Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:35, реферат
Характерная черта современности - развитие региональной экономической интеграции. Процесс сближения, взаимопереплетение национальных экономик нашел яркое выражение в ЕЭС - наиболее развитой региональной интеграционной группировке стран Западной Европы.
Следующим шагом валютной интеграции стран ЕС явился единый европейский акт.
Валютный союз
- новая ступень европейской
После двухлетних
дебатов важной вехой в развитии
валютной интеграции в ЕЭС явился
единый европейский акт, принятый в
мае 1987 г. В середине 80-х годов
сложились новые условия, усилилась
экономическая
Он предусматривал:
- создание общего
(интегрированного) рынка, поощрение
конкуренции в ЕС для
- структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
- координацию
экономической, бюджетной,
- учреждение
наднационального Европейского
валютного института в составе
управляющих центральными
-единую валютную
политику, введение фиксированных
валютных курсов и
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора.
Для валютного союза необходимо:
1) участие всех валют в " европейской змее";
2) соблюдение
странами единых пределов
3) соединение
официального и частного
На основе" плана Дюрана" к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском Союзе. Договор вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Он предусматривает поэтапное продвижение к экономическому и валютному союзу.
Первый этап фактически начался в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой экономикой, как Португалия и Греция).
Второй этап
начался в январе 1994 г. с создания
Европейского валютного института
во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в
составе управляющих
Предусмотрена помощь ЕС по оздоровления национальной экономики в основном за счет структурных фондов,формируемых из совместного бюджета, кредитов ЕИБ.
Третий этап начнется с 1 января 1997 r, если большинство стран ЕС достигнут необходимой конвергенции на базе оздоровления экономики, или автоматически с 1 января 1999г. Но решение о переходе к последнему этапу будет принято Советом Министров ЕС на основании подробного доклада КЕС о функционировании всей системы. Курсы валют стран ЕС будут зафиксированы окончательно и возникнет возможность их замены единой валютой.[5]
Однако странам предстоит достигнуть определенного сближения макропоказателей своих экономик., чтобы отвечать требованиям валютного объединения.
Необходимые и
достаточные условия
В последние годы в большинстве стран ЕС серьезно изменились концептуальные подходы к макроэкономической политике. Низкие темпы инфляции рассматриваются как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста. Сближение макропоказателей позволит избежать потери конкурентоспособности и, как следствие, экономических аномалий грядущего валютного объединения.
Этот концептуальный подход был заложен в основу зафиксированных Маастриктским договором критериев, которым должны отвечать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте. Их соблюдение обязательно только при переходе к заключительной стадии союза.
Итак, в соответствии с договором о введении единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:
- иметь уровень инфляции, не превышающий более, чем на 15% средний показатель трех стране наиболее низкими темпами;
иметь дефицит бюджета, не превышающий 3 % ВВП, а государственный долг - не более 60%,
Таблица | 1. Темпы инфляции. | |||
90 | 91 | 92 | 93 | |
БЕЛЬГИЯ | 3,1 | 2,9 | 2,4 | 2,8 |
ДАНИЯ | 2,6 | 2,5 | 1,9 | 1,4 |
ГЕРМАНИЯ | 2,8 | 3,8 | 4,7 | 4,3 |
ГРЕЦИЯ | 19,7 | 18,4 | 14,9 | 13,7 |
ИСПАНИЯ | 6,4 | 6,2 | 6,4 | 4,7 |
ФРАНЦИЯ | 2,9 | 3,0 | 2,4 | 2,3 |
ИРЛАНДИЯ | 1,6 | 2,3 | 2,6 | 2,3 |
ИТАЛИЯ | 5,2 | 6,9 | 5,4 | 4,4 |
ЛЮКСЕМБУРГ | 3,6 | 2,9 | 2,8 | 3,6 |
НИДЕРЛАНДЫ | 2,2 | 3,4 | 3,0 | 2,1 |
ПОРТУГАЛИЯ | 12,6 | 11,1 | 9,7 | 6,7 |
ВЕЛИКОБРИ- | ||||
ТАНИЯ | 5,3 | 7,2 | 4,7 | 3,4 |
ЕС | 4,5 | 5,3 | 4,6 | 3,8 |
Оптим.рамки 3, | 1-4,1 3,8-4,4 3,4-3,9 2,9-3,8 |
19. Таблица
2. Дефицит государственного | |||
90 | 91 | 92 | 93 |
БЕЛЬГИЯ 5,8 | 6,6 | 6,9 | 7,4. |
ДАНИЯ 1,5 | 2,2 | 2,6 | 4,4 |
ГЕРМАНИЯ 2,1 | 3,2 | 2,6 | 4,2 |
ГРЕЦИЯ 18,6 | 16,3 | 13,2 | 15,5 - |
ИСПАНИЯ 3,9 | 5,2 | 4,6 | 7,2 |
ФРАНЦИЯ 1,5 | 2,1 | 3,9 | 5,9 |
ИРЛАНДИЯ 2,2 | 2,0 | 2,2 | 3,0 |
ИТАЛИЯ 10,9 | 10,2 | 9,5 | 10,0 |
ЛКЖСЕМБУРГ +3,3 | 1,0 | 2,5 | 2,5 |
НИДЕРЛАНДЫ 5,1 | 2,5 | 3,5 | 4,0 |
ПОРТУГАЛИЯ 5,5 | 6,4 | 5,2 | 8,3 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 1,2 | 2,7 | 5,9 | 7,6 |
ЕС | 4,6 | 5,0 | 6,4 |
Источник (для всех таблиц) ЕС Comission Report "Progress with Regard to Economic and Monetary Convergence and wih the Implementation ofCommunity Law Concerning the Internal Market". Brussels, 8.ХП.1993
В 1993 г. лишь Ирландия и Люксембург соответствовали маастрихтскому критерию, в то время как в начале 90-х годов в этот список входили также Дания, Германия, Франция и Великобритания. В Германии этот процесс обусловлен финансовым бременем объединения страны, во Франции,Дании и Великобритании стал следствием сознательного ослабления финансовой дисциплины в противодействие наступающему спаду. Соответствие данному критерию требует преодоления кризисных явлений и оздоровление экономики стран.
В неразрывной связи с двумя первичными критериями перехода к единой валюте находится третий - размер государственного долга. Пока еще этому критерию соответствует пять стран ЕС (таблица 3), но их позиции заметно ухудшаются.
Снижение темпов
инфляции, а также реализация финансовых
аспектов программы единого внутреннего
рынка позволили снизить
Таблица 3. Государственный долг ( % к ВВП)
90 | 91 | 92 93 | ||
БЕЛЬГИЯ | 128,3 | 129,5 | 131,9 138,4 | |
ДАНИЯ | 66,4 | 71,7 | 73,4 | 78,5 |
ГЕРМАНИЯ | 43,7 | 41,8 | 44,7 | 50,2 |
ГРЕЦИЯ | 95,3 | 100,8 | 106,7 | 113,6 |
ИСПАНИЯ | 44,5 | 45,5 | 48,8 | 55,6 |
ФРАНЦИЯ | 35,4 | 35,5 | 39,2 | 44,9 |
ИРЛАНДИЯ | 96,1 | 95,9 | 91,6 | 92,9 |
ИТАЛИЯ | 97,8 | 01,4 | 108,0 | 115,8 |
ЛЮКСЕМБУРГ | 7,0 | 6,2 | 7,3 | 10,0 |
НИДЕРЛАНДЫ | 78,8 | 79,0 | 79,7 | 83,1 |
ПОРТУГАЛИЯ | 68,4 | 67,4 | 63,5 | 69,5 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | 39,6 | 41,1 | 47,3 | 53,2 |
ЕС | 5.7,2 | 58,0 | 61,7 | 66,4 |
Информация о работе Валютная система ЕС и проблемы создания валютного союза