Условия возникновения и характеристика рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:50, реферат

Описание работы

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И КОНКУРЕНЦИЯ
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МИКРО РЕФЕРАТ.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

2.Однородность  продукции разных предприятий,  то есть нет опасности, что  потребители в массе своей  предпочтут товары одной из  фирм из-за их разительного  превосходства по свойствам или  качеству от продукции других  фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для  каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y - второго производителя.

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

3.Отсутствуют  входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать  определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

Относительно  высокие затраты, необходимые для  организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

Значительная  отдача от масштаба производства, которая  обеспечивает преимущества крупным  предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

Прикрепление  покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан  нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

4.Равный  доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели  имеют полную информацию о  характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

5.Совершенная  мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.

6.Рациональное  поведение всех участников, преследующих  собственные интересы. Сговор в  какой-либо форме исключен.

7.Затраты  фирм на изготовление товаров  различаются не очень существенно  вследствие сходности технологии  и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8.Транспортные  затраты не играют большой  роли в формировании предложения,  то есть нет опасности, что  многие производители окажутся  неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

9.Уместность. Чистая конкуренция на практике  встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неуместное логическое упражнение.

Чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, к которой применимы  понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной  многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно  оценивать эффективность реальной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  модели рынка совершенной  конкуренции

Дадим несколько свойств чистой конкуренции:

1.Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка

является  наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2.Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят

стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

3.«Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы

осуществляют  незначительный контроль над ценой  продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

4.Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое упражнение.

1. Существует  несколько отраслей, более близких  к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

2. Чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, к которой

применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

3. Функционирование  чистой конкурентной экономики  дает нам образец, или

стандарт  с которым можно сравнивать или  оценивать эффективность реальной экономики. Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как

заданную  величину, определяемую рынком. Как  уже было сказано выше --

конкурентный  продавец выступает в роли принимающего цену. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер  взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и  исходным типом рынка является рынок  совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:

– на рынке  взаимодействует множество покупателей  и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы  свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку  доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать. 

Кривая  спроса отдельной фирмы на таком  рынке совершенно эластична и  совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 1)

Рис. 1. График предельного и совокупного дохода 

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль 

 Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства . 

1. Если  при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль:  

2. При  оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую  прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости

3. Если  Р=МС<АС, фирма несет убытки, но  будет продолжать функционировать  в краткосрочном периоде (минимизация  убытков) 

4. Если  Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный  конкурентный рынок в поисках  более выгодной сферы деятельности

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии ; фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

 

Максимизация  прибыли Равновесие фирмы в длительном периоде 

 

Минимизация издержек    Выход фирмы из отрасли в короткий период 
 

Эффективность конкурентного рынка. Политика в  области контроля над ценами может  привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

Недостатки  рынка совершенной конкуренции:

– в  долгосрочном периоде отсутствует  экономическая прибыль, как главный  источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

Информация о работе Условия возникновения и характеристика рынка совершенной конкуренции