Валютная система современного мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - оценить состояние и выявить перспективы развития валютной системы мирового хозяйства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования валютной системы.
2. Изучить закономерности развития процессов регулирования в валютной сфере.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы государственного регулирования валютной системы 4
1.1 Состояние и перспективы развития валютной системы современного мирового хозяйства 4
1.2 Валютное регулирование: необходимость и сущность 8
1.3 Роль и место Центрального банка Российской Федерации в формировании и осуществлении валютного регулирования и валютного контроля……………………………………………………………………………12
2 Закономерности развития процессов регулирования в валютной сфере 14
2.1 Тенденции и различия валютного регулирования в мировой практике 14
2.2 Современное состояние валютного регулирования и валютного контроля в РФ 16
2.3 Политика валютного регулирования в период валютного кризиса 19
3 Концепция дальнейшего совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России 23
3.1 Мероприятия совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Гаврильченко, курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Согласно  данным, опубликованным 11 марта 2010 года журналом Forbes, число миллиардеров за 2009 год в России почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек, что эксперты объясняли ростом цен на нефть и ростом фондовых рынков — в том числе и за счёт антикризисных вливаний российского правительства. До кризиса число российских миллиардеров, по данным Forbes, превышало 100 человек.

     В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

     По  итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

     20 апреля 2010 года на выступлении  в Госдуме с отчётом правительства  о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала своё восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».

     В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что  глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа – всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».[16]

     Таким образом, благодаря умелой политике нашего государства, кризис 2008-2009 годов  удалось пережить без серьезных  потерь, не допустить девальвации  рубля, стабилизировать курс валюты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Концепция дальнейшего совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России 

    3.1 Мероприятия совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России 

    Совершенствование системы валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации необходимо, так как осуществление валютно-финансовых операций в настоящее время является важнейшим звеном успешного решения внутригосударственных задач, связанных с проведением в стране кардинальных финансовых, экономических и политических реформ, в том числе по обеспечению финансовой и экономической безопасности государства.

    В настоящее время участники валютного  рынка имеют дилинговые системы (наиболее известны и распространены: «Рейтер-дилинг», «Телерейт-дилинг»). Система  - это клавиатура, соединенная с тремя и более экранами, персональным компьютером и телексом. Она обеспечивает связь с любым банком мира в 2-3 секунды, и таким образом способствует совершению сделок по наиболее выгодным ценам и быстро. Благодаря современным средствам связи, валютный рынок открыт круглые сутки с понедельника до пятницы.

    Таким образом, современные валютные системы  и валютные рынки являются по-настоящему мировыми, что делает их важной составной  частью мирового хозяйства и МЭО.

    Современные международные валютно-кредитные и финансовые отношения являются ведущей формой международных экономических отношений. Международная валютная система и мировой валютный рынок - это интенсивно развивающиеся процессы, которые способствуют интеграции различных стран, независимо от уровня социально-экономического развития и политической ориентации, в единое мировое хозяйство.

    Баланс  рисков в отношении перспектив глобальной экономики смещен в сторону ухудшения, при этом персонал МВФ оценивает  как один шанс из шести вероятность  того, что в 2011 году темпы роста снизятся до 3% или менее. Наиболее существенные риски связаны с возможностью того, что инфляционное давление усилится, что потребует более значительного ужесточения денежно-кредитной политики, чем ожидается в настоящее время; что цены на нефть еще более возрастут на фоне ограниченных резервных мощностей и сохраняющейся геополитической неопределенности; и что активность на рынке жилья США будет снижаться быстрее, чем ожидается, в результате чего произойдет более резкое замедление роста в экономике США.

    Основных мероприятий для совершенствования валютного регулирования и валютного контроля описаны на рисунке 3.1

    

      

    

      
 
 

      
 
 
 

    Рисунок 3.1 – Основные мероприятия совершенствования  валютного регулирования и валютного  контроля.

    По-прежнему вызывает обеспокоенность возможность неупорядоченной корректировки глобальных дисбалансов.

    Можно предложить плавную корректировку этих дисбалансов под действием рыночных сил, хотя для этого необходимо, чтобы инвесторы еще многие годы продолжали наращивать долю активов США в своих портфелях.

    Глубина и высокий уровень развития финансовых рынков США способствуют финансированию крупных дефицитов счета текущих  операций в последний период. Вместе с тем, сохраняется некоторый  риск неупорядоченной корректировки, которая обернулась бы тяжелыми издержками для мировой экономики.

    Таким образом, в ближайшие десятилетия  складываются действительно уникальные перспективы для дальнейшего экономического роста. Наиболее важных его факторы представлены в таблице 3.1

    Таблица 3.1 Факторы дальнейшего экономического роста

Основные факторы
1 Демографический рост (по прогнозу Экономического и Социального Совета ООН, численность населения в мире возрастет до 7,4 млрд. человек в 2015 г., в том числе в развивающихся странах (без КНР) - с 3,2 до 4,5 млрд. человек; также произойдут сдвиги в возрастной структуре населения, его дальнейшая концентрация в больших городах);
2 Информатизация научно-технической сферы, что позволит увеличить ее способность быстро учитывать требования и потребности рыночной экономики;
3 Рост международного разделения труда и усиление международной конкуренции в ходе глобализации экономики;
4 Всеохватывающие масштабы рыночной системы XXI в. (иными словами, закончится эпоха социальных и военных катаклизмов, повысится число стран с относительно стабильными политическими режимами и социально ориентированной экономикой; стремление людей повысить уровень своего дохода станет доминирующей мотивацией их участия в общественном производстве);
5 Упор на экономический либерализм в политике большего числа государств в сочетании с растущей государственной ответственностью.

     

    Не  вызывает сомнений, что важнейшую  роль в долгосрочной перспективе, несомненно, будет играть информатизация научно-технического прогресса. Нарождающаяся инновационная система изменит организацию производства товаров и услуг, ориентируя ее на удовлетворение новых потребностей. Приоритеты научно-технического прогресса будут все больше смещаться в сторону медицины, образования и экологии.

    Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и исполнение. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положения Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских лиц.

    В целях развития системы валютного  контроля, полного и безусловного выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и налоговых обязательств предусматривается :

    - совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при перемещении валютных ценностей;

    - подготовить правовые акты. Направленные на реализацию контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного законодательства;

    - разработать единые принципы осуществления валютного контроля таможенными службами государств-участников Таможенного союза;

    - укреплять взаимодействие таможенных органов с иными государственными контролирующими органами и другими заинтересованными ведомствами (Банком России, МВЭС, ВЭК, ФСНП и др.) в осуществлении валютного контроля и борьбы с «отмыванием грязных денег». 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного  контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

     Подводя итог исследования валютной системы  России следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1) Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения 2006. - 320 с.

     2)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». (в ред. от 21 марта 2002г.) // «Российская газета», № 170, 01.09.1995.

     3)Федеральный  закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изм. и доп. от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14 декабря, 30 декабря  2001 г., 25 июля 2002 г.)// СЗ РФ от 1 января 2001 г., № 1 (Часть I), ст. 2.

     4) Гурова И.П. Мировая экономика, 2007. - 394 с.

     5) Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. - М.: Международные отношения, 2006. - 125 с.

     6) Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - 4.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства, 2010. - 720 с.

     7) Кравченко Н.А., Балдина Н.П. «Инвестиции и экономический рост»,  ЭКО, 2009. - 320 с.

     8) Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райсберга.- М., 2006. - 420 с.

     9) Международные экономические отношения: Учеб. для вузов / Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: Инфра - М, 2007. - 512 с.

     10) Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / под ред. И.П. Николаевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2009. - 510 с.

Информация о работе Валютная система современного мирового хозяйства