Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе состояния мирового рынка лизинга и выделении основных тенденций развития лизинговых услуг, в частности тенденций развития лизинга в Европе, а также в обосновании приоритетных направлений развития белорусского рынка лизинговых услуг.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие, функции и виды лизинга;
- определить основные черты развития мирового рынка лизинговых услуг;
- проанализировать условия развития рынка лизинга в Европе;
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы осуществления лизинговых операций……………
2 Анализ условий развития мирового рынка лизинговых услуг ……….......
3 Современное состояние и перспективы развития условий осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь……………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Прямые и косвенные участники в схеме лизинга………..
Приложение Б. Рейтинг лизинговых компаний Республики Беларусь по операциям в 2010 году……………………………………..
Приложение В. Сопоставление результатов рейтинга лизинговых компаний Республики Беларусь в 2008-2010 гг………….
При определении гарантийного обеспечения лизинговой операции в расчет берется также заключение дополнительных договоров, обеспечивающих определенные гарантии. Примером такого договора может служить договор между поставщиком и лизингодателем о ремаркетинге, или повторной реализации (remarketing agreement), либо договор о последующем выкупе (guaranteed repurchase), когда поставщик и лизингодатель заранее согласуют цены, определяющие объем выплат поставщиком лизингодателю в случае невыполнения платежных обязательств лизингополучателем [3, с. 62].
Достаточно широкое распространение лизинга определяется преимуществами, предоставляемыми субъектам лизинговых операций. Основными преимуществами для лизингодателя являются:
Лизингополучателю лизинг предоставляет возможность:
Преимуществами лизинга для производителя (поставщика) являются:
Для экономики в целом лизинг имеет следующие положительные эффекты:
Лизингу присущи некоторые недостатки:
Таким образом, лизинг представляет
собой специфическую форму
С экономической точки зрения лизинг представляет собой форму инвестиций в основные фонды; с финансовой – финансирование инвестиций в основные фонды; с правовой – комплекс отношений купли-продажи и передачи их во временное пользование.
Классический лизинг выполняет финансовую, инвестиционную, производственную функции, а также способствует расширению объема продаж и получению налоговых и амортизационных льгот.
Различают множество разновидностей лизинга в зависимости от действия многих факторов. Основными из них являются финансовый и оперативный, прямой и косвенный, чистый и «мокрый», срочный и револьверный, международный и внутренний.
2 АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ
В настоящее время основной объем (примерно 94%) лизинговых операций в мире приходится на три континента: Северную Америку, Европу и Азию, в том числе доля США, Японии, Великобритании и Германии превышает 70% [8]. США лидирует по объему лизинговых операций (43,2% мирового рынка лизинговых операций), на втором месте – Япония (14,8%), на третьем – Германия (8,5%), на четвертом – Великобритания (5,4%) [8].
Несмотря на небольшой объем лизинговых операций, который приходится на три оставшихся континента (Южная Америка, Австралия и Африка), лизинговый бизнес здесь успешно развивается и занимает важное место в инвестиционной деятельности.
Быстрыми темпами растет объем лизинговых операций в Китае, Индии, Гонконге, Малайзии и Южной Корее.
Рынок лизинговых услуг США существенно превосходит рынки стран Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ, как по масштабам, так и по уровню развития. Лизинг в США является основной формой инвестирования, удельный вес которой составляет 25-30% в общем объеме инвестиций [8].
Широкое использование лизинга в США, как и в развитых европейских странах, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку здесь (с 1950-х годов – в США, с 1960-х годов – в Западной Европе) осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм. Позитивно влияет на инвестиции и стабильный прирост ВВП развитых стран на протяжении последних пятидесяти лет, темпы которого в среднем ежегодно превышали отметку в 10% (рисунок 1).
Рисунок 1 – Ежегодный прирост ВВП развитых стран
Примечание – Источник: [9, с. 6, табл. 1].
Доля лизинга в ВВП при этом постоянно увеличивалась, и в США на сегодняшний день она составляет чуть менее 5%. В Европе доля лизинга достигла уже отметки 5,4% ВВП, в Японии этот показатель находится на уровне 3,6% (таблица 1).
Таблица 1 – Доля лизинга в ВВП (%)
Страна |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2009 |
США |
1,15 |
1,96 |
2,78 |
3,79 |
4,86 |
Европа |
1,94 |
2,14 |
3,75 |
4,29 |
5,40 |
Япония |
1,01 |
1,12 |
1,27 |
2,31 |
3,61 |
Примечание – Источник: [9, с. 6, табл. 2].
Доминирование лизинговых компаний США обусловлено рядом преимуществ по сравнению с их японскими и западноевропейскими конкурентами. Во-первых, это большой опыт лизинговых операций, которые американские компании ведут на протяжении более 30 лет. Во-вторых, использование американскими лизинговыми компаниями разветвленной сети филиалов ТНК позволяет им относительно легко проникать и упрочивать свои позиции на зарубежных рынках. В-третьих, превосходство США в ряде наукоемких отраслей, продукция которых традиционно является предметом лизинга (авиатехника, компьютеры, дорожно-строительная техника и т.д.). Нужно также отметить устойчивые связи американских лизинговых компаний с машиностроительными фирмами, дающие возможность опережать конкурентов по техническому уровню объектов лизинга и по качеству дополнительных услуг [8]. Также лизинговые компании США имеют преимущества по размерам и скорости мобилизации кредитных ресурсов.
В последние годы лизинговые компании
США стали постепенно терять свои
преимущества перед японскими
Практически во всех ведущих странах темпы роста инвестиций в оборудование, сдаваемое в лизинг, превышают темпы роста инвестиций в оборудование в целом.
На европейском рынке лизинговых услуг объем нового бизнеса (совокупная стоимость заключенных в течение года лизинговых договоров) в 2009 году по сравнению с 2008 сократился на 32,3 % и составил 209,4 млрд евро (рисунок 2). Прежде всего, это обусловлено нехваткой ликвидных средств во время кризиса, а, следовательно, удорожанием кредитования. При этом лизинговый портфель (текущая сумма обязательств на конец года в соответствии с графиками лизинговых платежей по не завершенным в течение года лизинговым договорам) сократился за аналогичный период на 6,4 % и составил 658,6 млрд евро [10]. В 2010 году ситуация на европейском рынке лизинговых услуг стабилизировалась и объем нового бизнеса составил 224 млрд евро, что на 4,6% больше, чем в 2009 году [11].
Рисунок 2 – Изменение объемов нового бизнеса
Примечание – Источник: [11].
Стоимость нового оборудования, сданного в лизинг, включая транспортные средства, составила 194,4 млрд евро, а недвижимости – 29,5 млрд евро [11]. В обоих секторах произошло увеличение по сравнению с 2009 годом на 3,1% и 15,3% соответственно [11].
Наибольший объем нового бизнеса в 2010 году среди европейских стран продемонстрировала Германия: 43,8 млрд евро. Далее следуют Франция и Великобритания с новым объемом в 36,4 и 34,9 млрд евро соответственно [11]. В целом на европейском рынке лизинга произошло повсеместное небольшое увеличение объемов.
Крупнейшим сегментом
Рисунок 3 – Объем нового бизнеса по объектам лизинга
Примечание – Источник: [11].
В 2010 году доля легковых автомобилей и коммерческих транспортных средств составила около 56%, сумма контрактов которых равнялась 124,1 млрд евро [11]. Увеличение объемов нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей было составило 10,1% [11]. Для коммерческих транспортных средств оно равнялось 2,8% [11].
С 2005 года замедлились темпы роста сдаваемой в лизинг недвижимости [10]. В 2009 году в данном секторе наблюдалось самое резкое падение объемов нового бизнеса -31 % (2008 – -21,6%) [10]. В 2010 году сегмент недвижимости вырос на 15,3% [11]. Самым популярным объектом недвижимости, сдаваемой в лизинг стали промышленные здания (29%) и офисные здания (20%) [11].
В 2010 году наибольшее падение в сегменте оборудования претерпели суда, самолеты, подвижный состав (-20%) [10]. Доля предоставляемых в лизинг машин и промышленного оборудования (составляющие 55% от объемов оборудования с новых контрактов на сумму 124,1 млрд евро) по-прежнему остаются крупнейшим активом, сдаваемым в лизинг на европейском рынке [11].
Примерно три четверти оборудования, включая транспортные средства, было передано в лизинг предприятиям частной формы собственности, 18 % – физическим лицам, и только 4 % – общественным организациям [11].
На мировом лизинговом рынке выделяется группа лизингодателей, обслуживающих ТНК. Несмотря на все более свободный доступ товаров на зарубежные рынки и широкие возможности выбора способов выхода на них (через внешнюю торговлю, передачу технологии), ТНК предпочитают прямые инвестиции, в том числе лизинговые операции [8]. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам зарубежных стран. Обладая развитой сетью филиалов, они могут оперативно переориентировать финансовые потоки на более доходные рынки. Также ТНК активно внедряются на рынки развивающихся стран с переходной экономикой в целях расширения сбыта своей продукции. Преимущества ТНК на мировом рынке лизинговых услуг состоят в больших финансовых возможностях, наличии освоенных рынков сбыта, обширной сети филиалов.
Важной проблемой
Информация о работе Условия осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь