Валютное регулирование в РФ и конвертируемость рубля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

В реферате раскрывается сущность деятельности валютного регулирования, его участников, субъектов и объектов, а также проведен анализ правоприменения и правонарушений в валютном законодательстве. Еще одной целью работы является изучение содержательной характеристики конвертируемости валюты и ее значения, рассмотрение основных её типов и механизмов, а также исследование влияние перехода рубля к полной конвертируемости на состояние экономики в целом и на отдельные микро- и макроэкономические показатели в частности.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
1. Правовые основы валютного регулирования в РФ 4
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ
1.2 Участники валютного регулирования
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства
2. Конвертируемость рубля 9
2.1 Этапы перехода к конвертируемости рубля
2.2 Современные проблемы конвертируемости рубля
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 34.38 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Современные проблемы конвертируемости рубля

В России сегодня ситуация все больше напоминает затянувшуюся на годы неопределенность, т.е. сейчас, когда в основном приватизация уже осуществлена и финансовая стабилизация достигнута, продолжать откладывать первый шаг уже не имеет практического смысла.

Необходимо разработать  общенациональную программу повышения  конкурентоспособности, которая ляжет  в основе конвертируемости валюты, но этого до сих пор нет.

Надо оценить свои реальные ресурсы. Что Россия может сегодня  и чего  не может? В России практически  потеряли обрабатывающую промышленность в значительной степени, в стране практически не велось за этот период времени геологоразведки, теряются кадры. Нужно определить эффективный  инструментарий обеспечения конкурентных позиций России в сложившихся  условиях, в международных экономических  отношениях.

России необходимо в рамках мирового экономического (глобального) контекста найти свою собственную  нишу и соответственно позиционировать  себя. Это позиционирование должно быть рассчитано не на год и не на пять лет, а лет на 15-20 как минимум.

Когда Россия  поймет, куда развивается, с каким населением будет выступать, должна быть выработана долгосрочная программа. Только после  того, как будут просчитаны все  эти ресурсные моменты, посмотрим, оценим, выстроим свою траекторию развития в соответствии с тем эволюционным процессом, который происходит, тогда  можно говорить о конвертируемости рубля.

Введение полной конвертируемости должно быть основано не только на детальном  анализе уже сложившейся ситуации, но и оценке ресурсов России в контексте  общего ее встраивания в действующую  валютную систему таким образом, чтобы такое встраивание содействовало повышению конкурентоспособности национальной экономики.

В обычных условиях страны, специально занижающие свой валютный курс таким образом, повышают конкурентоспособность своих экспортных товаров и тем самым расширяют масштабы экспорта. Это, в свою очередь, позволяет направлять дополнительные денежные средства на модернизацию производственного аппарата, развитие технологии и экономики в целом.

В российских же условиях такому пути препятствуют два основных обстоятельства. Первое — сырьевая, точнее нефтяная ориентация экспорта, резко ограничивающая возможности экспорта мощностями существующих трубопроводов.

И второе — политика правительства, продолжающего держать экономику  страны на голодном денежном пайке, под  предлогом борьбы с инфляцией, несмотря на то, что существует достаточно способов канализировать вливания дополнительных денежных средств в экономику  без риска соответствующего роста  инфляции, но способных активизировать экономический рост.

Таким образом, валютная политика правительства РФ, поддерживающая заниженный курс национальной валюты, имеет исключительно негативные итоги.

Очевидно, что главное  направление развития в области  валютной политики — достижение финансовой независимости. Это связано с  тем, что в современных условиях финансовая система, как в национальной, так и в мировой экономике  приобрела совершенно определенный стратегический характер. От того, какое  решение примут финансовые власти относительно финансирования  тех или иных проектов, в конечном итоге будет  зависеть развитие страны, в  том  числе и военное и политическое.

Контрольно-надзорная деятельность Росфиннадзора при осуществлении государственной функции органа валютного контроля в I полугодии 2011 г.[4]

В рамках исполнения стратегической задачи по предупреждению, выявлению  и пресечению нарушений, поставленной перед Росфиннадзором при осуществлении им государственной функции по валютному контролю, проведено 14 263 проверочных мероприятий соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Из них 561 плановых проверок (3,93 % от общего числа проверок) и 13 702 оперативных проверочных мероприятий с учетом реализации протоколов, полученных от агентов валютного контроля, постановлений органов прокуратуры Российской Федерации, а также информации, получаемой от Банка России, правоохранительных органов, ФТС России и ФНС России (96,07 % от общего числа проверок).

В I полугодии 2011 г. привлечено к административной ответственности  по делам об административных правонарушениях 3 906 юридических лиц, 1096 должностных  лиц и 199 физических лиц.

За отчетный период в доход  государства в виде штрафов за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования  поступило более 363 млн. рублей (по данным Федерального Казначейства).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Валютное законодательство в Российской Федерации находится  в процессе становления. Оно объективно ограничено, не систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво и в целом  достаточно сложно.

Наличие пробелов в валютном законодательстве России часто тормозит процесс интеграции страны в мировое  хозяйство, препятствует привлечению  иностранных инвестиций во внутреннюю экономику. Качественные изменения  норм валютного законодательства необходимы и в лицензировании валютных операций, где наблюдается двойственность последствий несоблюдения правил о  лицензировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Современные проблемы конвертируемости рубля. Манукянц А. М., аспирант Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, экономист ООО Стройгазконсалтинг. Статья поступила в редакцию 28.08.2008 г.
  2. ФЗ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.11.2003, с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011)
  3. Власова М. М. Валютное регулирование и валютный контроль (зарубежный и российский опыт). М., 2008.
  4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Режим доступа: www.rosfinnadzor.ru
  5. Центральный банк РФ. Режим доступа: www.cbr.ru
  6. Федеральная таможенная служба. Режим доступа: www.customs.ru
  7. Черковец О.В.  Глобализация: экономические реалии и политические мифы. Москва: ЮНИТИ-ДАНА. – 2006
  8. Фетисо Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля// Вопросы экономики. – 2006. – № 6.
  9. http://www.rg.ru - Российская газета
  10. http://centr-economiks.ru/ – Фонд экономического развития Центр «Экономикс»
  11. Чапчиков С. Ю. Уроки международного опыта конвертируемости валют // Банковское дело. – 2006. – № 11.
  12. http://www.bank24.ru – круглосуточный банк для деловых людей.

 

 


Информация о работе Валютное регулирование в РФ и конвертируемость рубля