Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.
Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь.
Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в целом и в Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Теоретические подходы к определению уровня жизни 6
2.Характеристика основных показателей уровня жизни населения Республики Беларусь. 13
3.Основные направления повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - ХАБИБИ .doc

— 930.50 Кб (Скачать)

    Стоит добавить несколько слов по показателям, влияющим на качество жизни, и так же учитываемых людьми при выборе страны проживания. Естественно, что все хотят жить в безопасности, но в наше время, когда доходы одних слоёв могут в несколько раз превышать доходы других и увеличивается социальное отчуждение, зачастую некоторые берутся повысить свой уровень жизни за счёт силы и власти. Если за весь 1990 год  было совершено 75 699 преступлений, то в 2009 году уже 180 424 преступления (103 082 из них кражи). И если ранее «лидером» по преступности была Гомельская область, то теперь значительная доля преступлений приходится на столицу. Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость этих преступлений осталась практически на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто 69,9 тысяч преступлений, а в 2009 году 77,8 тысяч). Но несмотря на это, у жителей страны прочно сложился стереотип, что у нас мирное государство, и никто не боится ходить ночью по улицам. [16, с. 279-281]

    Безопасность  граждан зависит не только преступности. По-прежнему природа имеет значительное влияние на человека. Начиная с того, что она является источником продуктов питания и различных ресурсов, и заканчивая тем, что в результате какой-либо природной катастрофы может погибнуть множество людей. К счастью, стране не угрожают землетрясения, вулканы, смерчи или ужасные ураганы, но ведь не только природа может разрушать то, что создано человеком, человек в процессе своей хозяйственной деятельности постоянно наносит ей немалый урон. Недостаток ресурсов, загрязнение окружающей среды – всё это не самым лучшим образом сказывается на здоровье людей. Понимая это, правительства многих стран выделяют средства на охрану и восстановление природы. Всего за шесть лет в стране эта сумма увеличилась более, чем в двое. В 2003 году она составляла 578 миллиардов рублей, а в 2009 году уже 1647 миллиарда. И эти средства принесли пользу. Например, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились в 2009 году до 1 миллиона 522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч в 1990 году. А сброс сточных вод за те же годы снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118 миллионов м3. На самом деле это очень высокие показатели, так как государство находит время и деньги следить за общей экологией, не смотря на то, что треть территории страны загрязнена радиацией и требует не меньших мер. [16, с. 288, 292, 300]

    Подробно  рассмотрев самые основные показатели уровня жизни, в качестве завершающей  черты стоит рассмотреть индекс развития человеческого потенциала. В этом рейтинге Беларусь стабильно занимает место в числе стран, отнесённых в группу с высоким уровнем человеческого развития, в то время как половина из 17 стран с переходной экономикой относится к группе со средним уровнем ИРЧП. Отмеченный в 2009 году уровень в 0,817 является самым высоким среди стран СНГ и выше среднего по странам с переходной экономикой. Следует отметить что такой уровень достигается в основном за счет высокого уровня образованности и увеличения средней продолжительности жизни, в то время как объём ВВП последние годы практически не имеет влияния на уровень ИРЧП. В 2010 году Беларусь поднялась на 61-е место по ИРЧП среди 169 стран. Эти результаты говорят о том, что у Беларуси значительные достижения по таким показателям, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, достижения в области

образования и  в области доходов. [22; 23] 

3. Основные направления повышения уровня жизни населения Республики Беларусь

    Главной целью социальной политики любого государства  является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на  совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).

    Для реализации социальной политики государством разрабатываются различные социально-экономические программы. В данное время в Республике Перу являются основными:

  • Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года
  • Государственная программа  по преодолению  последствий катастрофы на ЧЭС на 2006-2010 годы
  • Государственная программа возрождения  и развития села на 2005-2010 годы
  • Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

    Кроме того создано множество целевых  программ, таких как: Президентская  программа «Дети Беларуси», Республиканская  программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.

    Как все эти программы, так и социальная политика в общем разрабатываются для того, чтобы каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.

    Как бы не отличались уровни экономического развития различных стран, но за многие годы не придумали ни каких особо  новых и сверх-результативных способов повышения уровня жизни. Они в  принципе остаются одни и те же, только имеют различную специфику в разных странах. В Республике Беларусь, будут применяться практически все методы, что применяются в высокоразвитых странах. Так же будет немало и каких-либо своих методов, и интенсивность всего комплекса этих мероприятий будет гораздо большей. На основе анализа уровня жизни за последнее десятилетие, социально-экономических программ, разработанных правительством, и тенденции их реализации, можно выделить следующие пути повышения уровня жизни в нашей республике:

  • Создание  условий для общего роста реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; повышения их реального содержания; повышение роли оплаты труда, как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения.
  • Создание  условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для  удовлетворения своих потребностей. Обеспечение рациональной занятости  населения на основе сохранения рабочих  мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики (поддержка малого бизнеса).
  • Снижение  уровня малообеспеченности путём совершенствования  государственной адресной социальной помощи и рационализации системы льгот; развития системы пенсионного обеспечения и повышения реальной пенсии по возрасту; совершенствования механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования.
  • Для улучшения  демографической ситуации необходимо не только принимать меры по повышению рождаемости и снижению смертности, но также должна быть обеспечена государственная и правовая защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка семей в связи с рождением и воспитанием детей; укрепление престижа семьи в обществе.
  • В сфере  образования необходимо обеспечить доступность всех уровней образования, совершенствования их качества как  при помощи внедрения новых информационных образовательных технологий, так  и расширяя использование тех  технологий, которые сберегают здоровье учащихся; приведение системы образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; повышение качества подготовки специалистов высокой квалификации с учётом  с требований национальной экономики.
  • В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе внедрения передовых медицинских технологий, создания научно-практических центров и перераспределение ресурсов и медицинских кадров со стационарной на амбулаторно-поликлиническую и мобильную формы оказания медицинских услуг; разработка и принятие эффективных мер по искоренению вредных привычек, поддержки и пропаганды здорового образа жизни.
  • Так же организовать работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей; создать эффективную правовую и законодательную базы и противодействовать криминализации жизни общества.

    Как бы красиво и оптимистично ни выглядело  это всё на бумаге, однако в реальной жизни дело обстоит гораздо сложнее. Если говорить обобщённо, то сравнительно низкий уровень жизни в стране сочетается с очень высокой грамотностью и уровнем образования населения. Население любой страны является её человеческим и социальным капиталом, особенностью которого является тот факт, что в процессе его использования он только приумножается. Однако если не находить ему применение, социальный капитал будет уменьшаться как количественно, так и качественно.

    Одним из таких последствий и одновременно барьером к дальнейшему развитию является «привыкание к бедности». Около 30% населения живет за чертой бедности. Длительное нахождение в такой экономической ситуации в сочетании с национальным менталитетом, приводит к тому, что люди теряют стимулы к труду (давать их должна заработная плата, но она не только низкая, но и выплачивается зачастую несвоевременно) и стереотипы нормально обеспеченной жизни. В результате это порождает ещё большее обеднение и невозможность выйти из неё.

    Во-вторых, не смотря на то, что уровень образования в Беларуси очень высок, престиж и заработная плата работников науки находится на низком уровне. Это в свою очередь порождает трудовую и научную миграцию за границу в поисках большей оплаты труда, возможностей самореализации и лучшего уровня жизни. Как обычный человек, найдя стабильность за границей, старается перевезти туда свою семью, так и учёные «вывозят» следом за собой аспирантов и младших научных сотрудников, которыми они руководят. А между тем, подготовка одного доктора наук обходится нашей стране в 600 тысяч долларов США. Это весьма отрицательно сказывается как на экономике в настоящее время, так и на её перспективном развитии. Из мирового опыта известно, что опережающее развитее образования прямо влияет формирование инвестиционной привлекательности страны и обеспечивает технологический прорыв. Если так и дальше будет продолжаться, то страна будет терпеть убытки в трёхкратном размере: тратить средства на подготовку кадров, не получать от них прибыли из-за их эмиграции и не даже не надеяться ни на какие иностранные инвестиции.

    Третьей причиной является юридическая неосведомлённость населения. Начиная с того, что люди очень часто не знают о полагающихся им льготам, выплатам и преимуществам; также не имеют практического опыта защиты своих нарушенных прав (вследствие не соблюдение их реализатором либо нарушение им законов); и заканчивая тем, что, имея какие-либо проекты, люди не знают как их реализовать и в результате проекты либо остаются нереализованными, или прибыль за них получает другой человек. Порой бывает и так, что человек знает все свои права, но намеренно не берётся решать проблему, так как это приведёт к возникновению бесчисленного множества мелких проблем и огромным затратам времени.

    Таким образом, можно сделать выводы, что уровень жизни в Республике Беларусь никак нельзя назвать очень низким, но и от уровня показателей ИРЧП в таких странах как США (0,902),  Норвегия (0,938), Канада (0,888), Швеция (0,885) он на данном этапе сильно отстаёт. С тех пор как Беларусь стала суверенным и независимым государством, очень много сделано для повышения уровня жизни, во многих показателях мы лидируем среди бывших советских республик. Многое делается и сейчас. Это можно видеть по тому, что глава государства не сидит в своём кабинете, а постоянно взаимодействует с народом; по наличию множества программ социально-экономического развития, которые задают темп и прогнозируют рост уровня и качества жизни на ближайшие пяти- и десятилетия. Однако у всех этих программ есть минус: реально работают они только первые 2-3 года. Другими словами, только с началом реализации какой-либо программы проявляется наибольший «энтузиазм», реальные показатели превышают заданные. Затем темпы мероприятий сокращаются, показатель зачастую даже не доходят до заданных. А при подведении итогов, даже если и оказывается, что все планы выполнены, то стоит помнить, что это среднереспубликанские показатели и скорее всего качественная реализация мероприятий в городах компенсировала «невнимательность» к сельским населённым пунктам. Так же много предстоит ещё сделать. Тут нужно делать ставку на молодое поколение, так как оно более мобильно к быстро меняющимся условиям рыночной экономики и её принципы более соответствуют их интересам, в то время как старшему поколению более присущ консерватизм и они жили и воспитывались в других идеологических условиях. На мой взгляд, государство в состоянии воспитать не одно поколение высокообразованных, инициативных белорусов, которые будут иметь не только высокие, но также и актуальные моральные ценности. И возможно благодаря им страна достигнет таких же показателей уровня жизни, как, например, в ЕвроСоюзе, быстрее, чем планировалось. [15, с.23]

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь