Валюное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Государственное валютное регулирование в РФ заключается в установлении порядка расчетов в валюте РФ, приобретения иностранной валюты, ведения счетов резидентов и нерезидентов в банках РФ, порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, права собственности на валютные ценности, права перевода, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также права резидентов на открытие счетов в иностранной валюте на территории РФ и за ее пределами и права нерезидентов на открытие счетов в иностранной валюте и валюте РФ на территории РФ.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………………3
2. Валютное регулирование …………………………………………………………...…..5
3. Валютный контроль …………………………………………………………………….7
4. Ответственность за нарушение валютного законодательства……………………….10
5. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства…………...10
6. Валютное преступление ………………………………………………………………..12
7. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства…..15
8. Примеры нарушений валютного законодательства…………………………………....16
.
9. Изменения в валютном законодательстве РФ в 2011 г.: новые правила валютного
регулирования и валютного контроля………………………………………………….19
10. Обзор состояния внутреннего рынка наличной иностранной валюты
в июле 2011 года………………………………………………………………………….20
11. Обзор состояния внутреннего рынка наличной иностранной валюты
в мае 2011 года……………………………………………………………………………21
12. Предложение физическими лицами наличной иностранной валюты………………...22
13. Сальдо операций физических лиц с наличной иностранной валютой………………..24
14. Движение наличной иностранной валюты через уполномоченные банки в мае
2011 года…………………………………………………………………………………...26
15. Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютное регулирование в РФ Цели Направление Эффективность.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступления в силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений.

Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.

Кроме того, согласно пункту 1 письма Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КОАП РФ» (далее по тексту — Письмо Минфина РФ) в обстоятельствах, когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента в Центробанк РФ за получением разрешения, бездействие резидента не может быть расценено как невиновное, то есть в этом случае предприятие будет считаться виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КОАП РФ.

Согласно пункту 4 Письма Минфина РФ в случае, если требуется разрешение на осуществление валютных операций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар за границу через комиссионера, который имеет соответствующее разрешение и совершает валютные операции от лица предприятия, то предприятие будет привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 КОАП РФ. В этом случае, судебная практика подтверждает обязательность получения такого разрешения именно на предприятие.

Второе административное правонарушение

Согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФ невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

На основании пункта 1 письма ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту — Письмо ГТК РФ) состав правонарушения, предусмотренного этой статьей, характеризуется следующим.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются предприятия и организации-резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Законом № 173-ФЗ, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, включая физических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины.

На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказывании субъективной стороны правонарушения необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

а) на стадии предконтрактной подготовки:

        выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

б) на стадии заключения контракта:

        внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);

        применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);

        разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;

        использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

        ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);

        предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.

Стоит иметь в виду, что согласно пункту 7 Письма Минфина РФ предприятие признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершено после того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены положения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностранной валюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера (пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).

Объектом административного правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», согласно которому импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центробанком РФ.

 

В соответствие с пунктом 4 Письма ГТК РФ не могут быть признаны рассматриваемым административным правонарушением случаи, когда:

        проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;

        товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;

        иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее ранее переведенной в уполномоченный банк, не оформлявший соответствующий паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого осуществляется валютный контроль;

        имеется разрешение Центробанка РФ на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, на момент проведения проверки не истек.

Кроме того, на основании пункта 4 Письма ГТК РФ письменное заключение, выданное уполномоченными Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. На практике это весьма важный документ, получить который мы рекомендуем в обязательном порядке всем предприятиям, которые не могут исполнить требования валютного законодательства по не зависящим от них причинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогает предприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.

Согласно пункту 8 Письма ГТК РФ конкретный размер административного наказания должен соответствовать характеру совершенного деяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключается правонарушение:

        в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств;

        во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.

Третье административное правонарушение

Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.

Четвертое административное правонарушение

На основании части 4 статьи 15.25 КОАП РФ несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:

        неправильное составление паспорта сделки;

        неправильное ведение учетных карточек по сделкам;

        неправильное заполнение платежных документов;

        досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции;

        иные административные правонарушения.

Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12 Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административных правонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказано только один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем на практике можно воспользоваться для снижения штрафов.

Примеры нарушений валютного законодательства:

1. За 1 полугодие 2011 года отделом валютного контроля Нижнетагильской таможни проведено 152 проверки соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства, сообщила Пресс-служба ФТС РФ.

В результате выявлено 146 нарушений валютного законодательства. Возбуждено 100 дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ (за аналогичный период прошлого года – 91). Из них 88 дел об административных правонарушениях возбуждено по ч.6 ст.15.25 КоАП России - несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм отчетности по валютным операциям и нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок. Практически 85% от общего количества дел об административных правонарушениях составляют нарушения, связанные с экспортом лесоматериалов. По делам данной категории Росфиннадзором наложено штрафных санкций на сумму 1 миллион 936 тысяч рублей.

2.  Почти половина участников внешнеэкономической деятельности, работающих в зоне ответственности Курганской таможни, проверенных на предмет соблюдения ими валютного законодательства России, допускали нарушения

 

Как сообщает пресс-служба УТУ, за 8 месяцев 2011 года отделом валютного контроля Курганской таможни было проведено 177 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Из проверенных 96 участников ВЭД, 39 допустили нарушения. В результате проверок возбуждено 38 дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП России. Кроме того, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по ст.19.7 КоАП РФ - непредставление сведений агентам валютного контроля. Росфиннадзором в Курганской области по ст.15.25 наложено штрафов на сумму 1326,36 тыс.руб. Взыскано - 309,68 тыс.руб. По ст. 19.7 КоАП РФ наложено штрафов на сумму 22,20 тыс.руб.

 

За январь-июнь 2011 года таможенными органами региона проведено 1213 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства. Общее количество проверок возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%, сообщает пресс-служба СТУ

Среди таможен региона наибольшее количество проверок проведено Кемеровской (155 проверок), Алтайской (143), Новосибирской (140) и Иркутской (130) таможнями.

 По результатам проверок, проведённых таможенными органами СТУ, выявленная сумма нарушений валютного законодательства составила 7,2 млрд. рублей. По материалам данных проверок возбуждено 578 дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ («Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»). Также за  6 месяцев текущего года в правоохранительные подразделения таможен передана информация по 29 случаям с признаками уголовных преступлений по ст. 193 УК России («Невозврат валюты в особо крупных размерах») на общую сумму 3,8 млрд. рублей.

Наибольшие суммы нарушений валютного законодательства РФ выявлены СТУ (1,14 млрд. рублей), Омской (1,02 млрд. рублей) и Бурятской (0,879 млрд. рублей) таможнями.

 

5 июля 2010 года на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств, которое состоялось в г. Астана (Казахстан), подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее – Договор), устанавливающий новый порядок ввоза на территорию Таможенного союза и вывоза с территории Таможенного союза наличных средств и (или) денежных инструментов.

Информация о работе Валюное регулирование