Стоит
добавить несколько слов по показателям,
влияющим на качество жизни, и так же учитываемых
людьми при выборе страны проживания.
Естественно, что все хотят жить в безопасности,
но в наше время, когда доходы одних слоёв
могут в несколько раз превышать доходы
других и увеличивается социальное отчуждение,
зачастую некоторые берутся повысить
свой уровень жизни за счёт силы и власти.
Если за весь 1990 год было совершено
75 699 преступлений, то в 2009 году уже 180 424
преступления (103 082 из них кражи). И если
ранее «лидером» по преступности была
Гомельская область, то теперь значительная
доля преступлений приходится на столицу.
Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности
возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость
этих преступлений осталась практически
на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто
69,9 тысяч преступлений, а в 2009 году 77,8 тысяч).
Но несмотря на это, у жителей страны прочно
сложился стереотип, что у нас мирное государство,
и никто не боится ходить ночью по улицам.
[16, с. 279-281]
Безопасность
граждан зависит не только преступности.
По-прежнему природа имеет значительное
влияние на человека. Начиная с того, что
она является источником продуктов питания
и различных ресурсов, и заканчивая тем,
что в результате какой-либо природной
катастрофы может погибнуть множество
людей. К счастью, стране не угрожают землетрясения,
вулканы, смерчи или ужасные ураганы, но
ведь не только природа может разрушать
то, что создано человеком, человек в процессе
своей хозяйственной деятельности постоянно
наносит ей немалый урон. Недостаток ресурсов,
загрязнение окружающей среды – всё это
не самым лучшим образом сказывается на
здоровье людей. Понимая это, правительства
многих стран выделяют средства на охрану
и восстановление природы. Всего за шесть
лет в стране эта сумма увеличилась более,
чем в двое. В 2003 году она составляла 578
миллиардов рублей, а в 2009 году уже 1647
миллиарда. И эти средства принесли пользу.
Например, выбросы загрязняющих веществ
в атмосферу снизились в 2009 году до 1 миллиона
522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч в 1990
году. А сброс сточных вод за те же годы
снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118
миллионов м3. На самом деле это очень
высокие показатели, так как государство
находит время и деньги следить за общей
экологией, не смотря на то, что треть территории
страны загрязнена радиацией и требует
не меньших мер. [16, с. 288, 292, 300]
Подробно
рассмотрев самые основные показатели
уровня жизни, в качестве завершающей
черты стоит рассмотреть индекс
развития человеческого потенциала.
В этом рейтинге Беларусь стабильно
занимает место в числе стран, отнесённых
в группу с высоким уровнем человеческого
развития, в то время как половина из 17
стран с переходной экономикой относится
к группе со средним уровнем ИРЧП.
Отмеченный в 2009 году уровень в 0,817 является
самым высоким среди стран СНГ и выше среднего
по странам с переходной экономикой. Следует
отметить что такой уровень достигается
в основном за счет высокого уровня образованности
и увеличения средней продолжительности
жизни, в то время как объём ВВП последние
годы практически не имеет влияния на
уровень ИРЧП. В 2010 году Беларусь поднялась
на 61-е место по ИРЧП среди 169 стран. Эти
результаты говорят о том, что у Беларуси
значительные достижения по таким показателям,
как ожидаемая продолжительность жизни
при рождении, достижения в области
образования и
в области доходов. [22; 23]
3. Основные
направления повышения
уровня жизни населения
Республики Беларусь
Главной
целью социальной политики любого государства
является обеспечение устойчивого
роста уровня и качества жизни населения
и создание условий для развития человеческого
потенциала. Для этого государство должно
создать в стране такие условия для каждого
её жителя, позволяющие ему собственным
трудом и предприимчивостью обеспечить
свое благосостояние и благосостояние
своей семьи. При этом следует делать акцент
на совершенствование структуры доходов
населения и повышение роли оплаты труда.
Заработная плата должна быть важнейшим
стимулом трудовой активности работников
и основного источника денежных доходов
населения. Кроме того государство должно
выполнять социальные обязательства перед
нетрудоспособными и малообеспеченными
слоями населения и гражданами, оказавшимися
в трудной жизненной ситуации (пенсионеры,
инвалиды, сироты, безработные и др.).
Для
реализации социальной политики государством
разрабатываются различные социально-экономические
программы. В данное время в Республике
Перу являются основными:
- Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2020 года
- Государственная
программа по преодолению последствий
катастрофы на ЧЭС на 2006-2010 годы
- Государственная
программа возрождения и развития
села на 2005-2010 годы
- Государственная
комплексная программа развития
регионов, малых и средних городских
поселений на 2007-2010 годы.
Кроме
того создано множество целевых
программ, таких как: Президентская
программа «Дети Беларуси», Республиканская
программа «Здоровье», Национальная
жилищная программа и др.
Как
все эти программы, так и социальная
политика в общем разрабатываются для
того, чтобы каждый житель нашей страны
мог ощутить реальную заботу, знать, что
про него не забудут, и быть уверенным,
что живет в социально справедливом государстве.
Идеальной социальная политика государства
будет тогда, когда экономически незащищённые
слои населения будут получать от государства
такую поддержку, которая позволит им
жить спокойно, а не пытаться свести концы
с концами, а экономически активные слои
будут проявлять максимум инициативы
для достижения как своих личных целей,
так и общественных.
Как
бы не отличались уровни экономического
развития различных стран, но за многие
годы не придумали ни каких особо
новых и сверх-результативных способов
повышения уровня жизни. Они в
принципе остаются одни и те же, только
имеют различную специфику в разных
странах. В Республике Беларусь, будут
применяться практически все методы, что
применяются в высокоразвитых странах.
Так же будет немало и каких-либо своих
методов, и интенсивность всего комплекса
этих мероприятий будет гораздо большей.
На основе анализа уровня жизни за последнее
десятилетие, социально-экономических
программ, разработанных правительством,
и тенденции их реализации, можно выделить
следующие пути повышения уровня жизни
в нашей республике:
- Создание
условий для общего роста реальных
денежных доходов населения, в том числе
заработной платы, пенсий, стипендий, пособий
и других социальных выплат; повышения
их реального содержания; повышение роли
оплаты труда, как важнейшего стимула
трудовой активности работников и основного
источника денежных доходов населения.
- Создание
условий и возможностей всем трудоспособным
гражданам зарабатывать средства для
удовлетворения своих потребностей.
Обеспечение рациональной занятости
населения на основе сохранения рабочих
мест на жизненно важных и перспективных
предприятиях, создания новых рабочих
мест, в том числе в частном секторе экономики
(поддержка малого бизнеса).
- Снижение
уровня малообеспеченности путём совершенствования
государственной адресной социальной
помощи и рационализации системы льгот;
развития системы пенсионного обеспечения
и повышения реальной пенсии по возрасту;
совершенствования механизмов распределения
доходов через систему налогообложения,
социального страхования.
- Для улучшения
демографической ситуации необходимо
не только принимать меры по повышению
рождаемости и снижению смертности, но
также должна быть обеспечена государственная
и правовая защита брака, семьи, материнства,
отцовства и детства; поддержка семей
в связи с рождением и воспитанием детей;
укрепление престижа семьи в обществе.
- В сфере
образования необходимо обеспечить
доступность всех уровней образования,
совершенствования их качества как
при помощи внедрения новых информационных
образовательных технологий, так
и расширяя использование тех
технологий, которые сберегают здоровье
учащихся; приведение системы образования
в соответствие с современными потребностями
личности, общества и государства; повышение
качества подготовки специалистов высокой
квалификации с учётом с требований
национальной экономики.
- В области
здравоохранения предусматривается повышение
доступности и качества медицинской помощи
для широких слоев населения на основе
внедрения передовых медицинских технологий,
создания научно-практических центров
и перераспределение ресурсов и медицинских
кадров со стационарной на амбулаторно-поликлиническую
и мобильную формы оказания медицинских
услуг; разработка и принятие эффективных
мер по искоренению вредных привычек,
поддержки и пропаганды здорового образа
жизни.
- Так же организовать
работу органов государственного управления
в интересах человека с целью удовлетворения
его потребностей; создать эффективную
правовую и законодательную базы и противодействовать
криминализации жизни общества.
Как
бы красиво и оптимистично ни выглядело
это всё на бумаге, однако в реальной
жизни дело обстоит гораздо сложнее. Если
говорить обобщённо, то сравнительно низкий
уровень жизни в стране сочетается с очень
высокой грамотностью и уровнем образования
населения. Население любой страны является
её человеческим и социальным капиталом,
особенностью которого является тот факт,
что в процессе его использования он только
приумножается. Однако если не находить
ему применение, социальный капитал будет
уменьшаться как количественно, так и
качественно.
Одним
из таких последствий и одновременно
барьером к дальнейшему развитию является
«привыкание к бедности». Около 30% населения
живет за чертой бедности. Длительное
нахождение в такой экономической ситуации
в сочетании с национальным менталитетом,
приводит к тому, что люди теряют стимулы
к труду (давать их должна заработная плата,
но она не только низкая, но и выплачивается
зачастую несвоевременно) и стереотипы
нормально обеспеченной жизни. В результате
это порождает ещё большее обеднение и
невозможность выйти из неё.
Во-вторых,
не смотря на то, что уровень образования
в Беларуси очень высок, престиж и заработная
плата работников науки находится на низком
уровне. Это в свою очередь порождает трудовую
и научную миграцию за границу в поисках
большей оплаты труда, возможностей самореализации
и лучшего уровня жизни. Как обычный человек,
найдя стабильность за границей, старается
перевезти туда свою семью, так и учёные
«вывозят» следом за собой аспирантов
и младших научных сотрудников, которыми
они руководят. А между тем, подготовка
одного доктора наук обходится нашей стране
в 600 тысяч долларов США. Это весьма отрицательно
сказывается как на экономике в настоящее
время, так и на её перспективном развитии.
Из мирового опыта известно, что опережающее
развитее образования прямо влияет формирование
инвестиционной привлекательности страны
и обеспечивает технологический прорыв.
Если так и дальше будет продолжаться,
то страна будет терпеть убытки в трёхкратном
размере: тратить средства на подготовку
кадров, не получать от них прибыли из-за
их эмиграции и не даже не надеяться ни
на какие иностранные инвестиции.
Третьей
причиной является юридическая неосведомлённость
населения. Начиная с того, что люди очень
часто не знают о полагающихся им льготам,
выплатам и преимуществам; также не имеют
практического опыта защиты своих нарушенных
прав (вследствие не соблюдение их реализатором
либо нарушение им законов); и заканчивая
тем, что, имея какие-либо проекты, люди
не знают как их реализовать и в результате
проекты либо остаются нереализованными,
или прибыль за них получает другой человек.
Порой бывает и так, что человек знает
все свои права, но намеренно не берётся
решать проблему, так как это приведёт
к возникновению бесчисленного множества
мелких проблем и огромным затратам времени.
Таким
образом, можно сделать выводы, что уровень
жизни в Республике Беларусь никак нельзя
назвать очень низким, но и от уровня показателей
ИРЧП в таких странах как США (0,902), Норвегия
(0,938), Канада (0,888), Швеция (0,885) он на данном
этапе сильно отстаёт. С тех пор как Беларусь
стала суверенным и независимым государством,
очень много сделано для повышения уровня
жизни, во многих показателях мы лидируем
среди бывших советских республик. Многое
делается и сейчас. Это можно видеть по
тому, что глава государства не сидит в
своём кабинете, а постоянно взаимодействует
с народом; по наличию множества программ
социально-экономического развития, которые
задают темп и прогнозируют рост уровня
и качества жизни на ближайшие пяти- и
десятилетия. Однако у всех этих программ
есть минус: реально работают они только
первые 2-3 года. Другими словами, только
с началом реализации какой-либо программы
проявляется наибольший «энтузиазм»,
реальные показатели превышают заданные.
Затем темпы мероприятий сокращаются,
показатель зачастую даже не доходят до
заданных. А при подведении итогов, даже
если и оказывается, что все планы выполнены,
то стоит помнить, что это среднереспубликанские
показатели и скорее всего качественная
реализация мероприятий в городах компенсировала
«невнимательность» к сельским населённым
пунктам. Так же много предстоит ещё сделать.
Тут нужно делать ставку на молодое поколение,
так как оно более мобильно к быстро меняющимся
условиям рыночной экономики и её принципы
более соответствуют их интересам, в то
время как старшему поколению более присущ
консерватизм и они жили и воспитывались
в других идеологических условиях. На
мой взгляд, государство в состоянии воспитать
не одно поколение высокообразованных,
инициативных белорусов, которые будут
иметь не только высокие, но также и актуальные
моральные ценности. И возможно благодаря
им страна достигнет таких же показателей
уровня жизни, как, например, в ЕвроСоюзе,
быстрее, чем планировалось. [15, с.23]