Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ
1 Уровень жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни
1.2 Концепции уровня жизни
1.3 Показатели уровня жизни
2 Факторы уровня жизни
2.1 Виды факторов, влияющих на уровень жизни
2.2 Система мер по повышению уровня и качества жизни
3 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
3.1 Показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь
3.2 Анализ уровня жизни населения в Республике Беларусь
3.3 Пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Основные показатели доходов населения
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные показатели уровня жизни………………
• количественные показатели, которые отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг.
• качественные показатели, которые раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).[9, с. 388]
Для оценки уровня жизни применяют такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Потребление основных продуктов на душу населения — это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональные).
Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Например, зная общее количество населения, можно определить реальную норму потребления, скажем, сахара; предположим, 3,5 кг на 1 человека (или на душу населения).
Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже.[5, с. 315]
Потребительский бюджет семьи — семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год. Потребительский бюджет бывает фактический, нормативный (рациональный), минимальный.
Прожиточный минимум — стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.
Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.
Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).
Система показателей уровня жизни населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используется для международных сопоставлений. Сюда включается 12 групп показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.[16, с. 99]
Таким образом, для измерения уровня жизни населения необходимо использовать множество показателей. Такие показатели могут образовывать целые системы, которые наилучшим образом будут подходить для измерения уровня жизни в определенной стране.
2 Факторы уровня жизни
Уровень жизни – это динамическая категория, которая испытывает на себе воздействие множества факторов. Определение уровня жизни – сложный процесс. Так как он зависит от состава и величины потребностей общества и в то же время ограничивается возможностями по их удовлетворению, исходя из различных факторов.
Выделяют так называемую укрупненную классификацию факторов, оказывающих существенное влияние на уровень жизни. Данные факторы приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Факторы, влияющие на уровень жизни
Внешние факторы | Внутренние факторы |
1. Экономико-географическое положение | 1. Доходы населения |
2. Природно-климатические условия | 2. Потребление и расходы населения |
3. Природно-ресурсный потенциал | 3. Денежные сбережения, накопленное имущество и жилище |
4. Демографический потенциал и структура населения | 4. Соотношение уровня доходов и стоимости жизни |
5. Структура и специализация хозяйства | 5. Социальная дифференциация населения |
6. Финансовая обеспеченность | 6. Малообеспеченные слои населения |
7. Тип (уровень) социально-экономического развития региона | 7. Характеристика состояния отраслей социальной сферы |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с. 80].
Все факторы оказывают огромное влияние на жизнь населения различных регионов, и при одинаковых статистических показателях уровень жизни в различных регионах может существенно различаться. Наиболее простым примером может служить то, что при одинаковой заработной плате, даже при одинаковых ценах на товары, люди, живущие в условиях холодного климата, будут вынуждены приобретать больше одежды, чем жители жарких мест. А сложнее всего придется населению, проживающему в условиях резко-континентального климата, где люди вынуждены иметь два набора одежды для холодных и жарких периодов. Или, например, при одинаковой доступности водных источников, вода, в одном случае, может быть пригодна для питья, а в другом иметь совершенно неприемлемый для человеческого организма минеральный состав.
Не меньшее значение имеют и географические факторы, связанные с экономическим, социальным, политическим развитием региона.
Огромное влияние на жизнь населения оказывает экономико-географическое положение, транспортно-географическое положение, приграничное положение, производственно-
Именно поэтому некоторые исследователи данной области вводят определенный географический показатель, который корректирует статистическое многообразие экономических, социальных и прочих показателей уровня жизни на географические особенности, свойственные той или иной территории.
В этом географическом коэффициенте ГКУЖН (Географический коэффициент уровня жизни населения) учитываются два выше обозначенных основных показателя: первый из которых характеризует природные физико-географические особенности уровня жизни населения на данной территории, второй же - экономико-географические особенности.[4]
Стоит отметить, что некоторые авторы главным образом выделяют факторы, которые оказывают влияние на снижение уровня жизни. К ним относят:
низкий уровень оплаты труда;
рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;
длительное время сохраняющуюся крупномасштабную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.[11, с. 79]
Таким образом, на уровень жизни населения большое влияние оказываю различные факторы ‒ внешние и внутренние. При этом они могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на данную категорию.
Социальная политика ‒ это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.[6, с. 275]
Объект социальной политики ‒ отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:
1) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
2) обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
5) формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;
6) создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализация в свободном труде.[7, с. 342]
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Из этого можно сделать вывод, что стимулирующая функция – это главная функция социальной политики. То есть происходит содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствование отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции. Она предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Данные функции неразрывно связаны друг с другом. Так, ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обуславливает неоправданное нарастание социальной дифференциации и напряженности в обществе.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
микроуровень – социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
макроуровень – региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
интеруровень – межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидация бедности и отсталости некоторых стран.[6, с. 276]
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей.