Валютное регулирование и валютный контроль в национальной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Этот реферат посвящен теме «Валютное регулирование и контроль национальной экономики».
Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить. В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Основные причины барьера - не состоятельность законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение

Глава

Сущность валютного регулирование и валютного контроля

1.1 Система валютного регулирования в России
1.2 Валютный контроль в России

Глава 2

Современное валютное регулирование и валютный контроль

2.1 Современное валютное регулирование 29

2.2 Валютный контроль за экспортно-импортными операциями 34

Заключение 36

Список литературы 38

Приложение

Работа содержит 1 файл

!! укороченный!!.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

                 

                   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

            МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ           «МАМИ» 
             
             
             

                       КАФЕДРА «Экономическая теория» 
 
 
 

           КУРСОВАЯ РАБОТА 

По  дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 

на тему : Валютное регулирование и валютный контроль в национальной экономике России. 
 
 
 

                                                                                                      

                                                                                                       

                                                                                                        Подготовила студентка:

                                                                                                2 курс, 3ЭФМн-1,Титова Е.Г.

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                             Райкова Л.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 

                                                         МОСКВА 2006 
 

Оглавление                                                                       страница 

Введение                                                                                                                 3                                                                                                                          

Глава 1

Сущность  валютного регулирование  и валютного контроля          

1.1 Система валютного регулирования в России                                       4

1.2 Валютный контроль в России                                                                      6

Глава 2

Современное валютное регулирование и валютный контроль

2.1 Современное валютное регулирование                                                     29                               

2.2 Валютный контроль за экспортно-импортными операциями             34

Заключение                                                                                                           36

Список  литературы                                                                                             38

Приложение                                                                                                          40 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

Этот реферат  посвящен теме «Валютное регулирование и контроль национальной экономики».

Система валютного  регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы  оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить. В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Основные причины барьера - не состоятельность  законодательства Российской Федерации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Сущность  валютного регулирование  и валютного контроля.

1.1 Система валютного регулирования в России.

Система валютного  регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить.                                            В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Для этого резиденты России ограничиваются в их операциях с валютой, а нерезиденты - в операциях с рублями.                                                                         Операции российских резидентов с валютой и валютными ценностями строго регламентированы. Валютные операции подразделяются на текущие (прежде всего сюда относятся операции, связанные с экспортом и импортом, а также некоторые неторговые операции) и капитальные (прежде всего, связанные с зарубежными инвестициями и другими финансовыми операциями). Текущие операции проводятся резидентами без ограничений - этого требует 8-я статья Устава МВФ, к которой Россия присоединилась в 1996 г. А вот на каждую капитальную операцию требуется, вообще говоря, особое разрешение Центрального банка РФ (ЦБР), если только иное не предусмотрено законом или нормативными актами самого ЦБР. "Без ограничений" не означает, что текущие операции происходят без контроля со стороны государства. Напротив, существует целая система правил, связанных с приобретением валюты для импорта товаров и оплаты услуг иностранных поставщиков, а также с репатриацией экспортной валютной выручки и ее обязательной (частичной) продажей. За соблюдением правил зорко следит ЦБР (орган валютного контроля) с помощью уполномоченных банков (агентов валютного контроля). Разумеется, подлежат контролю и разрешенные капитальные операции. Контроль осуществляется прежде всего за операциями по валютным банковским счетам резидентов, причем режимы счетов различаются в зависимости от их назначения (текущий, транзитный, специальный транзитный). Тот же ЦБР регламентирует и открытие счетов резидентов за границей. Что касается нерезидентов, их валютные операции, вообще говоря, также попадают под российское валютное регулирование, но, естественно, только когда они совершаются в России. Регулирование же прежде всего происходит на уровне рублевых счетов нерезидентов в российских банках. Эти счета бывают трех типов: типа "К" или конвертируемый (в частности, только с него можно приобретать акции российских предприятий, через него же свободно покупается и продается валюта), типа "Н" или неконвертируемый (в частности, только на него можно получать рублевые кредиты) и типа "Ф" или счет физического лица. Рублевые операции резидентов с нерезидентами формально отнесены к валютным операциям, но осуществляются они без ограничений, важно лишь соблюдать режим рублевого счета нерезидента (то есть проводить по счету только разрешенные его режимом операции). Соблюдение режима опять же контролирует ЦБР с помощью российских банков.                                                                                       Наконец, государство в лице ЦБР устанавливает и правила функционирования внутреннего валютного рынка России. Сюда относятся правила продажи валюты, в том числе обязательной продажи части валютной выручки при экспорте, и ее приобретения, в том числе для осуществления импорта. С практической точки зрения для России  особое  значение  имеют  последствия кризиса  1998  г.,  поскольку  именно  они  определили  основные   параметры действующего валютного регулирования.  Государственные  финансовые  органы были вынуждены признать,  что  базовые  характеристики  экономики  оказались недостаточными   для   сохранения    достигнутого    уровня    либерализации внешнеэкономических связей и  валютных  операций,  так  как  рациональное  с микроэкономической точки зрения поведение хозяйствующих субъектов  приводило к всеобщему оттоку капитала из страны, в свою очередь  грозившему  коллапсом социально-экономической   деятельности.   Предпринятые чрезвычайные   меры (фактический дефолт  по  значительной  части  государственных  обязательств, временный  мораторий  на  выплату  частных  долгов  иностранным  инвесторам, признание неизбежной 3-кратной девальвации рубля) и  меры  по  значительному ужесточению валютного регулирования (дополнительные ограничения  в  биржевой торговле валютой, переход  к  75-процентной  обязательной  продаже  валютной выручки экспортерами,  введение  правил,  повышающих  издержки  потенциально фиктивных внешнеэкономических сделок и т. д.) не только помогли  значительно повысить платежеспособность государства и нормализовать валютный  рынок,  но и сохранить достаточно либеральный для населения режим  покупки  иностранной валюты.В  последнее  время  все  чаще  высказываются  предложения  о   существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования.

  Особенно  настоятельно ставится  вопрос  если  не  об  отмене,  то,  по крайней  мере,  о  существенном  снижении  норматива  обязательной   продажи валютной выручки экспортерами. Выше подчеркивалось, что одной  из  важнейших долгосрочных целей экономической политики является  полная  конвертируемость рубля,  которая  предполагает  отмену  всех   административных   ограничений валютных операций. И в этом смысле мы –  идеологические  сторонники  авторов соответствующих предложений. Однако проблема валютного регулирования, в том числе продажа валютной выручки  –  это  проблема  не  идеологическая  –  она требует  для  своего  решения  прагматического  подхода,  т.  е.   изменения происходят в том случае, когда есть  внятные  объяснения,  почему  экономика России будет работать более эффективно и  стабильно,  чем  при  существующем режиме валютного регулирования.

 
 

1.2 Валютный контроль в России

 

Базовым документом валютного контроля является паспорт  сделки (ПС), который оформляется  экспортером в уполномоченном банке  и содержит все необходимые сведения о внешнеэкономической сделке. (приложение 1) 
 Паспорт сделки оформляется по каждому заключенному экспортером контракту в двух экземплярах. Для этого экспортер представляет в банк оригинал или заверенную копию контракта. 
 После подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие данных, указанных в нем, условиям контракта и отражение в полном объеме и в установленные сроки экспортной выручки на транзитном валютном счете. Банк проверяет представленные документы с точки зрения законности предусмотренных контрактом валютных операций, наличия в нем условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на транзитный счет и другие обстоятельства. 
Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру, а второй служит основанием для открытия банком досье, т.е. специальной подборки документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспортера. Досье формируется по каждому паспорту сделки. 
Заверенный банком паспорт сделки, предоставляется в таможенные органы для таможенного оформления поставляемого на экспорт товара. Таможня сверяет данные паспорта сделки и сведения, заявленные экспортером в грузовых таможенных декларациях (ГТД). При отсутствии расхождений должностное лицо таможни подписывает паспорт сделки и грузовую таможенную декларацию и заверяет их своей личной номерной печатью. 
На основании грузовой таможенной декларации таможня составляет учетную карточку таможенно-банковского контроля (УК), где отражается информация по каждой произведенной экспортной отгрузке. Учетные карточки группируются в реестры по принципу календарной очередности ожидаемого поступления валютной выручки. Данные реестры и экземпляр грузовой таможенной декларации поступают в уполномоченные банки. 
На основании паспорта сделки банк формирует также ведомость банковского контроля, где отражаются сведения об операциях по контракту, включающие сведения о движении товаров и сведения о платежах. 
На базе вышеуказанной ведомости банк в автоматическом режиме с использованием программного комплекса формирует и предоставляет в территориальное управление Банка России отчет об операциях по экспортным контрактам. В отчет включаются сведения по всем паспортам сделок, находящимся под таможенно-банковским контролем.  
 Вместе с отчетом в территориальные учреждения Банка России направляются и электронные копии ведомостей банковского контроля. 
При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки в банке происходит сопоставление, сверка предполагаемой валютной выручки и фактически поступившей. 
Как известно, значительная доля злоупотреблений, связанных с неполным поступлением экспортной выручки, объясняется недостатками в системе оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Нередко российские экспортеры умышленно или по незнанию конъюнктуры рынка занижают цены на экспортируемые товары, продают их по демпинговым ценам. В результате, Россия недополучает огромное количество иностранной валюты. 
В целях организации эффективного механизма контроля за своевременным и полным поступлением валютных средств от экспортных операций с 1 января 1996 года введена единая система обязательной экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. 
Работу по экспертизе проводят специализированные российские и иностранные организации. Решение о допуске этих организаций к экспертной оценке принимает Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров. Эта комиссия утверждает перечень конкретных видов экспортируемых товаров, по которым планируется проведение экспертной оценки, а также осуществляет контроль за деятельностью экспертных организаций. 
Все участники внешнеэкономической деятельности независимо от их организационно-правовых форм обязаны представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. В подтверждение проведенной экспертизы они получают соответствующие сертификаты (инспекционный отчет о проверке экспортных грузов и инспекционный отчет о прибытии экспортных грузов), которые являются обязательными товаросопроводительными документами экспортируемых товаров. 
Порядок осуществления валютного контроля за импортными операциями во многом схож с контролем за экспортной валютной выручкой. Однако имеются и определенные особенности. 
      
     Установленный порядок валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым: 
      
     - расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации; 
- хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру удовлетворена или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е. контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар, хотя бы частично, в виде денежных средств в иностранной валюте.

Каждый импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. В случае непоставки товара он должен обеспечить возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

 

Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера и только банком импортера и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению. При выдаче кредитов в иностранной валюте импортеру для оплаты товаров по контракту, по которому подписан паспорт импортной сделки (ПСИ), не банком импортера, последний обязан перечислить средства по кредиту на текущий валютный счет импортера в его банке. Оплата импортируемого товара иным банком, чем банк импортера или банк - его корреспондент, или со счета третьего лица допускается только при наличии у импортера лицензии Банка России на осуществление такой операции.

По каждому  заключенному импортером контракту  оформляется в двух экземплярах  паспорт импортной сделки. Он подписывается  уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет импортера, и который осуществляет расчеты по данному контракту.

Одновременно  с паспортом сделки импортер предоставляет  в банк оригинал или заверенную копию  контракта, на основании которого был  составлен паспорт импортной сделки. С согласия банка импортер может вместо копии всего контракта представить заверенные выписки из него. После проверки ответственным лицом банка копия контракта либо выписка из контракта приобщаются к досье по данному паспорту сделки.

С представлением в банк паспорта сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, за поступление в Российскую Федерацию импортных товаров в установленные сроки или за возврат суммы предоплаты.

После проверки и подписания банком паспорта сделки первый экземпляр возвращается импортеру, а второй - помещается в досье. С  подписанием паспорта сделки банк принимает  контракт на расчетное обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

В случае, когда  условиями контракта предусмотрена  предоплата в размере, превышающем  предельную сумму, разрешенную Банком России без гарантии валютного контроля (ВК), банк импортера принимает решения о выдаче гарантии валютного контроля.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в национальной экономике России