Управление затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Цель управленческого учета — обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений.Поскольку у российских предприятий система управленческого учета ориентирована на отражение и накопление информации, она должна основываться на базовых бухгалтерских принципах.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Управление затратами.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

      Для «Микояновского мясокомбината» наиболее важным показателем является маржинальный доход. Начальник финансово-экономического отдела компании Александр Теньков отмечает: «Очевидно, что на прибыль влияет множество факторов, в результате чего довольно сложно оценивать деятельность по данному показателю. Разумеется, мы контролируем прибыль, но основной показатель для нас — доход».

      Наряду  с широко распространенными показателями, входящими в состав управленческой отчетности, существуют и специализированные. Так, одним из наиболее важных показателей эффективности деятельности компании «Идеальная чашка» является выручка в расчете на одно посадочное место.

      Следует отметить, что в управленческом учете  применяются не только финансовые показатели. Не всегда эффективно проводить оценку деятельности в стоимостных показателях.

      В последнее время получила широкое распространение система сбалансированных показателей Balanced Scorecard, основанная на выделении ключевых показателей эффективности (как финансовых, так и не финансовых).

      Например, в «Аптеке 36,6» уже имеется успешный опыт внедрения системы сбалансированных показателей, которая затрагивает все бизнес-процессы, а в компании «Идеальная чашка» к этому пока стремятся: «Мы хотим внедрить у себя систему сбалансированных показателей, но для этого управленческая информация должна быть более полная, чем та, которая есть на сегодняшний день» (Марина Шелудько). А вот в «ПетерСтар» внедрение системы Balanced Scorecard считают всего лишь модной тенденцией, поскольку ключевые показатели эффективности, на которых базируется эта система, компания использовала и раньше.

      Система управленческого учета служит не только информационной базой для принятия решений, но и позволяет проводить самодиагностику состояния предприятия, оценку конкурентной позиции и эффективно мотивировать персонал.

      Несмотря  на то что оценку текущего финансового состояния проводят все компании, участвовавшие в исследовании, наибольшее внимание разные фирмы уделяют разным показателям. По словам Александра Тенькова («Микояновский мясокомбинат»), «понять состояние бизнеса в целом позволяет оценка стоимости компании. Как правило, подобного рода цифры интересуют топ-менеджмент и акционеров компании». «Аптека 36,6» оценивает деятельность аптек, входящих в торговую сеть, на основании показателя продаж на квадратный метр торговой площади и на одного сотрудника аптеки.

      Использование системы управленческого учета позволяет оценить текущую конкурентную позицию предприятия. На «Микояновском мясокомбинате» еженедельно отслеживаются и сравниваются цены на продукцию конкурентов по отрасли, проводится анализ динамики цен. Конкурентная позиция оценивается по следующему алгоритму: во-первых, служба маркетинга отслеживает появление новой продукции в магазинах; во-вторых, контролируется ценовой диапазон по тем продуктам, которые уже существуют на рынке; в-третьих, осуществляется информационное взаимодействие с конкурентами, что позволяет точнее оценивать ситуацию. «Аптека 36,6» сравнивает свои магазины с другими аптеками по таким показателям, как площадь, ассортимент, оборачиваемость.

2. Использование гибких  смет при планировании затрат

     Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана и включает непосредственное планирование и мониторинг (контроль, наблюдение) текущей хозяйственной  деятельности. Смета - это форма планового  расчета, которая определяет программу действий организации на предстоящий период.

     Финансовый  анализ, позволяющий менеджерам предприятия  принимать обоснованные управленческие решения и контролировать их выполнение, располагает значительным арсеналом  методов и приемов. Следует  рассмотреть один из инструментов такого анализа — использование гибких смет при планировании затрат. Свое название такие сметы получили потому, что они приспособлены к меняющимся уровням деловой активности, т.е. могут быть рассчитаны на любой из них или легко скорректированы в соответствии с фактически достигнутым уровнем такой активности. В этом состоит их отличие от традиционных жестких (статичных) смет, составляемых только для одного уровня деловой активности (одного значения объема производства).

     Гибкая  смета является исключительно полезным инструментом контроля затрат. Гибкая смета отличается от сметы с фиксированными показателями следующими особенностями:

     1. Она ориентирована на целый  диапазон объемов производства, а не на один-единственный уровень  деловой активности.

     2. Она носит динамический, а не  статический характер. С помощью  формулы соотношения затраты-объем  (иначе, формулы гибкой сметы)  исходя из различных уровней  деловой активности можно легко  разработать целый ряд смет  и планов.

     Сравнение фактических и сметных данных является главным фактором оценки деятельности каждого центра ответственности и его руководителя. Составление смет способствует детальному изучению деятельности подразделений и взаимоотношений центров ответственности, служит средством обучения менеджеров. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми, выявляют отклонения и анализируют их.

     Чтобы правильно контролировать исполнение сметы, необходимо скорректировать  плановые данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции. С этой целью составляются гибкие сметы, на основе которых проводится анализ. Гибкие сметы можно использовать в предплановом и послеплановом периодах: в первом случае они помогают выбрать оптимальный вариант объема продаж и производства, во втором (при проведении анализа) - точно оценить результаты деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений.

     Переменные  и постоянные расходы играют разную роль в оценке исполнения смет. Постоянные расходы не корректируются с изменением фактического объема продукции по сравнению с планом (бюджетом), и если возникают отклонения фактических затрат от плановых, то анализируются причины, повлекшие их. Переменные расходы, наоборот, должны быть пересчитаны в смете на фактическое исполнение объема работ (на основе удельных переменных затрат, приходящихся на единицу продукции, и фактического объема работ). В ряде случаев дальнейшее сравнение откорректированных переменных расходов с фактическими затратами (при одном и том же объеме работ) коренным образом меняет выводы аналитика.

     Тщательно подготовленные сметы представляют собой своеобразный стандарт. С ним  сравнивают достигнутые результаты. Анализ отклонений между реальными  результатами и данными сметы  позволяет:

  • определить проблемную область деятельности, которая требует первоочередного внимания;
  • выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки смет;
  • выявить причины неудовлетворительной работы;
  • стимулировать эффективную работу руководителей и персонала организации.

     В зависимости от специфики предприятия, существующей системы планирования, уровня управления и других факторов объем деятельности может быть представлен  в стоимостном выражении, натуральных  единицах (штуках, тоннах, метрах и т.д.), временем работы основных производственных рабочих или производственного оборудования, в процентах загрузки производственных мощностей.

     Исходя  из данной формулы возможны два способа  разработки и представления гибкой сметы. По первому способу любая  статья является «чистой», т.е представляет собой либо переменные, либо постоянные затраты. В этом случае формула, как говорят математики, «вырождается», поскольку для переменных затрат ее первая часть равна нулю, а для постоянных затрат нулю равняется вторая часть формулы.

     Также, следует отметить, что на стадии планирования осуществляется разработка вариантов предполагаемой хозяйственно-финансовой деятельности и выбор из них наиболее приемлемых. При этом уровни деловой активности (объемы производства), закладываемые в гибкую смету, представляют собой варианты управленческих решений. В свою очередь, информация о затратах и финансовых результатах по каждому варианту позволяет осуществлять анализ с целью выбора того варианта, который исходя из имеющихся или предполагаемых производственных возможностей предприятия и потребностей рынка представляется наиболее эффективным. Можно выделить следующие задачи (направления) анализа, осуществляемого на данной стадии управления.

     Анализ  изменения себестоимости единицы  продаж (как в натуральном, так и в стоимостном выражении) по уровням деловой активности

     Составляя данные о затратах и возможных  ценах в зависимости от выбранного или установленного критерия эффективности (а таким критерием может быть максимум прибыли на единицу продукции, рентабельность продукции или продаж, сумма прибыли, процент загрузки производственных мощностей и т.д.), можно выбирать соответствующий вариант. 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Казин А.В. Управленческий учет. М.: Проспект, 2004 г.
  2. Друри К. “Введение в управленческий и производственный учет” М.: Аудит, 2000 г.
  3. Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян, Э.А. Маркарьян, Е.П. Шумилин. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Издательство «МарТ», Ростов-на-Дону, 2006 г.
  4. Ильина Л.И., Юткина Т.Ф.  Роль управленческого учета в корпоративном управлении организацией. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права: Корпоративное управление и развитие экономики Севера, №3-2010 г.
  5. Карпова Т.П. “Основы управленческого учета” М: ИНФРА-М,. 2001г.
  6. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
  7. Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. Бухгалтерский учет в организациях. Издательство «Финансы и статистика», Москва, 2003 г.

Информация о работе Управление затратами