Валютное регулирование и валютный контроль в национальной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Этот реферат посвящен теме «Валютное регулирование и контроль национальной экономики».
Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить. В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Основные причины барьера - не состоятельность законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение

Глава

Сущность валютного регулирование и валютного контроля

1.1 Система валютного регулирования в России
1.2 Валютный контроль в России

Глава 2

Современное валютное регулирование и валютный контроль

2.1 Современное валютное регулирование 29

2.2 Валютный контроль за экспортно-импортными операциями 34

Заключение 36

Список литературы 38

Приложение

Работа содержит 1 файл

!! укороченный!!.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Банк импортера  производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и  выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки.

Для таможенного  оформления импортных товаров импортер в банке получает ксерокопии оригинала  паспорта импортной сделки, заверенные ответственным лицом банка и  скрепленные печатью и вместе с грузовой таможенной декларацией представляет их в таможенный орган. После проверки соответствия данных, содержащихся в паспорте импортной сделки, сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта, требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа ставит подписи на паспорте импортной сделки и грузовой таможенной декларации и скрепляет их своей личной номерной печатью. В течение календарного месяца с даты завершения таможенного оформления импортируемого товара импортер представляет в банк заверенную ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая подтверждает ввоз товара на территорию Российской Федерации.

Если по условиям заключенного контракта оплата импортируемых  товаров производится после таможенного  оформления в России, банк после проверки соответствия данных паспорта импортной сделки данным грузовой таможенной декларации, платежных инструкций импортера в части стоимости ввезенной товарной партии и сроков ее оплаты производит оплату импорта.

 

Оплата импортируемых  товаров до их отгрузки в Россию (предоплата) возможна в одном из следующих случаев:

 

- при выдаче  банком гарантии валютного контроля;

 

- при непревышении  суммы предоплаты предельной  суммы, разрешенной Банком России;

 

- при наличии  разрешения Банка России.

 

Как правило, Банк России выдает такие разрешения только в исключительных случаях при импортных закупках по решениям Правительства Российской Федерации.

Для получения  гарантии валютного контроля импортер извещает банк о способах обеспечения  исполнения контракта, в том числе своевременности и полноты поставки товаров или возврата суммы, переведенной в качестве предоплаты. Достаточность и надежность обеспечения своевременной и полной поставки товаров или возврата средств оцениваются банком импортера самостоятельно на свой страх и риск.

В случае принятия решения о выдаче гарантии валютного  контроля банк несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность.

Гарантия валютного  контроля направляется в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка импортера не позднее третьего рабочего дня со дня перевода суммы предоплаты за импортируемые товары. Если ранее оплаченные товары ввезены на территорию РФ или сумма предоплаты поступила в порядке возврата на валютный счет импортера, то гарантии валютного контроля возвращаются выдавшим их банкам. В противном случае территориальное учреждение Банка России принимает решение о привлечении импортера к финансовой ответственности на сумму разницы между предоплатой и стоимостью поступившего товара или суммой, возвращенной на счет импортера. На эту же сумму выставляется и требование к банку импортера по гарантии валютного контроля.

Исполнение требования по гарантии валютного контроля осуществляется путем взыскания средств с корреспондентского счета банка импортера в РКЦ Банка России по курсу рубля к иностранным валютам на дату списания.

В процессе валютного  контроля важное значение имеет постоянное сопоставление стоимостного объема ввезенных товаров и количества переведенных инвалютных средств. Для этого, по мере подписания паспорта импортной сделки, но не реже одного раза в десять календарных дней банк импортера направляет в ГТК России электронные копии паспорта импортной сделки. Кроме того, банк не позднее десятого календарного дня с даты платежа за импортируемые товары или даты зачисления на валютный счет импортера сумм возврата предоплаты составляет карточку платежа и также направляет ее в ГТК.

В свою очередь, ГТК после таможенного оформления товаров на основании данных грузовой таможенной декларации составляет учетные карточки импортируемых товаров (УКИ). Реестры учетных карточек направляются в банк импортера для идентификации платежей, с последующим возвратом вместе с относящимися к ним карточками платежа в ГТК.

Учетные карточки используются также банком для последующего контроля за выполнением импортером требования по предоставлению в банк ксерокопий грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товара на таможенную территорию России.

В целях облегчения идентификации сумм, израсходованных на оплату указанной в учетной карточке партии импортируемых товаров, банк осуществляет оплату только при наличии в поручении импортера ссылки на номер и дату паспорта сделки, а также номера и даты учетной карточки и грузовой таможенной декларации, если последние известны импортеру. Банк импортера, проверив правильность отнесения произведенных платежей к конкретным отгрузкам, сверив дату платежа, заполняет соответствующие данной учетной карточке карточки платежа и не позднее контрольного срока направляет их в ГТК России.

На основе полученной информации в ГТК России происходит сопоставление стоимостного объема импорта с фактически произведенными платежами в иностранной валюте.

В процессе осуществления  валютного контроля конкретного хозяйствующего субъекта следует установить, какие экспортно-импортные операции производила данная фирма в отчетном периоде. Эти сведения можно получить из разных источников.

В первую очередь  используются заключенные контракты, где указывается, какие товары (работы, услуги) будут поставлены за рубеж или получены из-за рубежа, в каком количестве, по какой цене, в какой валюте и т.д. Анализ конкретных данных дает очень много полезной информации. Однако может получиться так, что сами контракты будут надежно укрыты от посторонних глаз. Кроме того, контракт лишь предполагает поставку (получение) товара. Но сам факт такой операции отражается другими документами.

В связи с  этим следует использовать имеющиеся  в делах фирмы грузовые таможенные декларации на экспорт (импорт) товаров. Чтобы убедиться в их достоверности, необходимо проверить наличие соответствующей отметки таможенных органов. Целесообразно экземпляры грузовой таможенной декларации фирмы сопоставить с копиями грузовой таможенной декларации таможни.

В грузовой таможенной декларации имеется обширная информация по экспорту (импорту) товаров. Там указывается отправитель и получатель груза, декларант, его регистрационный номер, реквизиты транспорта (марка и государственный номер автомобиля), описание груза, валюта и фактурная стоимость товара, курс валюты, реквизиты контракта, лицензии и накладной, по которой отправляется товар, другие данные.

На факт осуществления  экспортно-импортных операций может  навести информация, отраженная в  журнале-ордере 2 или других регистрах бухгалтерского учета фирмы. Дело в том, что при оформлении грузовой таможенной декларации уплачивается таможенная пошлина в процентах к стоимости товара в рублях и в инвалюте. На эти две суммы оформляются два платежных поручения, поэтому записи в регистрах бухгалтерского учета по расчетному счету, сами экземпляры платежных поручений подтвердят факт экспортно-импортных операций.

Используя эти  же документы, можно уточнить объемы экспорта (импорта) в инвалюте и в  рублях. Зная суммы таможенных пошлин, указанных в платежных поручениях, и ставки пошлин, можно определить стоимость экспорта (импорта) в рублях и в инвалюте.

 
 

                                           

Глава 2

 

Современное валютное регулирование  и валютный контроль

 

2.1 Современное валютное регулирование

 

Система валютного  регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы  оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее  внешнего финансового мира. В странах  с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить. В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Для этого резиденты России ограничиваются в их операциях с валютой, а нерезиденты - в операциях с рублями.                                                                         Операции российских резидентов с валютой и валютными ценностями строго регламентированы. Валютные операции подразделяются на текущие (прежде всего сюда относятся операции, связанные с экспортом и импортом, а также некоторые неторговые операции) и капитальные (прежде всего, связанные с зарубежными инвестициями и другими финансовыми операциями). Текущие операции проводятся резидентами без ограничений - этого требует 8-я статья Устава МВФ, к которой Россия присоединилась в 1996 г. А вот на каждую капитальную операцию требуется, вообще говоря, особое разрешение Центрального банка РФ (ЦБР), если только иное не предусмотрено законом или нормативными актами самого ЦБР. "Без ограничений" не означает, что текущие операции происходят без контроля со стороны государства. Напротив, существует целая система правил, связанных с приобретением валюты для импорта товаров и оплаты услуг иностранных поставщиков, а также с репатриацией экспортной валютной выручки и ее обязательной (частичной) продажей. За соблюдением правил зорко следит ЦБР (орган валютного контроля) с помощью уполномоченных банков (агентов валютного контроля). Разумеется, подлежат контролю и разрешенные капитальные операции. Контроль осуществляется прежде всего за операциями по валютным банковским счетам резидентов, причем режимы счетов различаются в зависимости от их назначения (текущий, транзитный, специальный транзитный). Тот же ЦБР регламентирует и открытие счетов резидентов за границей. Что касается нерезидентов, их валютные операции, вообще говоря, также попадают под российское валютное регулирование, но, естественно, только когда они совершаются в России. Однако валютные счета нерезидентов в России не регулируются так, как в случае резидентов, - можно сказать, что эти счета работают "в офшорном режиме". Регулирование же прежде всего происходит на уровне рублевых счетов нерезидентов в российских банках.Совокупность законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью формирования и совершенствования национальной валютной системы страны с учетом структурных принципов мировой валютной системы, обеспечения валютной стабильности и эффективного функционирования механизма валютно-финансовых взаимоотношений с другими странами. В.р. осуществляется по трем главным направлениям. 1) Формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-финансовых отношений. В России законодательные акты принимают Президент, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания. Эти акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства РФ, инструктивными документами Банка России и др. ведомств. Основу валютного законодательства России составляет Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 с изм. 2001). В нем определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридич. и физич. лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Установлено, что валютные операции могут производиться только центральным банком и коммерческими банками, имеющими валютную лицензию (уполномоченными банками), в порядке, устанавливаемом Банком России. С июня 1996 Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст. VIII (разделы 2,3,4) Статей соглашения (устава) Фонда, которая требует от них устранения валютных ограничений, поддержания свободной конвертируемости национальной валют в сфере международных текущих операций в отношении, как резидентов, так и нерезидентов. Она также обязывает страны-члены не использовать практику множественных валютных курсов и не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. В данной связи государственные органы России принимают меры по совершенствованию нормативно-правовой системы валютного регулирования, с тем чтобы она полностью обеспечивала выполнение этих требований. Центральный банк РФ взамен действовавшей с 1993 Инструкции №16, регулировавшей рублевые валютные операции нерезидентов, разработал Инструкцию «О порядке открытия уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по этим счетам» (от 12 окт. 2000 № 93-И). Положения этой инструкции соответствуют обязательствам России по международным договорам, в первую очередь уставу МВФ. Предусматривается существование трех видов рублевых счетов нерезидентов, два из которых (типа «К» и «Ф») «являются свободно конвертируемыми, а третий (типа •<Н») исключает возможность конверсии рублей в иностранную валюту. Разработка этой инструкции призвана содействовать обеспечению дополнит, гарантий прав нерезидентов в валютной сфере и улучшению инвестиционного климата в России. 2) Функционирует механизм повседневного валютного контроля (см. Контроль валютный), перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности при выполнении валютных операций валютного законодательства, прежде всего установлены ограничений на переводы капиталов, осуществлять надзор за движением средств на корреспондент, счетах российских банков в зарубежных банках. Согласно законодательству, органами валютного контроля являются Центральный банк и Правительство РФ, в рамках которого осуществлении валютного регулирования принимают участие Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (упразднена в мае 2000), а также Государственный таможенный комитет. В роли агентов валютного контроля выступают таможенные службы, подразделения Федеральной налоговой полиции и непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России. Эти органы и агенты валютного контроля добиваются, с одной стороны, полного и своевремяного поступления экспортной валютной выручки в Россию; с другой - обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. В связи с острым валютно-финансовым кризисом 1998 власти приняли ряд мер, нацелиных на ужесточение валютного контроля, противодействие нелегальной утечке капиталов за границу: с начала 1999 доля валютной выручки экспортеров, подлежащая обязать. Продаже на рынке, была увеличена с 50 до 75%, а срок продажи сокращен с 14 до 7 дней; предельный срок текущих валютных операций, осуществляемых в виде аванса, отсрочки платежа в иностр. валюте по экспорту и импорту, сокращен вдвое - со 180 до 90 дней; в 1999 образован эффективный механизм регулирования Банком России валютных операций, осуществляемых коммерч. банками через посредство корреспондент, счетов, открытых ими в банках, действующих в оффшорных зонах; предпринимаются шаги по формированию систем контроля со стороны уполномочных банков за сделками клиентов, имеющими признаки легализации незаконно полученных доходов или др. признаки подозрительности, включая наделение на за-конодат. основе органов и агентов валютного контроля правом приостанавливать такого рода сделки. С апреля по июнь 1999 нерезидентам было временно запрещено использовать их рублевые счета в российских коммерч. банках для приобретения иностранной валюты. По мере преодоления последствий валютного и финансового кризиса, существенного улучшения состояния торгового и платежного балансов, возобновления экономического роста принимаются меры по либерализации В.р., в т.ч. относящегося к операциям, связанным с международным движением капитала. Так, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования (авг. 2001), доля обязательной продажи валютной выручки снижена с 75 до 50%, при этом порядок ее продажи на внутреннем валютном рынке будет устанавливаться Президентом РФ. 3) ЦБ РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь проставлением целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля по отношению к доллару США и др. иностранной валютам; регулируют динамику рыночного валютного курса; принимают меры, напраленые на обеспечение достаток. уровня и наиболее эффективной структуры офиц. золотовалютных резервов; производят погашение государственных внешних долговых обязательств; оказывают влияние на осн. виды внешнеэкономич. деятельности (прежде всего на торговлю товарами и услугами и движение капиталов), а также на состояние платежного баланса. При этом ЦБ РФ использует такие средства кредитно-денежной и валютной политики, как интервенции на валютных рынках (девизная политика), маневрирование ставкой рефинансирования (дисконтная политика), установление и изменение нормы обязательных  резервов по рублевым и валютным депозитам, операции на открытом рынке с гос. ценными бумагами (см. Регулирование международных валютных отношений, Валютная система). С июля 1992 в России был введен механизм единого плавающего валютного курса рубля по отношению к доллару США, который складывался под воздействием соотношения спроса и предложения на валютном рынке и практически определялся по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Банк России использовал курс фиксинга ММВБ в качестве офиц. валютного курса рубля к доллару. С июля 1995 был установлен режим валютного коридора, т.е. официально фиксируемых пределов колебаний текущего валютного курса рубля против доллара, поддерживаемых Банком России с помощью интервенций на валютном рынке. В мае 1996 Банк отказался от определения офиц. курса рубля путем привязки к фиксингу ММВБ и начал устанавливать его исходя из собств. оценок соотношения спроса на иностранной валюту и ее предложения, а также динамики основных макроэкономической  показателей. Однако из-за обострения валютного кризиса власти в сент. 1998 вынуждены были прекратить использование практики валютного коридора, и валютный курс рубля вновь стал свободно плавающим. С целью сглаживания колебаний рыночного обменного курса рубля Банк России систематически использует механизм валютных интервенций. Однако в после кризисный период, помимо этого, ему пришлось прибегать к ограничительным, административным мерам. С 6 окт. 1998 на валютных биржах стали проводиться спец. утренние торговые сессии, на которых валюта могла приобретаться только по клиентским заявкам импортеров товаров. Ограничение спроса на валюту на этих сессиях упрощало для Банка России регулирование динамики валютного курса рубля. То же назначение имело введение в марте 1999 требования обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоч. банках в размере 100% средств, перечисляемых на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. 29 июня 1999 специальная торговая сессия была отменена и торговля по долларам началась на утренней единой торговой сессии (ETC). Все уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию Банка России, могут свободно покупать и продавать на этой сессии иностранную валюту, как по поручению клиентов, так и за свой счет. В торгах одновременно в режиме реального времени принимают участие все региональные межбанк, валютные биржи, связанные с ММВБ единой информационно-торговой системой. Операции с валютой проводятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). По результатам торгов ежедневно определяется средневзвешенный валютный курс рубля к доллару, который Банк России объявляет офиц. курсом следующего дня. С целью противодействия спекулятивному давлению на валютный рынок Банк установил предельное ежедневное отклонение курса рубля на торгах в ETC в размере 15%. Одновременно сохраняется порядок обязательного предварительного депонирования банками рублевых и валютных средств на счетах валютных бирж.

 

Приложение  к параграфу.

На  совещании Национального инвестиционного совета по вопросам либерализации валютного рынка и валютного регулирования часть экономистов высказали мнение, что постепенное уменьшение норматива, сейчас составляющего от 50 до 75 процентов, не имеет особого смысла, и чтобы получить экономический эффект, необходимо полностью отменить это положение. Другие выступают категорически против любых изменений валютного законодательства.

Обсуждение  инициировал президент  РФ Владимир Путин  в конце января по итогам встречи  с крупными бизнесменами, дав три месяца на подготовку предложений о либерализации валютного законодательства.

"Изменения  назрели. Ради  того, чтобы действительно  нормально работал  целый ряд экономических  инструментов. В настоящее  время современная  система валютного  регулирования при оформлении кредитов из-за границы стоит нам порядка одного процентного пункта от стоимости кредита", - сказал зампред правления Газпрома, экс-глава Центробанка РФ Сергей Дубинин. "Я жалею, что работая в Центральном банке, я не достаточно проявил настойчивость и здравый смысл для совершенствования валютного регулирования", - добавил он.

По  мнению экономиста Евгения Ясина, снижать норматив обязательной продажи надо постепенно - первоначально до 50 процентов, "как она была до кризиса - и посмотреть, что получится". В то же время он подчеркнул, что "либерализация рынка капитала - это последний шаг в либерализации".

Категорически против какого-либо изменения валютного  законодательства выступил директор института  народохозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер. "Критического набора весомых аргументов для каких-либо изменений в нашем валютном регулировании нет", - сказал он. В условиях неконвертируемости рубля у Минфина один источник выплат по внешним долгам - золотовалютные резервы, которые пополняются, во многом, за счет существования норматива обязательной продажи валютной выручки. "Не берут у нас рубли на погашение долгов, и с этим надо считаться", - сказал он.

Аналогичной позиции придерживается и глава Центробанка  Виктор Геращенко, считающий нынешний уровень золотовалютных резервов примерно в $29 миллиардов "удовлетворительным". В начале марта Геращенко говорил, что обязательная продажа валютной выручки необходима,

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в национальной экономике России