Условия осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе состояния мирового рынка лизинга и выделении основных тенденций развития лизинговых услуг, в частности тенденций развития лизинга в Европе, а также в обосновании приоритетных направлений развития белорусского рынка лизинговых услуг.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие, функции и виды лизинга;
- определить основные черты развития мирового рынка лизинговых услуг;
- проанализировать условия развития рынка лизинга в Европе;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы осуществления лизинговых операций……………
2 Анализ условий развития мирового рынка лизинговых услуг ……….......
3 Современное состояние и перспективы развития условий осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь……………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Приложение А. Прямые и косвенные участники в схеме лизинга………..
Приложение Б. Рейтинг лизинговых компаний Республики Беларусь по операциям в 2010 году……………………………………..
Приложение В. Сопоставление результатов рейтинга лизинговых компаний Республики Беларусь в 2008-2010 гг………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

При определении гарантийного обеспечения лизинговой операции в расчет берется также заключение дополнительных договоров, обеспечивающих определенные гарантии. Примером такого договора может служить договор между поставщиком и лизингодателем о ремаркетинге, или повторной реализации (remarketing agreement), либо договор о последующем выкупе (guaranteed repurchase), когда поставщик и лизингодатель заранее согласуют цены, определяющие объем выплат поставщиком лизингодателю в случае невыполнения платежных обязательств лизингополучателем [3, с. 62].

Достаточно широкое распространение лизинга определяется преимуществами, предоставляемыми субъектам лизинговых операций. Основными преимуществами для лизингодателя являются:

    1. Расширение сферы приложения капитала, рост числа клиентов.
  1. Снижение риска потерь в связи с неплатежеспособностью клиента.
  1. Использование налоговых и амортизационных льгот.
  2. Расширение и укрепление контактов с производителями имущества, потенциально являющегося объектом лизинга.
  3. Получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения по лизингу.

Лизингополучателю лизинг предоставляет возможность:

  1. При небольшом стартовом капитале пользоваться современным оборудованием.
  2. Рассредоточить выплаты за взятое в лизинг имущество во времени [3, с. 21].
  3. Сохранить кредитную линию.
  4. Снижать отрицательное воздействие морального износа оборудования вследствие ускоренной амортизации.
  5. Получать налоговые и амортизационные льготы.
  6. Осуществлять лизинговые платежи по гибкому графику, определенному в лизинговом договоре.
  7. Получения балансовых выгод, так как имущество, взятое в лизинг, обычно не учитывается на балансе лизингополучателя, а его стоимость не включается в остаток кредитной задолженности. Таким образом, лизинг помогает избежать закредитованности предприятия.
  8. Приобрести оборудование в собственность по истечении срока действия лизингового договора по остаточной стоимости.
  9. Получать дополнительные услуги от лизингодателя.

Преимуществами лизинга  для производителя (поставщика) являются:

    1. Расширение круга потребителей.
  1. Установление обратной связи с потребителем через лизингодателя.
  1. Снижение расходов на рекламу, анализ рынка, поиск потребителя и его подготовку к восприятию продукции.
  2. Снижение риска неплатежа, поскольку оплату и гарантии берет на себя лизинговая компания.
  3. Увеличение объема продаж за счет повышения спроса на комплементарное оборудование, инструменты, а также на осуществление сервиса и модернизации сдаваемого в лизинг имущества [7, с. 20].

Для экономики в целом  лизинг имеет следующие положительные  эффекты:

    1. Привлечение частных инвестиций в экономику.
  1. Техническое перевооружение и развитие промышленных предприятий.
  1. Увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста объемов продукции, производимой на объектах лизинга.
  2. Возможность внешнего кредитования, так как лизинговые платежи не включаются во внешнюю задолженность государства [6, с. 513].

 Лизингу присущи  некоторые недостатки:

  1. Сложность разработки приемлемой схемы лизинговой сделки, выявления ее условий и документального оформления.
  2. Лизингополучатель проигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования, из-за инфляции.
  3. Стоимость лизинга выше, чем цена покупки, банковского кредита, поскольку риск морального износа объекта лизинга ложится на лизингодателя, который включает его в стоимость лизинга.
  4. Лизингодатель должен обладать значительным объемом первоначального капитала или иметь стабильный источник денежных средств.

Таким образом, лизинг представляет собой специфическую форму финансирования инвестиций в основные фонды посредством  их приобретения специальной лизинговой компанией (банком) и предоставления пользователю на основании договора лизинга на определенный срок за фиксированную плату и на согласованных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем.

С экономической точки  зрения лизинг представляет собой форму  инвестиций в основные фонды; с финансовой – финансирование инвестиций в основные фонды; с правовой – комплекс отношений купли-продажи и передачи их во временное пользование.

Классический лизинг выполняет финансовую, инвестиционную, производственную функции, а также  способствует расширению объема продаж и получению налоговых и амортизационных льгот.

Различают множество  разновидностей лизинга в зависимости  от действия многих факторов. Основными  из них являются финансовый и оперативный, прямой и косвенный, чистый и «мокрый», срочный и револьверный, международный и внутренний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

 

В настоящее время  основной объем (примерно 94%) лизинговых операций в мире приходится на три континента: Северную Америку, Европу и Азию, в том числе доля США, Японии, Великобритании и Германии превышает 70% [8]. США лидирует по объему лизинговых операций (43,2% мирового рынка лизинговых операций), на втором месте – Япония (14,8%), на третьем – Германия (8,5%), на четвертом – Великобритания (5,4%) [8].

Несмотря на небольшой  объем лизинговых операций, который  приходится на три оставшихся континента (Южная Америка, Австралия и Африка), лизинговый бизнес здесь успешно  развивается и занимает важное место  в инвестиционной деятельности.

Быстрыми темпами растет объем лизинговых операций в Китае, Индии, Гонконге, Малайзии и Южной  Корее.

Рынок лизинговых услуг США существенно превосходит рынки стран Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ, как по масштабам, так и по уровню развития. Лизинг в США является основной формой инвестирования, удельный вес которой составляет 25-30% в общем объеме инвестиций [8].

Широкое использование лизинга в США, как и в развитых европейских странах, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку здесь (с 1950-х годов – в США, с 1960-х годов – в Западной Европе) осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм. Позитивно влияет на инвестиции и стабильный прирост ВВП развитых стран на протяжении последних пятидесяти лет, темпы которого в среднем ежегодно превышали отметку в 10% (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Ежегодный прирост ВВП развитых стран

Примечание – Источник: [9, с. 6, табл. 1].

Доля лизинга в ВВП  при этом постоянно увеличивалась, и в США на сегодняшний день она составляет чуть менее 5%. В Европе доля лизинга достигла уже отметки 5,4% ВВП, в Японии этот показатель находится на уровне 3,6% (таблица 1).

Таблица 1 – Доля лизинга  в ВВП (%)

Страна

1990

1995

2000

2005

2009

США

1,15

1,96

2,78

3,79

4,86

Европа

1,94

2,14

3,75

4,29

5,40

Япония

1,01

1,12

1,27

2,31

3,61


Примечание – Источник: [9, с. 6, табл. 2].

Доминирование лизинговых компаний США обусловлено рядом  преимуществ по сравнению с их японскими и западноевропейскими конкурентами. Во-первых, это большой опыт лизинговых операций, которые американские компании ведут на протяжении более 30 лет. Во-вторых, использование американскими лизинговыми компаниями разветвленной сети филиалов ТНК позволяет им относительно легко проникать и упрочивать свои позиции на зарубежных рынках. В-третьих, превосходство США в ряде наукоемких отраслей, продукция которых традиционно является предметом лизинга (авиатехника, компьютеры, дорожно-строительная техника и т.д.). Нужно также отметить устойчивые связи американских лизинговых компаний с машиностроительными фирмами, дающие возможность опережать конкурентов по техническому уровню объектов лизинга и по качеству дополнительных услуг [8]. Также лизинговые компании США имеют преимущества по размерам и скорости мобилизации кредитных ресурсов.

В последние годы лизинговые компании США стали постепенно терять свои преимущества перед японскими лизингодателями, которые сегодня фактически не уступают американцам по качеству предлагаемого оборудования и финансовым возможностям. В настоящее время японские банки активно содействуют расширению зарубежных операций национальными лизинговыми компаниями. Ведущие торговые дома страны, располагающие солидными свободным средствами для финансирования кредитных и лизинговых операций также поддерживают японских лизингодателей.

Практически во всех ведущих странах  темпы роста инвестиций в оборудование, сдаваемое в лизинг, превышают  темпы роста инвестиций в оборудование в целом.

На европейском рынке лизинговых услуг объем нового бизнеса (совокупная стоимость заключенных в течение года лизинговых договоров) в 2009 году по сравнению с 2008 сократился на 32,3 % и составил 209,4 млрд евро (рисунок 2). Прежде всего, это обусловлено нехваткой ликвидных средств во время кризиса, а, следовательно, удорожанием кредитования. При этом лизинговый портфель (текущая сумма обязательств на конец года в соответствии с графиками лизинговых платежей по не завершенным в течение года лизинговым договорам) сократился за аналогичный период на 6,4 % и составил 658,6 млрд евро [10]. В 2010 году ситуация на европейском рынке лизинговых услуг стабилизировалась и объем нового бизнеса составил 224 млрд евро, что на 4,6% больше, чем в 2009 году [11].

 

Рисунок 2 – Изменение объемов нового бизнеса

Примечание – Источник: [11].

Стоимость нового оборудования, сданного в лизинг, включая транспортные средства, составила 194,4 млрд евро, а недвижимости – 29,5 млрд евро [11]. В обоих секторах произошло увеличение по сравнению с 2009 годом на 3,1% и 15,3% соответственно [11].

Наибольший объем нового бизнеса в 2010 году среди европейских стран продемонстрировала Германия: 43,8 млрд евро. Далее следуют Франция и Великобритания с новым объемом в  36,4 и 34,9 млрд евро соответственно [11]. В целом на европейском рынке лизинга произошло повсеместное небольшое увеличение объемов.

Крупнейшим сегментом европейского лизингового рынка в 2010 году стали автомобили (рисунок 3).

 

        

Рисунок 3 – Объем нового бизнеса по объектам лизинга

Примечание – Источник: [11].

В 2010 году доля легковых автомобилей и коммерческих транспортных средств составила около 56%, сумма контрактов которых равнялась 124,1 млрд евро [11]. Увеличение объемов нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей было составило 10,1% [11]. Для коммерческих транспортных средств оно равнялось 2,8% [11].

С 2005 года замедлились темпы роста сдаваемой в лизинг недвижимости [10]. В 2009 году в данном секторе наблюдалось самое резкое падение объемов нового бизнеса -31 % (2008 – -21,6%) [10]. В 2010 году сегмент недвижимости вырос на 15,3% [11]. Самым популярным объектом недвижимости, сдаваемой в лизинг стали промышленные здания (29%) и офисные здания (20%) [11].

В 2010 году наибольшее падение в сегменте оборудования претерпели суда, самолеты, подвижный состав (-20%) [10]. Доля предоставляемых в лизинг машин и промышленного оборудования (составляющие 55% от объемов оборудования с новых контрактов на сумму  124,1 млрд евро) по-прежнему остаются крупнейшим активом, сдаваемым в лизинг на европейском рынке [11].

Примерно три четверти оборудования, включая транспортные средства, было передано в лизинг предприятиям частной формы собственности, 18 % –   физическим лицам, и только 4 % – общественным организациям [11].

На мировом лизинговом рынке выделяется группа лизингодателей, обслуживающих ТНК. Несмотря на все более свободный доступ товаров на зарубежные рынки и широкие возможности выбора способов выхода на них (через внешнюю торговлю, передачу технологии), ТНК предпочитают прямые инвестиции, в том числе лизинговые операции [8]. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам зарубежных стран. Обладая развитой сетью филиалов, они могут оперативно переориентировать финансовые потоки на более доходные рынки. Также ТНК активно внедряются на рынки развивающихся стран с переходной экономикой в целях расширения сбыта своей продукции. Преимущества ТНК на мировом рынке лизинговых услуг состоят в больших финансовых возможностях, наличии освоенных рынков сбыта, обширной сети филиалов.

Важной проблемой международных  лизинговых сделок является начисление двойной амортизации [8]. В результате таких операций участники пользуются преимуществами налогового законодательства различных стран: лизингодатель и лизингополучатель могут относить на себестоимость амортизационные отчисления по объекту лизинговой сделки. Значительный объем сделок с двойной амортизацией заключается между немецкими и американскими компаниями, при этом лизингодатель в Германии оформляет сделку как оперативный лизинг, а лизингополучатель в США – как финансовый лизинг [8].

Информация о работе Условия осуществления лизинговых операций в Республике Беларусь