Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

Содержание

Введение.
1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля
1.1 Органы, осуществляющие валютный контроль
2. Сущность экспортно-импортных операций
2.1 Валютный контроль экспортных операций
2.2 Валютный контроль импортных операций
2.3 Порядок оформления паспорта сделки
2.4 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту
3. Воздействие государственного валютного контроля на экономику России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

С подписанием  паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров  по этому контракту.

Банк имеет  право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется:

-   несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в ПС;

-   несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего российского законодательства;

-   отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке;

- отсутствие  в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления  паспорта сделки в установленном  порядке.

После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом или копией контракта, второй экземпляр хранится в банке. 

2.4 Таможенное оформление. Порядок осуществления  уполномоченными  банками контроля за проведением валютных операций по контракту 

Таможенные органы принимают экспортные товары к  таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к другим документам, предусмотренным российским законодательством, ксерокопии ПС, заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копии с грузовой таможенной декларации (ГТД) на оформляемый груз.

Таможенные органы контролируют соответствие данных ПС и данных, заявленных в ГТД, и при  отсутствии расхождений заверяют ПС. На основании ГТД составляется учетная карточка (далее УК) таможенно-банковского контроля (документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом, экспортируемом по контракту товаре). На основе УК в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления па транзитные счета экспортеров валютной выручки от экспорта товаров.

Экспортер после  поступления на его валютный счет выручки от экспорта товаров отдельной  строкой указывает номер и  дату ПС и УК, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, то указываются реквизиты только ПС).

Положением предусматривается  ответственность как экспортера за несвоевременное предоставление необходимой документации или фальсификацию  приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции.

Банк ПС в  день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в  порядке, изложенном в приложении 3 к настоящему Положению, открывает  и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:

-    паспорте сделки, порядок оформления которого установлен нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;

-    справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;

-    расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;

-    справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации;

-    реестре внесения и возврата сумм резервирования по валютной операции, осуществленной по контракту, по которому оформляется паспорт сделки, порядок ведения которого установлен нормативным актом Банка России о порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций[2].

В случаях если нормативным актом Банка России установлено требование о формировании и ведении в электронном виде баз данных банк ПС самостоятельно устанавливает порядок формирования и ведения баз данных, ведомость может формироваться банком ПС в автоматизированном режиме на основании информации, содержащейся в этих базах данных.

Информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС, вносится банком ПС в ведомость в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов.

Банк ПС формирует  раздел VI ведомости в день внесения в нее информации в соответствии с пунктом 3.3 Положения и обновляет  указанный раздел не реже одного раза в месяц в случае установления требования о резервировании в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

В целях представления  резидентом ведомости органам валютного  контроля на основании письменного заявления резидента, составленного в произвольной форме, банк ПС передает резиденту ведомость на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за датой получения указанного в настоящем пункте заявления резидента.

После передачи резиденту ведомости на бумажном носителе ответственным лицом банка ПС на указанном заявлении резидента проставляется отметка о получении резидентом ведомости, и заявление резидента помещается в досье по паспорту сделки.

Передаваемая  резиденту ведомость должна быть подписана ответственным лицом банка ПС и заверена печатью банка ПС.

Одновременно  с закрытием досье по паспорту сделки в порядке, установленном  нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, банк ПС формирует ведомость на бумажном носителе, заверяет ее в порядке, установленном пунктом 3.5 Положения, и помещает ее в досье по паспорту сделки.

 

3. Воздействие государственного  валютного контроля  на экономику России 

В данной главе  будут рассмотрены такие основные направления воздействия механизма государственного валютного контроля, как:

1)  воздействие на макроэкономическую ситуацию;

2)  влияние на поведение хозяйствующих субъектов;

3)  социальные последствия применения государственного валютного контроля. Механизм воздействия системы государственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию на последнюю количественных ограничений импорта (квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютного контроля можно представить как последствия введения импортных квот, которые распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то же самое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект, похожий на действие единого налога на все международные сделки.

Что касается влияния  использования государством валютного  контроля на поведение отдельных  хозяйствующих субъектов, то можно отметить то, что в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут на нарушения государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранных партнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.

Относительно  социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы  получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках.

Столкновение  интересов государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:

а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые  производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;

б)      так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;

в)      крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.

Несмотря на возросшую эффективность таможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.

При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.

Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.

Точная оценка масштабов вывоза капитала из России крайне сложна из-за того, что многие его составляющие нигде не учитываются. По приблизительным оценкам, чистый отток капитала из России с начала проведения экономических реформ вплоть до начала нынешнего столетия составлял в среднем не менее 18-24 млрд. долл. ежегодно. Эти оценки следует признать весьма консервативными, поскольку они фактически учитывают лишь данные ЦБ РФ по официальному вывозу капитала. Согласно этим данным, в 2002г. объемы вывоза капитала составили 8,1 млрд. долл. По итогам 2003г. этот показатель сократился до 2,3 млрд. долл. Однако в 2004г. темпы вывоза капитала снова стали расти и, по данным ЦБ РФ, составили 8 млрд. долл. В 2005г., по данным ЦБ

РФ, чистый отток  капитала из России составил примерно 3 млрд. долл.[3]

Однако если учесть, что за рамками официальной статистики остаются весьма значительные суммы от нелегальных схем вывоза капитала, то картина представляется совсем иная.

По мнению большинства  российских экономистов, общий отток  капитала из нашей страны с начала 90-х гг. по настоящее время превысил 250 млрд. долл. Эта величина представляется наиболее обоснованной. В ней учитываются:

•         в рамках статьи "Чистые ошибки и пропуски" вывоз составил 50-70 млрд. долл.;

•         непоступление экспортной выручки и непогашение импортных авансов привело к утечке 60-70 млрд. долл.;

•         вложения в наличную иностранную валюту (сбережения российских граждан в иностранной валюте) составили 40 - 80 млрд. долл.;

•         около 70 млрд. долл. было вывезено в рамках каналов, неконтролируемых официальной статистикой

В последнее  время наблюдается тенденция  к некоторому снижению величины вывозимого капитала. Пик вывоза пришелся на 1991-1994 гг., причем он не отражен в официальной статистике в связи с отсутствием на тот период эффективных механизмов валютного контроля. За это время по оценкам экспертов было вывезено не менее 100 млрд. долл., по 20-40 млрд. ежегодно. В 1995-1997 гг. объемы вывоза снизились до 20-30 млрд. долл., а в 1998-2000 гг. - до 10-25 млрд. долл. В 2003г. объем вывоза составил 17,2-21,7 млрд. долл.

Информация о работе Валютный контроль за экспортно-импортными операциями