курсовую политику и нормализовать ситуацию с денежным предложением. Однако избыток предложения на рынке может привести к чрезмерному укреплению национальной валюты, что, в свою очередь, подорвет позиции экспортеров. А если страна имеет экспортоориентированную экономику, то внутренний валютный рынок становится слишком уязвимым к изменению внешнеэкономической конъюнктуры и поведению крупнейших экспортеров.

С другой стороны, сохранение института обязательной продажи иностранной валюты позволяет осуществить некоторую дедолларизацию экономики, и в первую очередь в банковском секторе.

Информация о работе Валютный контроль