Условия возникновения и характеристика рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:50, реферат

Описание работы

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И КОНКУРЕНЦИЯ
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МИКРО РЕФЕРАТ.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ  

КАФЕДРА ЕКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ: «УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ» 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА 2 КУРСА

ГРУППЫ МП-08-1

МЕЛЕШКО ОЛЬГА 

ПРОВЕРИЛА:

ДОЦ., К.Е.Н. ИВАНОВА Т.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Донецьк,  2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И КОНКУРЕНЦИЯ
    • УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    • ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок свободной  конкуренции  состоит  из  большого  числа  продавцов,

конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает  стандартную  однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со  стороны отдельных производителей  составляет  незначительную  долю  общего  выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния  на  рыночную  цену, но  должна  «соглашаться  с  ценой»  (2,51)  ,  принимать ее  как заданный параметр.

     Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к  информации,  т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства,  возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их  изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при  желании,  может  начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

      Колебания цены могут быть  довольно интересными – сравните  цену яблок в конце лета и  весной,  -  но  разница  в  цене  эта  не  результат  действия отдельных продавцов,  а  процесс  взаимодействия  спроса  и  предложения  на рынке.

      На практике совершенная конкуренция  в чистом виде – явление  редкое  не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но  существует  ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.

 

Рыночная  экономика и конкуренция

Главный принцип рыночной экономики декларирует  право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и  осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон  же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной  деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей,  общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует  следующий исходный  принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их  общественной опасности".   Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он  обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не  пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными  атрибутами рынка в экономике.

Определяющим  принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в

предоставлении  всем формам собственности права  на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного  в недалеком прошлом советской экономике.

Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению  рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).

Хотя  организационным механизмом чистого  капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой  экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов.

Однако  именно  конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом  удовлетворять эти желания.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

     Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -  монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

     1.                 Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых

предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

     2.                 Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

     3.                 Дифференциация товаров (придание  определённому виду

товара  одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

     4.                 Участие фирм в контроле над  рыночной ценой.

Рыночное  соперничество классифицируется так: 

Хотя  организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой  экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно  конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом  удовлетворять эти желания. Между тем конкуренция не ограничивает свою роль  гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на  самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность  некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в  конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые  применяют наиболее эффективные методы производства. Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций  конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное  тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики  ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках  остро конкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые  "невидимой рукой" – способствуют обеспечению государственных, или общественных  интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы   применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема  продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем  потерпеть банкротство. Но вместе с тем, очевидно, что интересам общества  отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными  методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с  большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые  действительно необходимы обществу. В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов, ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом. Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения

ресурсов  в конкурентной экономике: а) нет  причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов. Итак, сила конкуренции контролирует  или направляет мотив личной выгоды таким  образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция "невидимой руки" заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Условия возникновения совершенной  конкуренции

Из определения  совершенной конкуренции следуют  условия возникновения такой  конкурентной среды. При этом следует  учитывать, что рынок совершенной  конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия :

1.Большое  число фирм, производящих однородную  продукцию, и малый размер субъектов  рынка. Малый размер субъектов  рынка означает, что объемы предложения  (спроса) даже наиболее крупных  продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Теоретически  описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

Информация о работе Условия возникновения и характеристика рынка совершенной конкуренции