Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:15, реферат
Термин «устойчивость» появился в начале 1980-х годов в исследованиях Международного союза по защите природы (International Union for the Conservation of Nature).
Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Удмуртский государственный университет”
Институт
экономики и управления
Реферат
по курсу
“Региональная экономика и
На тему:
«Устойчивость развития регионов России»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск
2012.
УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Особенности реализации стратегии устойчивого развития в России
Термин
«устойчивость» появился в начале 1980-х
годов в исследованиях
Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.
В данной работе рассматривается теория перехода к устойчивому развитию при реформируемой Российской экономической модели. Именно Российской модели, потому что на сегодняшний день структуру Российской экономики нельзя назвать чисто рыночной, Российская макроэкономическая модель носит в себе остатки плановой экономики и, несомненно, мы начинаем переход к рыночным отношениям. Начиная с самого зарождения, экономика Российского государства пережила достаточно много реформ и преобразований.
Проблема устойчивого развития России существует как бы в двух ипостасях: как проблема sustainability перед лицом новых вызовов глобального масштаба и одновременно – как проблема стабильности общества в обычном смысле. Российскому обществу (как и всякому другому) присущи истории. Решающую роль, оставившую свой след в нравственных представлениях и менталитете народа, в характере социальных отношений, играл ряд факторов – географических, природно-климатических, исторических и социокультурных.
Слабостью внутренних интеграционных связей компенсировалась особая роль государства в качестве наиболее мощного социального интегратора. Поддержание целостности большого общества и управление им требовали жесткой централизации власти. Политика огосударствления распространялись на общество, на политическую систему, на хозяйственные отношения. Государство выступало главным агентом модернизации, пыталось форсировать товарно-денежные отношения в фискальных целях, что вызывало естественное сопротивление.
Россию называют «расколотым» обществом. Действительно, внутренние и внешние факторы, обусловившие исторический путь страны, не способствовали выработке «срединной» культуры. Роль, которую на Западе играло третье сословие и создаваемые им гражданские институты, у нас брало на себя государство. Отсюда важная особенность, связанная с характером инверсионных циклов российской истории, с ее «прерывностью».
Политические цели государства вступали в противоречие со слабой социально-экономической базой. Это вынуждало время от времени к модернизационным рывкам, попыткам подстегнуть, ускорить промышленное развитие. Модернизационные рывки приходились, как правило, на периоды крайнего авторитаризма. Так было при Петре Первом – нашем «первом большевике», затем – в конце XIX в. и вновь – в 1930-1950х гг. За рывками догоняющей модернизации, приносившие новые тяготы народу, раньше или позже неизбежно следовал частичный откат.
В отсутствие действенных механизмов согласования интересов путем диалога и компромиссов проблема «общественного согласия» решалась преимущественно на основе традиций, восходящих к идеалу соборности как в форме обязательного, даже принудительного единогласия.
По данным специалистов Кемеровского научного центра СО РАН, на фоне общемировой деградации окружающей среды имеются регионы, где экологическая ситуация представляется наиболее тревожной. К их числу относятся и многие регионы России (они охватывают 1618% территорий), где экологический риск для здоровья в 10-100 раз превышает нормы, установленные для большинства развитых стран.
В
годы «перестройки» обострилось
большинство экологических
В условиях повышенной экологической опасности проживает 30% россиян. Известно, что в зонах экологического кризиса продолжительность жизни на 1015 лет меньше, чем по стране в целом.
В
настоящее время
Среди регионов с острой экологической ситуацией можно отметить Кольский полуостров, Московский регион, Северный Прикаспий, Среднее Поволжье, промышленные зоны Урала, нефтегазопромысловые районы Западной Сибири, районы оз. Байкал, Норильский промышленный район, Новую Землю, зону влияния на Чернобыльской АЭС, Кузбасс. Несмотря на резкий спад производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, удельные выбросы загрязняющих веществ продолжали расти. Нагрузка на окружающую природную среду усиливается и все менее контролируется. Экологическая угроза национальной безопасности для современной России может показаться более значимой, чем угроза ядерной войны.
С учетом особенностей переживаемого нашей страной периода можно предложить следующие приоритеты национальной стратегии устойчивого развития России:
Нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в закритической области. Мы имеем дело с уникальной ситуацией системного кризиса. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью. Вообще, надо отметить, что если XX век был веком анализа исследования тонких деталей, дифференциацией наук и технологий, то XXI век, по-видимому, будет веком системного синтеза, выработки мировоззрений, опирающихся на представления естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Сейчас в России на основе накопленного у нас и за рубежом опыта создается теория безопасности и риска. Эта наука формируется потому, что, с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут катастрофы и стихийные бедствия, а с другой развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.
В апреле 2011 года мининдел РФ Лавров заявил, что «глобальный финансово-экономический кризис убедительно продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития при опоре на идеи либерального капитализма»
Переход к политике «приемлемого риска существенно повлияет и на другие направления социально-экономического развития России. Таким показателям безопасности, как здоровье населения, продолжительность жизни, качество окружающей среды, отводится роль индикаторов устойчивого развития страны, а процессу обеспечения информации безопасности - роль механизма управления: удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при обязательном соблюдении требований безопасности человека и природы. Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства природы, ее способность поддержать развитие общества и возможности самовосстановления не безграничны. Возросшая роль и мощь экономики стали разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предположила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Интенсивное
социально-экономическое
Проблемы деградации окружающей среды в результате хозяйственной деятельности (загрязнения атмосферы и водных источников, эрозия почв, обезлесивание, накопление промышленных и бытовых отходов, потепление климата, угроза озоновому слою стратосферы др.) начали перемещаться из сферы обеспокоенности ученых и общественности на уровень обсуждения и принятия решений высшими государственными структурами.
Устойчивое развитие предполагает создание такой социально-экономической системы, которая обеспечила бы на долгосрочной основе не только высокий уровень ее качества, то есть рост реальных доходов, образовательного уровня, улучшение здравоохранения и т.д.
Экологические проблемы заняли прочное место в государственной политике большинства стран мира, стали объектом серьезных научных исследований и разработок.
Во многих странах мира созданы управляющие структуры по охране окружающей среды, заключено множество международных конвенций по охране природы, разработаны сотни различных проектов по защите воздуха, воды и почв от загрязнения, сохранению озонового слоя земной атмосферы, спасению лесов, борьбы с опустыниванием, охране здоровья людей.
Однако результаты всех этих действий ничтожно малы. Они ограничиваются лишь тем, что в некоторых экономически развитых и богатых странах удалось несколько снизить экологическую напряженность на локальном уровне, однако на региональном уровне или тем более национальном таких успехов пока нет нигде.
Стало очевидным, что экологические проблемы по своей сути значительно сложнее, чем представлялось раньше. Они не столько технико-технологические, сколько социальные. Необходимы радикальные изменения в образе мышления людей, структуре сложившихся потребностей.
Достижение устойчивого развития – это проблема общепланетарного масштаба, но уровень и степень ее решения в различных странах и регионах имеют существенные отличия.
В
целях осуществления