Валютная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Предметом исследования в данной курсовой работе выступает валютная система Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.

Содержание

1. Понятие валютной системы страны

1.1 Сущность, задачи и роль валютной системы

1.2 Элементы валютной системы

1.3 Валютный курс, его регулирование и контроль

2. Проблемы развития валютной системы РФ

2.1 Положение валютной стратегии в общей экономической и инвестиционной политике государства

2.2 Взаимосвязь валютной стратегии и политики обслуживания государственного долга

2.3 Валютная стратегия и утечка капитала

3. Перспективы развития валютной системы РФ

3.1 Макроэкономические условия развития валютного рынка и тенденция укрепления рубля

3.2 Доходность резервных валютных активов

3.3 Мировой валютный рынок

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Первоочередная  задача российской экономики – достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Она важна для решения  социальных проблем, повышения жизненного уровня населения и укрепления международных позиций страны.

     Валютная  стратегия как часть общеэкономической  политики формирует такие отношения  российской экономики с мировой, которые позволят:

  • укрепить валютно-финансовое положение страны, стабилизировать рубль, повысить внешнюю платежеспособность;
  • содействовать росту экспорта особенно в обрабатывающей промышленности и наукоемком производстве;
  • обеспечить наличие на внутреннем потребительском рынке современных качественных импортных товаров, что создаст конкуренцию продукции отечественного производства для повышения тем самым ее эффективности и качества;
  • импортировать современные технологии, машины и оборудование, необходимые для модернизации и технологического перевооружения отечественной промышленности, а также для внедрения современных навыков организации и управления производством.

     Валютная  стратегия, прежде всего, определяет политику в области валютного курса  рубля, валютного регулирования, развития валютного рынка.

     Главное стратегическое направление в области валютного курса – обеспечение его относительной стабильности, соответствие динамики курса базовым макроэкономическим показателям. В отношении валютного рынка стратегия нацелена на обеспечение репрезентативности курса, формирующегося на рынке, и ограничение влияния спекулятивных факторов на его формирование. Непосредственная цель валютных ограничений и контроля состоит в создании приемлемых условий функционирования валютного рынка при существующем уровне нелегальной утечки капитала и непрозрачности финансового оборота.

     Действующая система валютного регулирования  и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных  и административных ограничений  на проведение валютных операций. В  то же время в России, где рыночная экономика находится в стадии формирования, существуют многообразные экономические условия, препятствующие свободному валютному обмену (монополии, высокие барьеры входа-выхода и т.п.). Юридические ограничения нацелены на устранение влияния диспропорций, привносимых экономическими факторами.

     Современная денежно-кредитная политика в целом  содействует укреплению валютно-финансового  положения России и обеспечивает ее текущую внешнюю платежеспособность, о чем свидетельствует хотя бы динамика золотовалютных резервов РФ. Это, однако, не устраняет необходимости предусматривать направления ее совершенствования. Они могут быть реализованы при появлении условий достижения устойчиво высоких темпов экономического роста, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, создания условий инвестиционной привлекательности для отечественного и иностранного капиталов.

     Либерализация валютного режима и валютной политики должна следовать за позитивными  изменениями в экономике, серьезным  улучшением инвестиционного климата. Это подтверждается послевоенным опытом стран Западной Европы. Преждевременная либерализация бессмысленна, опасна и вредна. Как показывает опыт ряда развивающихся стран (например, Китая), которые привлекают значительные инвестиции, решающую роль играют динамика и устойчивость развития, деловой и предпринимательский климат в стране. 

     2.2 Взаимосвязь валютной  стратегии и политики  обслуживания государственного  долга 

     Одна  из основных задач, стоящих в настоящее  время перед правительством России, – урегулирование проблемы внешнего долга. 18 июня 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который принципиально изменил систему валютного регулирования и валютного контроля, существовавшую в течение десяти лет.

     Осуществляемая  в последнее время денежно-кредитная  политика направлена на наращивание  валютных резервов и обусловлена  огромным внешним долгом. Сегодня  ставка обязательной продажи валютной выручки банкам за рубли является одним из элементов этой политики, позволяющим ЦБ накапливать валютные резервы страны для платежей по внешнему долгу.

     Необходимо  учитывать тот факт, что снижение курса рубля не позволит возродить  полноценный рынок государственных  краткосрочных обязательств. Инвесторы предпочтут вложениям средств в бумаги с рублевым номиналом в первую очередь валютные активы. Кроме того, существенное снижение курса рубля, по сути, окончательно разрушит государственный бюджет: непомерно вырастут процентные расходы, лишая финансирования здравоохранение, образование, науку, оборону.

     Как следствие, по крайней мере, не уменьшится отток капитала за рубеж. Меры административного  противодействия этому процессу существенно ограничены принятыми  РФ обязательствами по обеспечению  конвертируемости рубля по текущим операциям в соответствии со статьей VIII устава МВФ. В свою очередь это приведет к проблемам выплат внешнего долга, размер которых возрастет в ближайшие годы.

     При текущих объемах необходимых  платежей для обслуживания и погашения  внешней задолженности России (с  учетом ожидаемых валютных поступлений) любые действия по либерализации  валютного оборота, в частности  снижение норматива обязательной продажи  валютной выручки, несомненно, вызовут изумление иностранных кредиторов, ожидающих от правительства России, прежде всего действий, направленных на повышение собственной платежеспособности.

     Оценка  социальных последствий проводимой валютной стратегии. Один из самых важных моментов в принятии решений по валютному регулированию – учет того факта, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе. Конечно, низкий курс рубля может способствовать дальнейшему росту отечественной промышленности, но одновременно произойдет дальнейшее снижение импортных поставок, что негативно воспримет население, успевшее привыкнуть к определенному уровню и качеству жизни, в значительной степени поддерживаемому ввозимыми в страну изделиями. Расчеты экспертов показывают, что снижение норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки снижает предложение валюты практически до уровня импорта и ставит перед правительством альтернативу: дефолт или снижение импорта ниже критического уровня, что неминуемо приведет к тяжелейшим социальным последствиям. Кроме того, росту отечественной промышленности за счет импортозамещения способствует не просто низкий, но стабильный курс рубля, а в условиях снижения норматива обязательной продажи резко повышается волатильность курса, что никак не может способствовать экономической стабильности.

     Таким образом, вышесказанное приводит к  выводу о том, что меры валютного  регулирования, следствием которых  является очередное обесценение  рубля, вызовут на длительный период ослабление активности кредитных учреждений, что в свою очередь позволит надолго забыть о социальной стабильности в обществе.

 

      2.3 Валютная стратегия  и утечка капитала 

     Валютное  регулирование представляет собой, с нашей точки зрения, набор взаимосвязанных инструментов для регистрации и контроля всех финансовых или непосредственно с ними связанных потоков, пересекающих границы страны. Жесткость или либеральность системы регулирования зависит от состояния национальной финансовой системы, мировых рынков, от направленности текущей экономической политики. Система валютного регулирования, по нашему мнению, безусловно, должна существовать и поддерживаться. В то же время нельзя ожидать от этой системы таких результатов, как прекращение вывоза капитала, или обеспечение предложения валюты в любых условиях. Она служит, скорее, амортизатором внешних потрясений и стабилизатором рынка, не допускающим усиления панических настроений. На макроэкономические факторы она влиять не может, лишь смягчает их воздействие в краткосрочном периоде.

     С этой точки зрения очевидна необходимость  подробного исследования феномена утечки капитала и воздействующих на нее  макроэкономических факторов. Зная причины, вызывающие этот феномен, можно точнее определить необходимый набор мер и инструментов системы валютного регулирования.

     Основные  подходы к проблеме утечки капитала. В современной экономической  литературе используются разные термины  для обозначения этого явления: экспорт капитала, вывоз капитала, утечка капитала, бегство капитала (пер. с англ. “capital flight”), при этом часто в контексте отмывания нелегальных доходов. В этом следует разобраться подробнее.

     Страна, обладающая достаточными запасами иностранной  валюты, устойчивым и неотрицательным  торговым балансом, имеет возможность инвестировать отечественный капитал в другие страны. Однако если торговый баланс устойчиво отрицателен или (как в случае с Россией) существуют значительные ограничения на использование валютных доходов, в частности высокий уровень внешней задолженности, то свободные потоки капитала быстро разрушат основу валютно-денежной системы страны и приведут как минимум к девальвации национальной валюты. Это уже признали и международные финансовые организации, в частности МВФ. Так, в середине января 2004 г. на встрече министров финансов стран Европы и Азии в японском городе Кобе директор-распорядитель МВФ Хорст Келер заявил, что странам с переходной экономикой не стоит стремиться к жесткой привязке курса своих национальных валют к доллару, иене или евро. “Политика плавающего валютного курса способна предоставить экономике определенные преимущества для развития и сделать ее более устойчивой”, – резюмировал он. Это свидетельствовало о том, что идеология МВФ под давлением объективных фактов радикально изменилась, что подтверждается следующей фразой: “Урок недавних кризисов состоит в том, что чрезмерная либерализация движения капиталов способна усугубить последствия биржевых потрясений”, к тому же, чтобы приток иностранных инвестиций в страну был благом для нее, а не злом, необходимо наличие в ней “устойчивой финансовой системы, адекватного контроля над банковским сектором и благоразумного регулирования”.

     Причины утечки капитала в российском случае хорошо известны. Во-первых, это общая  политическая и экономическая нестабильность, которая вынуждает владельцев страховать свои капиталы в стабильной экономике. Во-вторых, уход от налогов. Это глобальный, общемировой фактор утечки капитала, только в развитых экономиках он является первым по значимости, что вряд ли соответствует российской ситуации. Вариантов минимизации налогов достаточно и внутри страны. В-третьих, это “отмывание” доходов, полученных криминальным или нелегальным путем.

     Однако  есть еще причины, по которым капитал  легально и нелегально вывозится  за границу. В частности, низкая капитализация российской банковской и страховой системы завышает риски, связанные с трансфером крупных сумм через банковскую систему, даже при полной и признанной легальности их происхождения. Поэтому крупные денежные трансферты, особенно, связанные с перераспределением собственности, обычно проходят в иностранных банках, тем более, практически вся крупная частная собственность в России формально принадлежит фирмам, зарегистрированным в оффшорах. Там же, в оффшорах, проводятся сделки с этой собственностью, там же концентрируются доходы от нее.

     Вывоз капитала за рубеж происходит также  из-за ограниченности внутреннего инвестиционного  спроса. Нехватка инвестиционных проектов, грамотно оформленных для открытия программ кредитования, и высокие  системные риски, не связанные непосредственно с конкретными проектами, сужают возможности вложения капитала. Государство не справляется с задачей минимизации системных рисков, что отпугивает как внешних, так и внутренних инвесторов.

     Существуют  два способа вывоза капитала:

     Легальный вывоз происходит по законодательству с разрешения ЦБ. Компании и лица, желающие инвестировать свои средства за рубежом, должны оформить заявку, которую ЦБ рассматривает и, исходя из собственной оценки целесообразности такого вложения, разрешает или не разрешает проводить операцию. Конечно, абсолютное сокращение иностранных кредитов и инвестиций тоже является вывозом капитала, однако ни одному государству не следует ориентироваться на иностранные инвестиции как на основной источник финансовых ресурсов просто из соображений национальной безопасности – иначе все мировые финансовые кризисы будут “импортироваться” в эту страну.

     Нелегальный вывоз капитала происходит по весьма разнообразным схемам. Нелегальные формы утечки капитала включают: непоступление в установленные законодательством сроки экспортной валютной выручки; непоступление товаров и услуг в счет погашения импортных авансов; контрабандный экспорт и вывоз наличной иностранной валюты.

Информация о работе Валютная политика Российской Федерации