Управление природопользованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

Управление природопользованием — это мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении.
Основные требования к управлению природопользованием:
1. своевременность;
2. эффективность и соответствие целям;
3. адекватность управленческой формы;
4. оптимальность;
5. иерархичность;
6. усиление желательных обратных связей;

Работа содержит 1 файл

продолжение лекций.doc

— 2.95 Мб (Скачать)
 

Окончательные результаты ЭО на всех стадиях проектного цикла представляются инвестору и инициатору для совместного обсуждения выявленных проблем экологического характера и выработки единых подходов для их решения. Перед принятием финансового решения инициатор обсуждает и согласовывает с инвестором экологические условия реализации ИП, которые будут включены в финансовый договор. Результаты ЭО должны быть достаточными для того, чтобы принять решение о его финансировании. 

Экономическая  оценка  природных  ресурсов

      1. Вариантность, объективные  основы и методологические    принципы экономической  оценки природных  ресурсов.

      Экономическая оценка природных  ресурсов — это  определение в денежном выражении хозяйственного эффекта (ценности) от использования ресурсов в выбранных вариантах.   Экономическая оценка природных ресурсов производится при принятии решения о возможности освоения ресурса или использовании ресурса в качестве заменителя другого ресурса до разработки технико-экономического обоснования проекта эксплуатации ресурса, для кадастровых оценок, для определения величины арендной платы (ренты) и других целей.

      При этом выделяют:

  • экономическую оценку — определение общественной полезности природных ресурсов (т.е. вклада в удовлетворение общественных потребностей через производство или потребление);
  • внеэкономическую оценку — определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях.
 

      Вариантность оценок предполагает использование различных показателей:

  • натуральных (тонна,  кубический метр,  нектар, баррель и др.);
  • баллов (в них, например, можно оценить относительную величину источников ресурсов, их хозяйственную значимость);
  • денежных (платы за использование природных ресурсов, экологического ущерба и др.)
 

Объективную основу экономической  оценки природных ресурсов составляют:

  • дифференциация  природных  ресурсов   по  их географическому положению, по качеству и по особенностям природной среды размещения (климатическим,   погодным,   пространственным,   пограничным и др.);
  • наличие альтернативных природных ресурсов и ресурсо-заменителей;
  • альтернативность и технологическое разнообразие освоения и эксплуатации природных ресурсов;
  • конкурентные различия в технико-экономическом уровне освоения и эксплуатации природного ресурса:
  • ограниченность,   естественная   восполнимость, воспроизводимость  и  невосполнимость  природных ресурсов.
 

      Экономическая оценка природных  ресурсов необходима для обеспечения макроэкономических задач природопользования.

  • обоснования баланса использования и потребления природных ресурсов и их общей эффективности (потенциальной, плановой и фактической);
  • учета стоимости природных ресурсов в составе богатства страны;
  • прогнозирования и планирования развития экономики;
  • регулирования процессов природопользования;
  • решения стратегических вопросов экономической безопасности страны;
  • экономического механизма передачи в пользование и во владение природных ресурсов;
  • обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития страны,  ее регионов и территориальных образований;
  • включения показателей  экономической  оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе.
 

      На  микроэкономическом уровне экономическая оценка природных ресурсов применяется для решения следующих задач:

  • определения стоимости запасов природных ресурсов;
  • прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;
  • обоснования   экономической   целесообразности ввода объектов природных ресурсов в разработку и последовательности их эксплуатации;
  • обоснования   сохранения   объектов   природных ресурсов для общества;
  • обоснования вывода объектов природных ресурсов из разработки и эксплуатации;
  • выбора оптимальных сроков, объемов и технологических параметров их эксплуатации (использования);
  • определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
  • установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
  • определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
  • определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов.
 

      Методические принципы экономической оценки природных ресурсов:

  • учет возможностей воспроизводства ресурса;
  • учет имеющихся и возможных альтернативных заменителей ресурса;
  • учет взаимодействия и пограничного расположения оцениваемого ресурса с другими ресурсами;
  • оценка  эксплуатационных  потерь  природного ресурса;
  • оценка выхода продукции из природного ресурса;
  • определение экономического эффекта от применения продукции, произведенной с использованием ресурса, или доли экономического эффекта, приходящейся на данный ресурс;
  • учет социальных эффектов, для которых невозможна экономическая  оценка;
  • проведение сравнительного анализа результатов оценки;
  • использование сопоставимых по времени,  происхождению и методам расчета исходных показателей (данных).
 

      2. Подходы к оценке  природных ресурсов

      2.1 Затратный подход

      При затратном подходе оценка природных ресурсов осуществляется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.

      В рамках затратного подхода  разработаны и  применяются методы:

  1. определения  предпроизводственных,   производственных,  воспроизводственных и альтернативных затрат;
  2. приведенных, замыкающих и минимально-общественных (безубыточных) затрат;
  3. оценки дифференциальных затрат (размещения, транспортных, экологических и др.).

      С позиций затратного подхода решаются важнейшие задачи экономической оценки природных ресурсов:

  • определяются инвестиционные затраты (разведка,   исследования,  изыскания,   технологические разработки, проектирование, капитальное строительство, эксплуатационные инвестиции в основной капитал);
  • определяются текущие расходы на добычу, первичную  обработку  и  переработку  природных ресурсов и реализацию продукции, произведенной   с их использованием;

      • осуществляется оптимизация инвестиционных и текущих затрат на различных стадиях экономической оценки природных ресурсов.

      Затратный подход в чистом виде не подходит для оценки природных ресурсов, так как содержит принципиальное противоречие: чем выше по качеству природный ресурс и в лучших условиях он расположен, тем меньше его цена. Указанное экономическое противоречие давно известно, поэтому затратный метод используется по своему прямому назначению — для определения затрат (инвестиционных в капитальное строительство в течение инвестиционного периода; текущих — по интервалам эксплуатационного периода).

      Недостатки, очевидно, что затратный  подход непригоден для:

  • использования  результатов  оценки в  подсчетах национального богатства страны;
  • выбора варианта разработки и освоения одноименных природных ресурсов, отличающихся по качеству, географическому и территориальному 
    месторасположению;
  • для стимулирования рационального и комплексного природопользования.

      Стоимость инвестиционных (прямых и косвенных) и эксплуатационных затрат на добычу, освоение и использование природных  ресурсов определяется на стадии их предварительной оценки и на последующих стадиях (оценка кондиций, предпроектные исследования, проектирование, эксплуатация). 

      К прямым инвестиционным затратам (Кп) относятся затраты в основной капитал (Коф) и оборотный капитал (Кок) горного предприятия. К сопряженным затратам относятся затраты по долевому участию ду) на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на развитие производственных мощностей сопряженных по межотраслевым связям предприятий и организаций. К косвенным инвестиционным затратам (Кк) относятся нанесенный внешний ущерб, вызванный эксплуатацией природного ресурса, и капитальные затраты на его ликвидацию.

      КИ = КП + КДУ + Кк = КОФ + КОКД + КК,

где КИполные инвестиционные затраты, необходимые для осуществления добычи, освоения и использования природных ресурсов.

      В общем виде затраты на добычу и переработку природных ресурсов (R) равны:

      

где Сij — полная себестоимость годового производства j-го вида продукции в i-м году; КИполные инвестиционные затраты, необходимые для осуществления добычи, освоения и использования природных ресурсов.

      Если  известна годовая эффективность  применения продукции из природного сырья ij) в денежном выражении, то ценность природного ресурса может быть выражена в виде суммы (Z):

      

где   Δij   —    коэффициент   распределения   экономического эффекта от использования j-го вида продукции из природного ресурса в i-м году между природопользователем и покупателем.

      К эксплуатационным затратам э) относятся текущие затраты на добычу, первичную обработку и переработку природных ресурсов. На их основе определяется себестоимость добытого ресурса, себестоимость ресурса, прошедшего первичную обработку, себестоимость продуктов переработки природного ресурса.

      СЭЗТТСОР+3К,

где Мз — затраты на приобретение, подготовку и использование сырья, основных и вспомогательных материалов; Эт — затраты на приобретение, подготовку и использование топливно-энергетических ресурсов; Фт затраты на оплату труда персонала предприятия; Ос — отчисления в социальные фонды в зависимости от оплаты труда; Ао — амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов; Пр — прочие затраты (расходы на содержание и эксплуатацию основных фондов, учитываемые в себестоимости налоги, расходы на охрану труда, оплата услуг сторонних предприятий и организаций, выплата процентов за кредиты, другие учитываемые в себестоимости расходы); Зк — затраты на ликвидацию выявленного внешнего ущерба.

      В рамках затратного подхода в аналитических  расчетах разработан и используется метод оценки общественных (безубыточных) затрат на добычу, первичную обработку и переработку природного ресурса (нахождение «точки безубыточности»). На основе показателей себестоимости определяются нижние (базовые) значения возможной цены природного ресурса. 

      Приведенные затраты. С позиций затратного подхода разработан метод оценки и выбора оптимального варианта эксплуатации природного ресурса — приведенных затрат (Пз):

      Пзэн·Коф

где Сэ — годовые эксплуатационные затраты (на выполнение отдельных операций, работ, услуг, производство продукции из природных ресурсов); Ен — коэффициент, обратный установленному (нормативному, рассчитанному) сроку окупаемости (Тн) инвестиций в капитальное строительство (капитальных вложений):

      Ен=1/Тн

      В расчете на единицу продукции (работы, услуги) определяются удельные значения приведенных затрат.

      Замыкающие  затраты. Под замыкающими затратами понимается предельно допустимый уровень затрат на прирост потребности в данном ресурсе в определенном промежутке времени (предельно допустимые расходы на прирост единицы данного ресурса).

      Критерием экономической оценки является максимально возможный экономический выигрыш, рассчитанный как разность между замыкающими и индивидуальными затратами в расчете на единицу ресурса.

      При использовании замыкающих затрат худшие ресурсные источники получают нулевую оценку, хотя их использование экономически эффективно. Замыкающие затраты являются не только предельным нормативом прироста затрат на расширение добычи, но и нормативов замены природного сырья другими ресурсами. Трудность практического внедрения расчетов на базе замыкающих затрат состоит в необходимости выбора развития экономики по оптимальному плану.

      На  практике в целях упрощения проводится ранжирование по индивидуальным затратам на единицу конечной продукции действующих и предполагаемых к освоению месторождений. Далее отбираются предприятия, обеспечивающие удовлетворение заданной потребности в продукции. Затраты по последнему в ряду предприятию принимаются в качестве замыкающих.

      Общественные  минимальные затраты (безубыточные затраты) определяются как нижний предел затрат (Зmin), в состав которых включаются кроме затрат на производство и реализацию продукции (3) расходы предприятия, связанные с его функционированием как субъекта хозяйственной деятельности и возмещаемые предприятием из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Для этих целей предусматривается минимальная нормативная величина прибыли (rn) на капитал (К):

      

      Методы  дифференциальных затрат применяются в рамках комплексного определения стоимости проекта природопользования. Дифференциальный метод разрабатывается и используется для оценки затрат по объектам и мероприятиям, отличающимся вариантностью решений и методической спецификой расчетов.

      Часто потребность в дифференциальных методах возникает на стадиях исследований и разработок, проектирования строительства, совершенствования отдельных процессов и видов техники (добыча, первичная обработка, переработка, испытания и использование природных ресурсов, транспортные задачи, решение экологических проблем и др.).

      Метод транспортных затрат подразумевает расчет экономической ценности ресурсного источника (например, рекреационного объекта) на основе стоимостных или ременных затрат на достижение ресурсного объекта (экономическая оценка расстояния). 

      2.2 Рыночный подход

Рыночный  подход к экономической  оценке природных ресурсов включает методы:

  1. рентной оценки;
  2. инвестиционной оценки;
  3. коммерческой оценки экологических благ и «услуг», отходов и загрязнений.

      Метод рентной оценки основывается на определении дополнительного дохода, получаемого без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства) природных ресурсов. Данный подход к экономической оценке природных ресурсов базируется на концепции существования дифференциальной ренты.

      Рентный подход основан на выявлении дополнительного экономического эффекта, возникающего при использовании данного ресурсного источника, по сравнению с другим (худшим). В зависимости от количественных и качественных характеристик, а также местоположения, ресурсные источники одного вида приносят неодинаковую пользу на единицу затрат, т. е. дифференциальную ренту.

      Использование рентного подхода в оценке природных ресурсов предполагает решение вопроса о разграничении собственности на них (необходимость разделения собственника ресурса и его пользователей). Особенно широко рентный подход применяется для оценки земельных ресурсов. Цена земли (D — капитализированная рента) зависит от годовой ренты (Р) и величины ссудного коэффициента (r≤1):

      F = Р/r.

      Годовой рентный доход (Д), получаемый благодаря  различиям в качестве природных  ресурсов (более высокое плодородие земель, более качественный состав ресурса по содержанию полезных компонентов и примесей, природно-климатические условия и географическое местоположение), определяется по формуле:

      Д = А [Ц - С (1+ ен)]

где А - годовой объем продукции, получаемой в результате эксплуатации природных ресурсов; Ц - - цена единицы продукции; С — затраты на получение единицы продукции; еH нормативный коэффициент эффективности затрат (труда и капитала) при условии, что они осуществляются в производстве, не связанном с использованием природных ресурсов.

      В расчетах условно принимается, что воспроизводство основных фондов производится за счет амортизационных отчислений.

      Методы  инвестиционной оценки включают:

  • метод экономической эффективности инвестиций;
  • метод дисконтирования чистого дохода;

      • метод локальной (дробной, структурной) оценки.

      Экономическая оценка природных ресурсов, используемых для производства материальных благ,  в общем виде определяется на основе сравнения результатов (выгод) и затрат (издержек) с использованием цен мирового и внутреннего рынков (с учетом дифференциации цен) на продукцию из природных ресурсов. 

      Методы  экономической оценки инвестиционных проектов природопользования применяются на этапе принятия решений о финансировании разработки и реализации проекта. При этом решаются три задачи:

  • выбор оптимального с учетом экологических ограничений варианта природопользования;
  • общая экономическая оценка эффективности проекта;
  • оценка финансовой привлекательности проекта для инвесторов.

      Под экономической оценкой проекта  эксплуатации месторождения природных ресурсов понимается определение максимально возможного экономического результата (в денежном выражении) от использования извлекаемых их запасов с учетом естественных условий эксплуатации, качества ресурса, технологических параметров и экологических ограничений. 

      В общем виде экономическая оценка месторождения производится по формуле:

      

где  Сt    —   стоимость конечной  продукции из  природных ресурсов   (выручка) в t-м году;   Зt   —   эксплуатационные затраты,  произведенные в t-м году без учета амортизационных, отделений;  Т  —  количество лет от начала строительства до ликвидации горного предприятия; r норма дисконтирования, принимаемая на уровне приемлемой для инвестора нормы доходности или прибыльности на вложенный капитал;    Кt — капитальные вложения в t-м году в строительство горного предприятия. 

      2.3 Общественно-ценностный  подход

      При  общественно-ценностном подходе  применяются  методы:

  1. общественно-экономической (результативной) оценки;
  2. сравнительной   (альтернативной,   воспроизводственной) оценки;
  3. учетно-стоимостные.

      Социально-экономическая  эффективность определяется как отношение прироста социального результата в натуральном выражении к сумме затрат на его достижение. К социальным эффектам относятся состояние здоровья, удовлетворенность человека состоянием окружающей среды, организацией отдыха и т. п. Показатели такого рода характеризуют расход ресурсов непосредственно на достижение определенного уровня качества жизни. В этом отношении показатели социальной эффективности обладают несомненным преимуществом. При этом необходимо отметить их ограниченность, нагорая проявляется в несопоставимости социальных показателей между собой. Соизмерить социальные эффекты можно лишь через экономические методы.

      Концепция общей экономической ценности (стоимости) (ОЭС) природы [2] или концепция полной экономической ценности окружающей природной среды [13]: основывается на развернутом подходе к ценности природы. Требуется учесть не только прямые потребительные стоимости от использования природных ресурсов, но и другую разнообразную пользу, которая связана с сохранением и улучшением других качеств природной среды: ассимиляционной способности, среды обитания и жизнедеятельности человека, условий развития и размещения производительных сил, генофонда и видового разнообразия растительного и животного мира.

      Общая экономическая ценность определяется как сумма ценностей природных ресурсов и экологических благ [11]:

  • стоимости прямого потребления природных ресурсов (сырья, продовольствия, воздуха, воды, источников энергии, кормов, лекарства);
  • стоимости  косвенного  потребления  природных ресурсов (экологических благ, природных защитных   явлений   и   объектов,   ассимиляционных свойств окружающей среды, регулирующих функций природы);
  • стоимости подготовленных к использованию  и отложенных к подготовке природных ресурсов для будущего прямого и косвенного потребления (например,  балансовые запасы);
  • стоимости сохраняемых для будущих поколений природных ресурсов (среда обитания, законсервированные и резервные запасы незаменимых и невосполнимых ресурсов,   разведанные и прогнозные   в том числе забалансовые запасы);
  • стоимости отложенного потребления находящихся под угрозой исчезновения природных ресурсов и благ до осознания необходимости их дальнейшего существования и готовности платить за это.

      ОЭС = стоимость использования + стоимость  неиспользоваиия = =(стоимость использования  прямая + стоимость использования  косвенная) + +(возможная стоимость  + стоимость существования).

      Стоимость использования означает стоимость потребленных природных ресурсов и благ (потребленная стоимость).

      Стоимость неиспользования  включает потерянную в результате природопользования часть природных ресурсов и благ и остаточную стоимость сохранившихся в различных формах природных ресурсов.

      Стоимость использования прямая — стоимость непосредственно потребленных природных ресурсов по рыночным ценам,

      Стоимость использования косвенная ~ стоимостная оценка глобальных и локальных потерь (выгод) в результате использования ресурса (вырубка лесов, воздействие на биосферу, охраняемые территории и т. п.).

      Стоимость отложенная и альтернативы — стоимость ресурсов будущего прямого и косвенного потребления,  а также законсервированных и подлежащих консервации.

      Стоимость наследия — стоимость сохраненных природных ресурсов и благ для будущих поколений.

      Стоимость существования —  ценность сохраненной природы (дикой природы) для цивилизации и человека в части эстетики, долга перед поколениями, наследия и т. п.

      Смешанный метод (предложен Кулагиной Г. К.) — это способ экономической оценки природных ресурсов с учетом затрат на их освоение, а также эффекта, получаемого от их эксплуатации [5].       

      Экономическая оценка природных ресурсов производится только после определения условий, при которых возможно вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот. Эти условия, кроме прочих обязательств природопользователя (по налогам, расчетам с кредиторами и др.), связаны с оценкой воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду.

      При использовании результативного метода экономическую оценку имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. В этом случае стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от использования конкретного ресурса, или разницей между полученным доходом и произведенными затратами. Данный подход применяется при экономической оценке различного вида природных ресурсов (например, лесных, минеральных), а также всего комплекса природных ресурсов конкретной территории.

      Воспроизводственный метод основан на установлении определенного стандарта состояния природных ресурсов. Он используется, как правило, в отношении биологических и земельных ресурсов. Например, стоимость и экономическую оценку биологического ресурса целесообразно определять как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства потерянного или деградировавшего вида ресурсов (например, биологического вида) на определенной территории. Это может быть совокупность стоимости восстановления конкретного вида животных, реализация мероприятий по поддержанию воспроизводства данного вида, включая стоимость восстановления и поддержания среды обитания этого вида. Недостатком данного метода является возможность завышения оценки. Метод может быть использован для оценки такого специфического природного ресурса, каким является ассимиляционный потенциал природной среды. 

      2.4 Методы учетно-стоимостной  оценки 

      В последние годы интенсивно развиваются  подходы, которые сковываются на учете косвенной стоимости использования природного ресурса, например через изменение эффекта от сохранения биоразнообразия, через косвенную стоимость использования или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова и другие, характеризующие начало перехода к следующей ступени экономического познания взаимоотношений человека и природы [11].

      Различают учетные методы балансовой, кадастровой  и перспективной оценки природных  ресурсов. Объектом балансовой оценки являются все разведанные, подготовленные и эксплуатируемые природные ресурсы. Объектом кадастровой оценки являются все эксплуатируемые или подготовленные к эксплуатации (хозяйственно освоенные) природные ресурсы. Результаты такой оценки включаются в соответствующие кадастры природных ресурсов и служат основанием для конкретных расчетов по развитию и размещению природоэксплуатирующих отраслей и территориальных комплексов.

      Перспективная экономическая оценка природных ресурсов может проводиться выборочно, по мере надобности, при подготовке научно-исследовательскими и проектными организациями соответствующих планово-проектных решений. 

      2.5 Специальные методы  оценки

      Специальные методы определения общей ценности ресурса или отдельных его  показателей:

    1. подобия (или аналогий),
    2. сравнения потребительских полезностей
    3. экспертные.

      Эти методы используют предположения, допущения  и вариантность суждений, в отличие  от научно обоснованных выводов, допущений и вариантов, включенных в технические, проектные и технико-экономические решения [11].

      Оценка  ресурса с использованием метода подобия осуществляется при необходимости оперативного принятия решения и ограниченности базы данных, и с этой целью подбираются полные аналоги уже оцененных ресурсов или структурные элементы выбранных по различным сходным признакам аналогов. В зависимости от конкретной ситуации используются прямые или комбинированные аналоги с соблюдением установленных признаков, критериев и показателей подобия.

      Аналогичным образом, при необходимости выполнения сокращенного варианта экономической оценки производится оценка природного ресурса исходя из сравнения его потребительских свойств (полезностей) с идентичными и имеющими стоимостные оценки потребительскими свойствами других ресурсов.

      Экспертная  оценка природных ресурсов используется в условиях большой неопределенности научно-технической информации, дефицита исходных данных и недостатка времени на исследования. Для этих целей используются в качестве информационного источника мнения экспертов — специалистов-профессионалов, обладающих научными, практическими и технико-экономическими знаниями и интуицией. Для анализа и агрегирования экспертных оценок используют статистические методы (например, средних величин) и другие специальные методы (мозговой атаки, метод Делфи, матричные методы и др.).

Экономической оценке природных ресурсов предшествует такая последовательность работ:

  • определяются фактические и предельные (критические) нагрузки антропогенного воздействия на природные системы;
  • производится оценка ассимиляционного потенциала территории;
  • устанавливаются  квоты  (лимиты)  на  изъятие (добычу) природных ресурсов;
  • производится оценка воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду;
  • устанавливаются условия, при которых возможно использование природных ресурсов;
  • рассчитываются объемы извлечения и использования природных ресурсов при заданных экологических ограничениях и лимитах природопользования.
 
     

 

Платежи за природные ресурсы 

Платность использования природных  ресурсов

При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:

     1.Повышение  заинтересованности производителя  в эффективном использовании  природных ресурсов и земель.

     2.Повышение  заинтересованности в сохранении  и воспроизводстве материальных  ресурсов.

     3.Получение  дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

     Предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:

    􀂃 за право пользования природными ресурсами;

    􀂃 за загрязнение окружающей природной среды.  

     I.Плата  за использование  природных ресурсов  включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

     II.Плата  за загрязнение  окружающей природной  среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

     Компенсационное значение - плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям.

     Стимулирующее значение - плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости пред-приятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.

     Экологическое значение основано на том, что платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения, внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды.

     предусматривается три вида платы за загрязнение:

    􀂃 выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных ли-митов;

    􀂃 выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;

    􀂃 плата за размещение отходов.

     Платежи за выбросы и размещение отходов  производятся за счет себе-стоимости  продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

     При расчетах платежей за загрязнение вся  масса выбросов (сбросов) 3В

     разбивается на 3 категории:

    1. • предельно допустимые выбросы (сбросы) (ПДВ, ПДС);
    2. • временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ (ПДС);
    3. • сверхлимитным выбросом (сбросом).
 

     Источники платежей:

     платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов 3В, размещение  отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг), в  которую также включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных фондов, очистных сооружений т. д.;

     платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов 3В, размещение отходов (лимиты выбросов, сбросов, размещение отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещение отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении  природопользователей.

 
     Порядок установления ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается законом страны.

     Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются следующими факторами.

  1. Экономико-географические условия.
  2. Размер участка недр.
  3. Вид полезного ископаемого.
  4. Продолжительность работ.
  5. Степень геологической изученности территории.
  6. Степень риска.
 

     Эмиссионные налоговые платежи  — платежи за загрязнение объектов природной среды (ОПС). К экологическим эмиссионным платежам относят выплаты всех хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды в результате их деятельности, а также затраты на природоохранные и природовосстановительные мероприятия [5].

     Экономическая сущность взимаемых с природопользователей экологических сборов, штрафов и плат за природопользование заключается в том, что стоимость ресурсов или произведенной продукции при их участии возрастает на величину, возмещающую наносимый ущерб окружающей среде.

     Экологические сборы это форма реализации экономических налогов в виде налоговых платежей, взимаемых с природопользователей за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов, а также за лимитное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

     Объектами эмиссионного налогообложения являются:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ стационарными и подвижными источниками;
  • выбросы вредных веществ и компонентов в атмосферу;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления (токсичных и нетоксичных) на земной поверхности и в подземных хранилищах;
  • захоронение радиоактивных и иных неуничтожимых отходов;
  • воздействие на окружающую среду шумом, теплом,   электромагнитными,   ионизирующими   и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

     Налоги  на выброс (сброс, складирование) отходов и загрязняющих веществ в окружающую среду базируются на количестве и качестве выбрасываемых загрязнителей. Стимулирующая или регулирующая роль таких налогов зависит от величины ставки налога, однако увеличение ставок вызывает оппозицию со стороны производителей и требует значительных средств для организации контроля за выбросами и проведения мониторинга со стороны административных структур.

     Различают следующие налоги на выброс (сброс, складирование) загрязняющих веществ в окружающую среду:

  • налоги (плата) на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах установленных лимитов;
  • налоги (плата) на сброс загрязняющих веществ в водные источники в пределах установленных лимитов;
  • налоги (плата) на размещение отходов в пределах установленных лимитов;
  • налоги (плата) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов сверх установленных лимитов;
  • налоги на пользование представляют собой оплату расходов коллективных или коммунальных систем сброса и очистки от загрязнения. Ставки налогов могут быть едиными или дифференцированными в зависимости от количества и качества очищаемых сточных вод или размещаемых отходов;
  • дифференцированные налоги могут рассматриваться как специальная форма налога на продукцию,  комбинирующая положительный и отрицательный добавочный налог (надбавка и скидка к  цене)  соответственно  на загрязняющую продукцию  (товар)  и  альтернативную  продукцию, экологически чистую или менее экологически грязную;
  • административные налоги в основном представляют собой плату (взнос) за регистрацию продукции и контроль. Административный налог схож с налогом на продукцию. Уровень таких налогов, как правило, невысок, но они позволяют частично финансировать деятельность администрации, тем самым ускоряя регистрацию и проведение контроля;
  • экологические штрафы — платежи, взимаемые с природо-пользователей за нарушение природоохранного законодательства, а также норм и правил рационального использования природных ресурсов;
  • плата, возмещающая нанесенный ущерб, — это вид платежа, взимаемый с хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности природные ресурсы, в результате нанесения ущерба государству, природе и другим природопользователям.

     Основные  формы используемых стимулов природоохранной деятельности: субсидии, системы возврата задатка, развитие рынка экологических услуг, принудительные стимулы.

     В практике природопользования используются методы финансовой помощи в виде субсидий — различных форм экологической финансовой помощи, которая осуществляется как стимул для загрязнителя изменять его поведение и которая оказывается фирмам для приведения уровня их воздействия на окружающую среду в соответствие с установленными для них стандартами.

     Существует  несколько видов такой финансовой помощи.

  1. Грант  —   не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемая загрязнителю, если он обязуется в конкретные сроки принять конкретные меры по уменьшению уровня загрязнения окружающей 
    среды.

     2. Льготные кредиты  —  кредиты,  которые выдаются загрязнителям, если они осуществляют конкретные природоохранные меры, норма процента по которым установлена ниже рыночной.

     3. Налоговые льготы — ускоренная амортизация или другие формы освобождения от уплаты налогов или снижение налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные природоохранные меры.

     В системах возврата задатка добавочный налог (задаток) включается в цену продукции, являющейся потенциальным загрязнителем. Если удается избежать загрязнения окружающей среды посредством повторного использования такой продукции (например, многоразовая тара) или она поступает в системы сбора отходов, то следует возврат добавочного налога (задатка).

     Рынок экологических услуг. Необходимым условием создания экологического рынка является ситуация, когда участники могут покупать или продавать право на загрязнение (фактическое или потенциальное) или размещение отходов их производственного процесса. Применение торговли выбросами — альтернатива применению системы налогов на выбросы загрязнений. Для повышения эффективности использования средств, направляемых на природоохранные цели, как самими предприятиями, так и из других источников финансирования, следует начать экспериментальное использование широко применяемого на Западе подхода торговли загрязнениями.

     Принудительные стимулы. Этот элемент экономическою механизма носит скорее правовой характер, чем экономический, и представляет систему санкций и штрафов) применяемых к загрязнителю в случае его несогласие с установленными правилами. Это могут быть принудительные обязательства, которые представляют собой плату, взимаемую административными структурами с загрязнителя априори в надежде на согласие с установленными правилами. Если согласие достигнуто, то взысканная сумма подлежит возврату. К принудительным стимулам относится и система штрафов за нарушение правил и стандартов. Если предприятие-загрязнитель не подчиняется установленным правилам, то на него налагается штраф, величина которого зависит от прибыли, незаконно полученной загрязнителем в результате нарушения требований.

     Среди экономических рычагов и стимулов кроме налогов за загрязнение основное место занимают компенсационные платежи за нанесенный социально-экономический ущерб загрязнителем другому субъекту хозяйственной деятельности по какому-либо показателю, например экономической оценке естественного (базового) ассимиляционного потенциала природной среды. Платежи и налоги за загрязнение предоставляют определенную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющей оптимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью своих издержек. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы (вместо того, чтобы платить налог). В теории она сократит их до оптимального уровня, когда приростные затраты на добавочную очистку становятся равными ставке платежа.

     Платежи за загрязнение — это плата  за право пользования ассимиляционным потенциалом природ ной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию. Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. 

     3.2. Экономический механизм  пользований недрами

     В настоящее время согласно Налогового Кодекса РК (6) действует следующая  система платежей за недра.

     Платежи за право пользования недрами  осуществляются в целях: создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку — стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых; приведения общей системы условий пользования недрами в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений.

     Плата за право пользования недрами  может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой недропользователем продукции в форме выполнения работ или предоставления услуг.

     Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи — в течение всего периода эксплуатации месторождения.

     Платежи за право пользования недрами, в  свою очередь, включают три группы платежей: 1) платежи за право добычи полезных ископаемых; 2) платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств; 3) платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

     Регулярные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются в размере процентов от стоимости добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.

     Платежи за право добычи полезных ископаемых не взимаются: с попутно извлеченных при добыче полезных ископаемых, запасы которых не учтены За сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых ставки платежей увеличиваются в два раза.

     Платежи за право на использование отходов  в горно-добывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в размере 25—50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том и в другом случаях платежи включаются в затраты на добычу (производство) сырья.

     Размер  платежей за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в пределах 1—3% от сменой стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг его эксплуатации. Платежи включаются в стоимость сооружений.

     Платежи за право пользования недрами поступают в бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование недрами. В России платежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке: местный бюджет — 30%, региональный — 30%, федеральный — 40%. Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, распределяются таким образом: местный бюджет — 50%, региональный — 25%, федеральный — 25%. Все платежи за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых поступают в местные бюджеты, так же как и платежи за право на поиск и разведку всех видов полезных ископаемых. В РК такой порядок платежей отсутствует.

     Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы  производятся от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями полезных ископаемых, в то время как объектом обложения платежами за право пользования недрами является стоимость всего добытого минерального сырья. Эти отчисления взымаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полезным ископаемым и их компонентам утверждаются Правительством Российской Федерации на соответствующий период в виде процентов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%), в зависимости от вида полезных ископаемых. В РК такое отчисление отсутствует.

     Отчисления  не производятся: с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче полезных ископаемых; с продукции, получаемой при переработке вскрышных пород, отходов обогатительного и химико-металлургических циклов; при добыче нефти путем применения термических,  физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты; за потери полезных ископаемых, в том числе и сверхнормативные.

     Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы включаются в себестоимость добычи и перечисляются в соответствующие бюджеты раз в месяц (квартал, год) в зависимости от объема отчислений. Распределение этих отчислений по бюджетам разного уровня осуществляется в каком же порядке, как и платежей за право пользовании недрами.

     Размер  сборов за выдачу лицензий на право пользования  недрами и порядок их взимания определяются исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий. 

     3.3 Экономический механизм  водопользования

     Организационно  взимание платы за водопользование  реализуется в виде двух схем. Первая схема, которая реализуется в Австралии, странах Азии и Африки, основывается на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи направляются в государственный бюджет, что позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений. Вторая схема применяется в странах Западной Европы. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения.

     Сущность  водного налога состоит в изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого ими в результате пользования водными объектами. Изымаемый водный налог направляется в государственный бюджет и в местные бюджеты. Водный налог является «щадящим» инструментом регулирования водопользования, поскольку не вызовет значительного роста затрат в основных отраслях экономики, особенно сельского хозяйства.

     Размер  платы за один кубометр безвозвратного водопотребления определяется исходя из тарифа платы за воду из водохозяйственных систем, установленного Постановлением Правительства.

     Плата не взимается за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с полезными ископаемыми, а также в целях ликвидации вредного воздействия этих вод (подтопление, засоление и т.д.), кроме того, промышленные предприятия не платят за подземные лечебные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечение содержащихся в них полезных ископаемых. 

     3.4. Экономический механизм  лесопользования

      Платежи за лесопользование вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РК.

      Платежи за лесопользование взимаются за:

  • заготовку древесины, отпускаемой на корню;
  • заготовку живицы;
  • заготовку второстепенных лесных материалов;
  • побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод,  грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования);

      • лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских или спортивных целей.

     Платежи за пользование лесным фондом осуществляются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — при аренде участков лесного фонда. Лесные подати могут взиматься в денежной форме, части добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции или услуг.

     

 

 

   Геолого-экономическая  оценка

     Геолого-экономическая оценка месторождений- комплексная оценка геологических и горнотехнологических особенностей месторождений, промышленной ценности полезных ископаемых и вероятного экономического эффекта от использования добытого минерального сырья в народном хозяйстве.

     Геологическая оценка месторождений основана на результатах проведённых геологоразведочных работ, которые обобщаются при подсчёте запасов полезных ископаемых на основе кондиций, учитывающих геологические особенности месторождений, требования горн. технологии, a также условия, обеспечивающие рентабельность, рациональное использование недр и охрану окружающей среды.

     Экономический аспект оценки месторождений базируется на результатах подсчёта запасов и включает анализ показателей, определяющих эффективность эксплуатации месторождения (оптимальная годовая производительность горн. предприятия, выпуск товарной продукции и её себестоимость, прибыль и рентабельность эксплуатации) и эффективность капитальных вложений в строительство промышленного комплекса (удельные капитальные затраты, общая сумма и сроки окупаемости капиталовложений, рентабельность на вложенные средства).        

     Геолого-экономическая оценка месторождений проводится на всех стадиях геологоразведочных работ. Пo результатам поисково-оценочных работ осуществляется предварительная Геолого-экономическая оценка месторождений ресурсов, запасов и качества полезных ископаемых, ориентировочных капитальных вложений c составлением технико-экономического обоснования возможной промышленной ценности объекта.

     Пo её результатам решается вопрос o целесообразности проведения предварительной разведки, на основе которой разрабатываются врем. кондиции к подсчёту запасов и составляется техн.-экономич. доклад (ТЭД) c предварит. оценкой эффективности эксплуатации месторождения и эффективности капиталовложений.  

     Одним из показателей эффективности использования  природных ресурсов, а также   показателями оценки эффективности инвестиционных проектов, служит ряд критериев:

  1. чистый дисконтированный доход (ЧДД);
  2. внутренняя норма доходности (ВНД);
  3. период окупаемости;
  4. индекс доходности (ИД).

     Затраты и выгоды любого проекта с течением времени обесцениваются, и поэтому,

     чтобы отразить действительную величину будущих  затрат и выгод, нужно связать  их со  стоимостью на данное время, дисконтировать.

              Дисконтирование — это специальная процедура приведения разновременных экономических параметров (затрат, результатов) к сопоставимому виду. При дисконтировании используется  коэффициент дисконтирования и норма дисконта. 

     Дисконтированная  стоимость зависит от ставки процента, по которой можно

     получить  ссуду или кредит. Чистый дисконтированный доход равен разности между

     текущей стоимостью потока будущих доходов  или выгод и текущей стоимостью будущих    затрат на осуществление, эксплуатацию и техническое обслуживание проекта на   протяжении всего срока службы. ЧДД показывает доходы собственников капиталов за  весь жизненный цикл инвестиционного проекта. Здесь учитываются доходы и затраты   получаемые на каждом шаге существования проекта, норма дисконта или приемлемая   норма дохода на капитал и горизонт расчета на котором производится ликвидация   объекта. ЧДД можно рассматривать как текущую стоимость дохода или выгод от   сделанных инвестиций.

            Согласно расчетов по ЧДД для электростанций было получено,  что ветровые электростанции окупаются за пятилетний период, ГЭС, без учета ущерба

     окружающей  среде, окупается в течение 13 лет, но, с учетом наносимого вреда, срок

     окупаемости не определен, поскольку эти энергопроизводящие предприятия причиняют  ущерб, превышающий положительный результат их функционирования (главное как  выбраны методы оценки и кто собственник земли сейчас и в будущем). Существуют  расчеты, что при строительстве, эксплуатации и ликвидации АЭС требуется больше   электроэнергии, чем они вырабатывают за весь срок службы. Срок службы одного  энергоблока (Чернобыльская модель) равен 50 годам. Для России на данном этапе  развития, экономически (40% мировых запасов) и экологически (на порядок снижается  ущерб, причиняемый окружающей среде, чем при сжигании угля и в 4-5 раз, чем при  сжигании нефти) наиболее выходны ТЭС на природном газе.

     При оценке эффективности могут использоваться коммерческая, участника проекта, социальная и бюджетная нормы дисконта.

     Внутренняя  норма доходности (ВНД) дает инвесторам эталон для сравнения с  альтернативной стоимостью капитала для этого проекта (в отличие от ЧДД показывается  относительная эффективность с нормой дохода на вкладываемый капитал).

Индекс  доходности (ИД) является отношением приведенных  выгод к приведенным

капитальным вложениям.

Как показывает анализ многообразных практических ситуаций, применение  традиционных приемов дисконтирования характеризуется существенной потенциальной  опасностью для охраны окружающей среды, а именно:

  • посредством дисконтирования занижается даже существенный ущерб природной среде, если он приходится на отдаленный промежуток времени в будущем (строительство хранилища радиоактивных отходов);
  • в случае проявления эффектов от проекта в отдаленном будущем (посадка леса)  дисконтирование снизит сегодняшнюю ценность этих результатов и будет   препятствовать одобрению подобных проектов;
  • дисконтирование, особенно при высокой норме дисконта, стимулирует и  ускоряет разработку (добычу, эксплуатацию) как возобновимых, так и невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых), создавая угрозу их полного истощения.
      Общая схема оценки месторождений представлена на рис. 1. 

                                      

        

      Рис. 1 Схема технико-экономических  расчетов при оценке месторождения



Информация о работе Управление природопользованием