Валютное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Эта курсовая работа посвящена теме «Валютное регулирование экономики». В ней будут рассматриваться такие вопросы, как международные валютные системы, их виды, задачи и функции, а также факторы, влияющие на формирование валютного курса.

Содержание

Введение

JГлава I. Международные валютные отношения и валютные системы.

1. Понятие валютных отношений и валютных

систем. Мировая валютная система.

2. Виды валютных систем.

3. Задачи и функции международной валютной системы.

4. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование. Ревальвация и девальвация валюты.

JГлава II. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика.

1.Валютное регулирование как элемент экономической политики

2. Регулирование величины валютного курса. Валютная политика и валютные ограничения.

Международный валютный фонд (МВФ).
JГлава III. Валютное регулирование экономики в России

Валютное регулирование экономики в России.
Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования. Валютный контроль.
А) Центральный Банк РФ

Б) Защита валюты Российской Федерации

В) Цель и направления валютного контроля

Г) Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

3. Евро и экономическая безопасность России
JЗаключение

Работа содержит 1 файл

валют регулирование экономики.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

      Учитывая  изменения как торгового баланса, так и баланса капиталовложений под влиянием изменений валютного  курса, можно сделать вывод, что  ревальвация ухудшает состояние платежного баланса, а девальвация – улучшает.

      Девальвацию валюты вынуждены проводить страны с дефицитом платежного баланса (импорт превышает экспорт), и она  есть средство обеспечения равновесия поступлений и платежей. 
 

Глава II. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика. 

1. Валютное регулирование  как элемент экономической  политики 

      Валютное  регулирование – неотъемлемая часть экономической политики стран с неконвертируемой и частично конвертируемой валютой. Конечная его цель состоит в достижении полной конвертируемости национальной валюты. Переход к конвертируемости предполагает длительный процесс доведения базовых характеристик экономики, по крайней мере, до среднеевропейского уровня. Достижение определенного уровня конвертируемости отнюдь не означает приобретения этого качества навечно, а лишь формирует требования к экономической эффективности и динамике развития. В конечном счете конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня развития экономики и степени конвертируемости неизбежны негативные последствия в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации. Последнее утверждение относится и к наиболее развитым и мощным экономикам.   

2. Регулирование величины  валютного курса.

Валютная  политика и валютные ограничения. 

      Существует  рыночное и государственное регулирование  величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам  государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

А) валютные интервенции;

Б) дисконтная политика;

В) протекционистские меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель  валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные  валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться  разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции  подразделяются на «стерилизованные»  и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели  к желаемым результатам по изменению  национального валютного курса  в долгосрочной перспективе, необходимо:

  1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка
  3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.
 

Дисконтная  политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

  1. Валютная блокада
  2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты
  3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг
  4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация. 

3.Международный  валютный фонд (МВФ) 

      Международный валютный фонд (МВФ), равно как и МБРР, был создан в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) и является межправительственной валютно-кредитной организацией содействия развитию международной торговли и сотрудничества в валютной сфере. Имеет статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время членами МВФ являются более 180 государств.

В задачи МВФ входит: 
• содействие развитию международной торговли; 
• выработка правил регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением; 
• содействие обратимости национальных валют, устранение валютных ограничений; 
• поддержание устойчивости валютных паритетов; 
• предоставление государствам-членам кредитов для выравнивания их платежных балансов при валютных затруднениях.

Средства МВФ формируются за счет взносов членов в соответствии с установленной квотой, величина каждой из которых зависит от уровня экономического развития той или иной страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле. Для выравнивания платежных балансов государств-членов МВФ предоставляет кредиты не в национальной валюте каждой страны, как МБРР, а в иностранной. Сами кредитные операции осуществляются исключительно с официальными органами стран-членов МВФ: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами.

Из 24 исполнительных директоров МВФ 7 назначаются  
странами, располагающими наибольшими квотами (Великобритания, Китай, Франция, ФРГ, Саудовская Аравия, США,  
Япония). Остальные исполнительные директора избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Штаб-квартира МВФ  
расположена в Вашингтоне, отделения фонда также находятся во Франции и Швейцарии. 
 

Цели  Международного Валютного  Фонда:

 

      1.  Способствовать развитию международного  сотрудничества в

валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения,

обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми  проблемами.

      2. Способствовать процессу расширения  и сбалансированного роста международной  торговли и за счет этого  добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

      3. Содействовать стабильности валют,  поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

      4. Оказывать помощь в создании  многосторонней системы расчетов  по текущим операциям между  государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

      5. За счет временного предоставления  общих ресурсов Фонда государствам-членам  при соблюдении адекватных гарантий  создавать у них состояние  уверенности, обеспечивая тем  самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

  1. В соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
 
 
 

Глава III. Валютное регулирование экономики в России 

  1. Валютное  регулирование экономики  в России
 

С практической точки зрения для России особое значение имеют последствия кризиса 1998 г., поскольку именно они определили основные параметры действующего валютного регулирования. Государственные финансовые органы были вынуждены признать, что базовые характеристики экономики оказались недостаточными для сохранения достигнутого уровня либерализации внешнеэкономических связей и валютных операций, так как рациональное с микроэкономической точки зрения поведение хозяйствующих субъектов приводило к всеобщему оттоку капитала из страны, в свою очередь грозившему коллапсом социально-экономической деятельности. Предпринятые чрезвычайные меры (фактический дефолт по значительной части государственных обязательств, временный мораторий на выплату частных долгов иностранным инвесторам, признание неизбежной 3-кратной девальвации рубля) и меры по значительному ужесточению валютного регулирования (дополнительные ограничения в биржевой торговле валютой, переход к 75-процентной обязательной продаже валютной выручки экспортерами, введение правил, повышающих издержки потенциально фиктивных внешнеэкономических сделок и т. д.) не только помогли значительно повысить платежеспособность государства и нормализовать валютный рынок, но и сохранить достаточно либеральный для населения режим покупки иностранной валюты.

В последнее  время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования.

      Особенно  настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о  существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Выше подчеркивалось, что одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. И в этом смысле мы – идеологические сторонники авторов соответствующих предложений. Однако проблема валютного регулирования, в том числе продажа валютной выручки – это проблема не идеологическая – она требует для своего решения прагматического подхода, т. е. изменения происходят в том случае, когда есть внятные объяснения, почему экономика России будет работать более эффективно и стабильно, чем при существующем режиме валютного регулирования. 

2.  Центральный Банк  РФ как основной  орган валютного  регулирования. Валютный  контроль. 

А) Центральный Банк РФ 

Информация о работе Валютное регулирование экономики