Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:30, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Введение………………………………………………………………………………………….
Глава 1. я….
Основные показатели уровня жизни населения России………………………..
1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….
1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..
2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….
3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………………………
| Все | В том числе по социально-демографическим группам | ||
трудоспособное | пенсионеры | дети | ||
Российская Федерация | ... | ... | ... | ... |
Центральный |
|
|
|
|
Белгородская область | 2884 | 3118 | 2276 | 2866 |
Брянская область | 2856 | 3062 | 2335 | 2823 |
Владимирская область | 3222 | 3468 | 2693 | 3059 |
Воронежская область | 2791 | 3067 | 2176 | 2750 |
Ивановская область | 2942 | 3206 | 2277 | 2956 |
Калужская область | 3207 | 3470 | 2582 | 3124 |
Костромская область | 2904 | 3188 | 2250 | 2775 |
Курская область | 2724 | 2989 | 2218 | 2494 |
Липецкая область | 2621 | 2876 | 1958 | 2629 |
Московская область | 3830 | 4267 | 2831 | 3605 |
Орловская область | 2635 | 2870 | 2235 | 2466 |
Рязанская область | 2984 | 3230 | 2443 | 2921 |
Смоленская область | 3181 | 3429 | 2546 | 3136 |
Тамбовская область | 2473 | 2740 | 1925 | 2441 |
Тверская область | 3029 | 3347 | 2361 | 2988 |
Тульская область | 2786 | 3104 | 2170 | 2829 |
Ярославская область | 2931 | 3273 | 2158 | 2874 |
г.Москва | 5124 | 5795 | 3533 | 4381 |
Северо-Западный |
|
|
|
|
Республика Карелия | 3670 | 4040 | 2847 | 3347 |
Республика Коми | 4525 | 4868 | 3500 | 4333 |
Архангельская область | 3993 | 4358 | 3142 | 3746 |
Вологодская область | 3529 | 3843 | 2754 | 3315 |
Калининградская область | 3646 | 3933 | 2879 | 3422 |
Ленинградская область | 3261 | 3477 | 2414 | 3178 |
Мурманская область | 5287 | 5464 | 4435 | 5247 |
Новгородская область | 3200 | 3524 | 2430 | 3192 |
Псковская область | 2935 | 3221 | 2324 | 2766 |
г.Санкт-Петербург | 3497 | 3989 | 2580 | 3062 |
Ненецкий авт.округ | 5783 | 6317 | 4313 | 5601 |
Южный |
|
|
|
|
Республика Адыгея | 2880 | 3123 | 2352 | 2822 |
Республика Дагестан | 2416 | 2567 | 1846 | 2305 |
Республика Ингушетия | 2766 | 3016 | 2177 | 2523 |
Кабардино-Балкарская Республика | 2504 | 2693 | 1896 | 2406 |
Республика Калмыкия | 2623 | 2837 | 2076 | 2537 |
Карачаево-Черкесская Республика | 2628 | 2854 | 2142 | 2467 |
Республика Северная Осетия - Алания | 2579 | 2781 | 2095 | 2466 |
Чеченская Республика1) | 3012 | 3333 | 2294 | 2769 |
Краснодарский край | 3172 | 3402 | 2641 | 3061 |
Ставропольский край | 2970 | 3216 | 2328 | 2846 |
Астраханская область | 2783 | 3040 | 2089 | 2653 |
Волгоградская область | 2726 | 2965 | 2148 | 2724 |
Ростовская область | 3021 | 3274 | 2364 | 2970 |
Приволжский |
|
|
|
|
Республика Башкортостан | 2967 | 3171 | 2439 | 2887 |
Республика Марий Эл | 2737 | 2952 | 2041 | 2667 |
Республика Мордовия | 2788 | 3038 | 2141 | 2693 |
Республика Татарстан | 2749 | 3027 | 1989 | 2720 |
Удмуртская Республика | 3011 | 3217 | 2412 | 2866 |
Чувашская Республика | 2736 | 2932 | 2197 | 2679 |
Кировская область | 3055 | 3343 | 2306 | 3049 |
Нижегородская область | 3260 | 3524 | 2612 | 3199 |
Оренбургская область | 2712 | 2944 | 2075 | 2683 |
Пензенская область | 2955 | 3202 | 2395 | 2832 |
Пермская область1) | 3428 | 3666 | 2756 | 3296 |
Самарская область | 3731 | 4124 | 3008 | 3522 |
Саратовская область | 2875 | 3141 | 2169 | 2879 |
Ульяновская область | 2930 | 3158 | 2332 | 2836 |
Коми-Пермяцкий авт.округ2) | 2801 | 3078 | 2055 | 2789 |
Уральский |
|
|
|
|
Курганская область | 2967 | 3241 | 2287 | 2843 |
Свердловская область | 3436 | 3711 | 2720 | 3270 |
Тюменская область | 3265 | 3463 | 2475 | 3250 |
Челябинская область | 2967 | 3232 | 2188 | 2986 |
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра | 5113 | 5380 | 4172 | 4848 |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 6000 | 6209 | 4420 | 5688 |
Сибирский |
|
|
|
|
Республика Алтай | 3849 | 4125 | 3013 | 3604 |
Республика Бурятия | 3508 | 3791 | 2690 | 3339 |
Республика Тыва | 3301 | 3534 | 2520 | 3198 |
Республика Хакасия | 3236 | 3463 | 2474 | 3270 |
Алтайский край | 2947 | 3155 | 2358 | 2871 |
Красноярский край | 3725 | 4050 | 2675 | 3611 |
Иркутская область | 3354 | 3591 | 2618 | 3221 |
Кемеровская область | 2974 | 3221 | 2138 | 2995 |
Новосибирская область | 3684 | 3966 | 2937 | 3627 |
Омская область | 3368 | 3584 | 2784 | 3246 |
Томская область | 3557 | 3817 | 2693 | 3400 |
Читинская область | 3495 | 3738 | 2683 | 3343 |
Агинский Бурятский авт.округ | 3331 | 3640 | 2692 | 3093 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ | 7086 | 7499 | 5235 | 6628 |
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ | ... | ... | ... | ... |
Эвенкийский авт.округ | 6591 | 6893 | 5479 | 6164 |
Дальневосточный |
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) | 5403 | 5848 | 4054 | 5099 |
Приморский край | 4342 | 4672 | 3351 | 4175 |
Хабаровский край | 4789 | 5141 | 3608 | 4604 |
Амурская область | 4303 | 4615 | 3275 | 4139 |
Камчатская область | 6673 | 7324 | 5023 | 6403 |
Магаданская область | 5318 | 5624 | 3806 | 5187 |
Сахалинская область | 5921 | 6264 | 4882 | 5533 |
Еврейская авт.область | 3887 | 4241 | 3125 | 3637 |
Корякский авт.округ | 9232 | 9651 | 8082 | 9123 |
Чукотский авт.округ | 8147 | 8416 | 6341 | 8075 |
1. Величина прожиточного минимума установлена Распоряжением губернатора Пермского края от 20.10.06г. № 346-р 2. Величина прожиточного минимума установлена Постановлением главы Администрации округа от 05.10.06г. № 274. |
Наборы продуктов и услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.
Индекс потребительских цен прожиточного минимума является относительной величиной. Он характеризует изменение стоимости минимальной «потребительской корзины», а также показывает, насколько дороже или дешевле стали реальные условия жизни для низкодоходной части населения. Индекс рассчитывается по формуле Ласпейреса.
С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:
- полная индексация. Она осуществляется в точном соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги;
- частичная индексация. Она осуществляется в определенной пропорции к индексу цен.
Чем выше уровень индексации доходов, тем более существенное влияние она оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее рассасывается неудовлетворенный спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы и т. п.
Особенно остро вопрос об индексации стоит в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный уровень доходов или рост доходов которых значительно отстает от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения). В этих условиях необходимы дотации к растущим розничным ценам.
Дотации к розничным ценам являются результатом отклонения цен на ряд товаров ниже их стоимости. Величина дотации определяется как разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Дажб если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.
Источниками дотаций являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.
Таким образом, важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе
может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.
В повышении уровня жизни населения в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:
1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;
2) социальные гарантии. К ним относятся право на труд, удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;
3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;
4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;
5) развитие социальной активности всех членов общества. Оно предполагает раскрытие и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;
6) гражданская сплоченность всех составляющих общество социальных слоев и групп, усиление социальной однородности общества.
Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России.
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения.
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.
Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих (Таблица 3). Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.
Покупательная способность денежных доходов населения – отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.
Средний размер назначенной месячной пенсии пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.
Таблица 3
Денежные доходы и расходы населения.
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Доходы: |
|
|
|
|
Млрд.руб. в % к предыдущему году | 7099,9 в 8,5 р. | 79949,0 в 11,3 р. | 364834,1 в 4,6 р. | 942354,3 в 2,6 р.
|
Расходы: |
|
|
|
|
на покупку товаров и оплату услуг млрд. руб. в % к предыдущему году |
5174,7 в 10 р. |
55066,4 в 10,6 р.
|
235427,0 в 4,3 р. |
663757,9 в 2,8 р. |
Обязательные платежи и добровольные взносы млрд. руб. в % к предыдущему году
|
580,6 в 8,4 р. |
6087,1 в 10,5 р.
|
24778,9 в 4,1 р. |
63473,9 в 2,6 р. |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах млрд. руб. в % к предыдущему году
|
337,7 207,4 |
4959,2 в 14,7 р. |
23681,5 в 4,8 р. |
46971,0 в 2,0 р. |
Покупка валюты млрд. руб. в % к предыдущему году |
39,2 - |
6426,8 164,0 |
64552,2 в 10,0 р. |
135007,0 в 2,1 р. |
Превышение денежных доходов над расходами: млрд. руб. в % к предыдущему году |
967,7 в 11,9 р.
|
7409,5 в 7,7 р. |
16394,5 в 2,2 р. |
33144,5 в 2,0 р. |
В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2002 году разница между доходами и расходами была 967,7 млрд.руб., в 2003году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения.[6]
В объеме денежных доходов населения в 2003-2005 годах учтены смешанные предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке, в том числе завезенных из других стран.
В структуре доходов в 2005 году 39% составила оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимали 17%.
В структуре использования денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку иностранной валюты и прироста денег на руках.
Таблица 4
Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей).[7]
| 2003 | 2004 | 2005 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего в экономике | 58663 | 220351 | 483629 |
Промышленность | 63447 | 228528 | 558142 |
Сельское хозяйство | 36019 | 111266 | 225743 |
Строительство | 77979 | 283295 | 660129 |
Транспорт | 88361 | 330231 | 760662 |
Связь | 62969 | 271448 | 580094 |
Торговля, общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки |
46773 |
173411 |
416038 |