Валютное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Эта курсовая работа посвящена теме «Валютное регулирование экономики». В ней будут рассматриваться такие вопросы, как международные валютные системы, их виды, задачи и функции, а также факторы, влияющие на формирование валютного курса.

Содержание

Введение

JГлава I. Международные валютные отношения и валютные системы.

1. Понятие валютных отношений и валютных

систем. Мировая валютная система.

2. Виды валютных систем.

3. Задачи и функции международной валютной системы.

4. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование. Ревальвация и девальвация валюты.

JГлава II. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика.

1.Валютное регулирование как элемент экономической политики

2. Регулирование величины валютного курса. Валютная политика и валютные ограничения.

Международный валютный фонд (МВФ).
JГлава III. Валютное регулирование экономики в России

Валютное регулирование экономики в России.
Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования. Валютный контроль.
А) Центральный Банк РФ

Б) Защита валюты Российской Федерации

В) Цель и направления валютного контроля

Г) Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

3. Евро и экономическая безопасность России
JЗаключение

Работа содержит 1 файл

валют регулирование экономики.doc

— 132.00 Кб (Скачать)
  1. Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования  в Российской Федерации.
  2. . Центральный банк Российской Федерации в рамках настоящего Закона:

а) определяет сферу и порядок обращения  в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; 
О прекращении на территории РФ расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)

б) издает нормативные акты, обязательные к  исполнению в Российской Федерации  резидентами и нерезидентами; 
в) проводит все виды валютных операций; 
г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации; 
д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации; 
О порядке осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов

е) устанавливает  общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям  на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; 
ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; 
з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам; 
и) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.

 

Б) Защита валюты Российской Федерации

 

1. Расчеты  между резидентами осуществляются  в валюте Российской Федерации  без ограничений. 
Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

2. Порядок  приобретения и использования  в Российской Федерации валюты  Российской Федерации нерезидентами  устанавливается Центральным банком  Российской Федерации в соответствии  с законами Российской Федерации.

3. Вывоз  и пересылка из Российской  Федерации валюты Российской  Федерации и ценных бумаг, выраженных  в валюте Российской Федерации,  а также ввоз и пересылка  в Российскую Федерацию валюты  Российской Федерации и ценных  бумаг, выраженных в валюте  Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

4. Сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В) Цель и направления  валютного контроля

 

1. Целью валютного  контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства  при осуществлении валютных операций. 
2. Основными направлениями валютного контроля являются: 
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; 
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; 
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; 
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Г) Органы валютного  контроля и агенты валютного контроля

 

  1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
    2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. 
    3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
    4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. 
    5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. 
    6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. 
    7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

3. Евро и экономическая безопасность России

 

      Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают экономическую безопасность России.

      В настоящее время степень экономической  зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии  пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику.

      Особенно  опасным является положение, сложившееся  в валютной сфере. Глубокая долларизация экономики привела к тому, что  в этой сфере Россия находится  в состоянии не просто внешней  зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты.

      Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений  России и структурой ее внешнеэкономических  связей. Сейчас подавляющая часть  внешней торговли России - до 2/3 - связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2.1

      ЕС  и США во внешнеэкономических  связях России в 1998 г., % 

              ЕС       США
      Внешнеторговый  оборот       33       8
      Прямые  иностранные инвестиции (накопленный  объем)       38       41
      Прямые  иностранные инвестиции в 1998 г.       44       35
      Иностранные инвестиции в 1998 г.       64       19
 
 

      Однако  самой используемой и ликвидной  иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.  

      Таблица 2.2

        Доллар США в  мировой и российской  экономике, %

              Мир, 1995 г.       Россия, 1998 г.1
      Внешнеторговые  контракты        48       80
      Банковские  депозиты в иностранной валюте       652       90
      Официальные валютные резервы       65       65
      Государственный долг развивающихся стран        50       67
 
 
 

      1 Все данные по России являются оценочными.

      2 Не включая ЕС, конец 1996 г. 

      Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных  валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.

      Существенное  значение имеет и геополитический  аспект проблемы. Соединенные Штаты  лишь косвенно зависят от развития экономической и политической ситуации в России, тогда как Европейский  Союз и Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты. Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе - Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

      Необходимо  подчеркнуть, что сильные позиции  доллара в отечественной экономике  определяются главным образом объективной слабостью национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости государства является оздоровление внутренней экономической системы - внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования. Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская валюта.

      В контексте экономической безопасности России появление евро и вызванный  им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли.

      В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руководствуясь принципами экономической  обоснованности и постепенности.

      Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически  неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

      Вывод.

      Таким образом, введение евро непосредственно  затрагивает стратегические интересы России и меняет условия ее интеграции в мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач.

      Работа  с единой европейской валютой  в России начинается в условиях кризисного состояния национальной кредитно-денежной системы, слабости рубля и глубокой долларизации экономики. Главной задачей  экономической политики правительства  являются завершение реформ в валютно-финансовой сфере и последовательное укрепление национальной валюты. Этой задаче и должны быть подчинены все шаги в отношении евро. Главный принцип государственной политики на этом направлении должен состоять в том, чтобы последовательно преодолевать фактическое неравенство евро (как и других валют) в отношении доллара США на внутреннем валютном рынке России.

      Лишь  после того, как на товарных и  финансовых рынках накопится определенная “критическая масса” операций в евро, возникнут объективные предпосылки для изменения положения на валютных рынках и соответственно коррекции механизма курсообразования и курсовой политики.

Информация о работе Валютное регулирование экономики