Уровень жизни населения и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Уровень жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни
1.2 Концепции уровня жизни
1.3 Показатели уровня жизни
2 Факторы уровня жизни
2.1 Виды факторов, влияющих на уровень жизни
2.2 Система мер по повышению уровня и качества жизни
3 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
3.1 Показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь
3.2 Анализ уровня жизни населения в Республике Беларусь
3.3 Пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Основные показатели доходов населения
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные показатели уровня жизни………………

Работа содержит 1 файл

первая глава.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

          Однако такая трактовка качества жизни имеет ряд недостатков. Во-первых, приведенные показатели характеризую не качество жизни, а ряд факторов, определяющих его. Во-вторых, все показатели, кроме первого, входят в систему показателей уровня жизни, дублируя их. Наконец, ряд показателей причислен к характеризующим качество жизни необоснованно. Так, плотность населения в одних случаях влияет на качество жизни положительно, в других ‒  отрицательно.

          Экспертами предложены разные, часто очень отличающиеся структуры качества жизни. Для характеристики каждой структуры существуют свои категории. Это качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества), качество трудовой и предпринимательской жизни, качество социальной инфраструктуры, качество окружающей среды, личная безопасность, удовлетворенность людей качеством своей жизни.

Качество общества наряду с качеством внешней среды его жизнедеятельности является одним из двух начал качества жизни. Оно раскрывает существенное в отдельных личностях (их здоровье, включающее экологию личности, образование, мировоззрение и др.), в населении (рождаемость, смертность, объем рабочей силы и др.), в семейной жизни (создание, сохранение и прочность института семьи, зашита прав и воспитание детей и др.), в отдельных социальных группах (в группах риска - больные алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией, психическими расстройствами и другими социальными болезнями), а также в группах лиц с ограниченными трудовыми возможностями (утратившие трудоспособность по возрасту, инвалидности) и др.

Качество трудовой и предпринимательской жизни необходимо выделять как самостоятельный компонент качества жизни. Данная сфера деятельности (материальное, духовное производство и наука) является фундаментальной для обеспечения качества жизни. Труд и предпринимательство играют центральную роль в жизни не менее половины населения. Результаты и последствия этой составляющей качества жизни непосредственно влияют на все стороны общественной жизни.

Наряду с качеством общественно полезного труда при характеристике качества трудовой жизни необходимо давать оценку качества трудовой среды. Оно характеризуется существованием условий для достойного труда. Сюда относятся тип труда (преимущественно физический или умственный), возможности проявления в процессе труда творчества и самостоятельности, смена видов деятельности и продвижение по службе, соблюдение интересов работников, а также безопасность и охрана труда.

Качество социальной инфраструктуры представляет собой характеристику сферы услуг населению. В отличие от сферы труда и предпринимательства сфера услуг населению имеет дело не с материальным и духовным производством, а с организацией распределения, обмена и потребления. В этой сфере качество жизни характеризуется качеством произведенных товаров и информации (знаний).

Социальная инфраструктура представлена рядом основных институтов (организаций): образования, культуры и телекоммуникаций; занятости, внутренней и внешней миграции; здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма; социальной зашиты населения; жилищного фонда, пассажирского транспорта и дорожного хозяйства; торговли, общественного питания и бытового обслуживания; денежного обслуживания населения.

Качество окружающей среды включает в себя природные условия и экологическую устойчивость. Природные различия (климат, состав земной коры, характер поверхности и др.) существенно влияют на качество жизни.

Личная безопасность выступает одной из сущностных составляющих качества жизни. В современных условиях вследствие возникновения крупных конфликтов в сфере интересов и обусловленного этим распространения международного терроризма, а также расширения локальных войн обеспечение личной безопасности превратилось в крупную международную проблему.

Удовлетворенность качеством жизни отражает субъективные оценки людьми своего положения. Этим данный компонент отличается от всех других и потому приобретает самостоятельное значение. Отечественными исследователями справедливо отмечается сложный характер взаимосвязи объективных условий жизни и субъективных ощущений. Нередко люди, имеющие лучшие материальные условия, менее удовлетворены жизнью, чем находящиеся в относительно худших условиях.

Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30‒40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.

          Таким образом, значимой характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Он зависит от степени развитости потребностей людей в данном обществе, а так же от количества и качества материальных и нематериальных (духовных) благ и услуг, которые может предоставить людям это общество. Качество жизни – это субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Данная категория включает в себя качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества), качество трудовой и предпринимательской жизни, качество социальной инфраструктуры, качество окружающей среды, личная безопасность, удовлетворенность людей качеством своей жизни.

 

1.2 Концепции уровня жизни

 

          Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Существует множество подходов к определению сущности, структуры данного понятия. Но в данной работе я бы хотела рассмотреть различия в подходах определения составных компонентов уровня жизни в концепции ООН и шведской модели. Составляющие уровня жизни представлены в таблице 1.2.[10, с. 140]

          Принципиальные отличия касаются иерархии ценностей. Согласно концепции ООН, нет ничего дороже жизни человека, поэтому, как видно из таблицы, первостепенное значение имеют здоровье людей и их питание. В то время как в шведской модели здоровье занимает пятую позицию, а питание только восьмую. Исследования западных учёных показали непосредственную связь между уровнем жизни, качественным составом питания и эффективностью человеческого труда. От своевременного возмещения энергетических затрат, зависит работоспособность конкретного лица. Недостаточное питание может стать причиной прогулов, что сказывается на эффективности труда. Рассмотрены связи между потреблением, производительностью труда и заработной платы на основе показателей «эффективный час работы». Выяснилось, что существует определённый уровень «эффективности» заработный платы (а значит и объёма потребления), отклонения от которого никому не выгодны – ни предприятиям, ни работникам.

       

 

 

 

 

Таблица 1.2 – Состав компонентов уровня жизни в различных концепциях

 

Компоненты уровня жизни

Концепция ООН

Шведская модель

1.       Здоровье

1.       Труд и условия труда

2.       Потребление продуктов питания

2.       Экономические возможности

3.       Образование

3.       Политические возможности

4.       Занятость и условия труда

4.       Школьное обучение

5.       Жилищные условия

5.       Здоровье и использование медицинской помощи

6.       Социальное обеспечение

6.       Социальные возможности (формирование семьи и семейных отношений)

7.       Одежда

7.       Жилище

8.       Отдых и свободное время

8.       Питание

9.       Права человека

9.       Свободное время и его проведение

Примечание – Источник: [10, с. 140, таблица 11].

 

          Таким образом, целевая установка концепции уровня жизни ООН позволяет органично увязать все его компоненты и максимально приблизиться к концепции качества жизни.

          Шведская модель концепции уровня жизни делает установку на труд. Это можно видеть из таблицы, так как категория «труд и условия труда» занимает первое место. На втором месте стоят экономические возможности, а на третьем расположились политические. То есть уровень жизни, прежде всего, связан с трудом, экономическими и политическими возможностями, поскольку политический механизм страны в той или иной степени влияет на уровень жизни различных слоёв населения через конкретную социальную политику. Данную концепцию можно считать концепцией «качества трудовой жизни».

          Концепция качества жизни формирует совокупность условий, определяющих совокупность физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Здесь речь идёт не только об объективных факторах, определяющих качество жизни (питание, жилище, образование, занятость и т.д.), но и субъективном восприятии человеком уровня своего благополучия и таких понятий, как счастье, удовлетворённость, удовольствие. Например, необходимым компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворённость состоянием здоровья, женитьбой (замужеством), семейными отношениями, работой, финансовым положением, жилищными условиями, возможностями получения образования, возможностью к созиданию и т.д.

          Концепция качества жизни включает взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующие как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.

          Таким образом, есть две концепции уровня жизни: концепция ООН и шведская модель. Они включают в себя как одинаковые, так и различные компоненты. Но, не смотря на различия в подходах иерархии ценностей, в обеих моделях уровень жизни населения имеет особую значимость и является обобщающим показателем не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.

 

1.3 Показатели уровня жизни

         

        Уровень жизни населения является сложным образованием, включающим ряд элементов. Поэтому для отражения его размеров и структуры разработана система показателей.

          Существует классификация показателей по отдельным признакам.

1        По методам измерения показатели делятся:

•          на статистические, полученные на основе отчетности;

•          нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;

•          аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей;

•          оценки, полученные на основе опросов населения;

•          экспертные оценки специалистов.

2        По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на:

•          общие показатели уровня жизни — это объем на душу населения национального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национального богатства (объем накопленного потребительского имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения). Эти данные характеризуют степень социально-экономического развития общества.

•          частные показатели уровня жизни населения. К ним можно отнести уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем, уровень социального обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

3        По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на:

•          экономические показатели, которые отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Эти показатели прямо связаны с воспроизводством рабочей силы. Например, номинальные и реальные доходы, занятость и т. д.

•          социально-демографические показатели, которые характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы (численность населения, отдельных его слоев и групп, продолжительность жизни, индексы смертности, рождаемости и др.).

4        По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на:

•          стоимостные показатели. К ним относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

•          натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

5        По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения делятся на:

Информация о работе Уровень жизни населения и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь