Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении теоретических и методологических основ регулирования информационных и телекоммуникационных рисков, их оценка, а также разработке рекомендаций для минимизации отрицательного влияния операционных рисков на результаты деятельности ОАО "Айыл Банк". Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
- исследовать экономическую сущность риска, соотношение с родственными категориями ("опасность", "безопасность"), выявить принципиальное значение безопасности как цели управления риском с позиций системного и нормативного подходов;
- изучить практику обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем кредитных организаций и определить направления ее возможного применения;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность операционного риска
1.1 Понятие операционного риска
1.2 Управление банковскими рисками
ГЛАВА2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В ОАО «АЙЫЛ БАНК»
2.1 Общая характеристика ОАО "Айыл Банк"
2.2 Анализ управления операционным риском
ГЛАВА3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1. Методы управления рисками, связанными с использованием информационных и телекоммуникационных систем
3.2 Рекомендации по организации управления операционным риском в ОАО "Айыл Банк"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ОАО «Айыл Банк» за время своего существования, в течение 10-ти лет, добился значительных успехов в предоставлении доступа к кредитам для существенной части сельского населения страны. Активный кредитный портфель увеличился с 475 млн. сомов в 2000 году до 2,204 млрд. сомов на 3.12.2007, при этом имея хороший показатель возвратности кредитов на уровне 99,12% на конец 2007 года.
Банк имеет широкую региональную сеть: 18 филиалов, 50 районных и 32 сельских представительства, расположенные по всей стране.
Операционный риск, возможно, самый крупный риск любой организации. Практически каждый крупный убыток, с которым столкнулась та или иная компания на протяжении последних 20 лет, начиная с Enron и Wolrdcom и заканчивая убытками трейдера в Societe Generale и последним кредитным кризисом, был вызван операционным нарушением.
Многие финансовые компании потратили десятки миллионов долларов на разработку надежных систем оценки и контроля операционного риска. Но, несмотря на эти огромные инвестиции, для многих фирм разработка жизнеспособной программы операционного риск-менеджмента (ОРМ) продолжает оставаться недостижимой целью.
Многие финансовые фирмы не считают операционный риск значительным. Это отражается в низком уровне капитала, приходящегося на этот риск, относительно общего уровня капитала компании (например, 15–20% от общего уровня). Многие видят операционный риск просто как риск сбоя в работе бэк-офиса. Как правило, руководители полагают, что ОРМ заключается в разработке систем контроля качества для процессов низкого уровня. Эти взгляды во многом сформировали инвестиционные и кадровые решения, которые, в свою очередь, повлияли на размещение ресурсов и развитие технологий.
Вообще говоря, операционный риск — это риск потерь от операционного нарушения. Операционный риск проникает во все аспекты возможных рисков — он взаимосвязан со всеми другими типами риска, такими как рыночный, кредитный риск, а также риск ликвидности, усложняя их. В отсутствие операционных провалов все другие типы риска значительно менее важны.
Тем не менее много лет назад Базельский комитет постановил, что кредитные потери, вызванные операционным сбоем, должны с точки зрения составляющих компонент капитала классифицироваться как кредитные убытки. Это компромиссное решение, основанное на историческом прецеденте, имело ненамеренный эффект уменьшения значения операционного риска — не только в банковской области, но и в других отраслях, перенявших в риск-менеджменте банковские принципы.
Следуя этому узкому определению, операционный риск требовал небольшого количества капитала в резерве и, как следствие, рассматривался банками как вопрос низкого приоритета. Это не только отвело ресурсы и внимание руководства от этого основного риска, но и затемнило причины многих крупнейших убытков.
Основные требования к организации управления операционным риском
Банк должен
иметь политику по управлению
операционным риском, утвержденную
Советом директоров банка,
-цели и задачи управления операционным риском;
- основные принципы управления операционным риском;
- основные виды операционных рисков с учетом всех направлений деятельности банка и причины их возникновения;
- распределение полномочий и ответственности по всем уровням управления и мониторинга операционным риском;
- методы выявления, оценки, мониторинга, контроля и минимизации операционного риска;
-порядок предоставления отчетности и обмена информацией по управлению операционным риском.
Основные
принципы управления
- порядок, правила и процедуры совершения банковских операций и других сделок;
- функционирование информационных и других систем;
- организация внутренних процессов, разделение полномочий, функциональных обязанностей;
-порядок взаимодействия подразделений и сотрудников банка;
- порядок представления отчетности и обмена информацией;
-определение конфликта интересов и возможность их предотвратить в случае, если сделки касаются тех, кто принимает решения.
. В целях ограничения операционного риска банк должен иметь следующие документы:
- по проведению всех типов операций, осуществляемых банком;
- по физической безопасности, включающие требования к помещениям, в которых располагаются филиалы, хранилища, сейфы, документы и архивы, а также меры физической защиты технологий;
-по приему, хранению и перевозке денежных средств и иных ценностей,
- по обеспечению технологиями, которые должны быть протестированы, документально оформлены до их введения и которые могут быть обновлены в случае необходимости;
- по аутсорсингу в случае привлечения банком внешних провайдеров для реализации важных компонентов любого направления деятельности банка;
- планы по обеспечению непрерывности бизнеса, включающее, наличие резервных помещений, внешние хранилища для резервных данных, процессы восстановления и планы на случай непредвиденных обстоятельств для реагирования на разрушение или непригодность ключевых систем.
. Политика, процедуры и другие внутренние документы банка по управлению операционным риском должны периодически, не менее одного раза в год, пересматриваться с учетом достигнутого уровня управления операционным риском в банке и международного опыта, а также своевременно доводиться до сведения всех сотрудников банка.
Совет директоров несет основную ответственность за управление операционным риском и определяет подходы, которые наиболее соответствуют деятельности банка.
. Оценка управления операционным риском должна производиться как в целом по банку, так и в разрезе направлений его деятельности, внутренних процессов, информационно-технологических систем и банковских продуктов, составляющих эти направления деятельности. Минимально, оценка управления операционным риском должна включать систематический анализ подверженности каждому виду операционного риска по каждому направлению деятельности банка.
Для унификации
подходов и сопоставимости
- банковское обслуживание физических лиц;
- банковское обслуживание юридических лиц;
- проведение платежей и расчетов;
- осуществление
корпоративного обслуживания
- операции с ценными бумагами;
- управление активами;
- оказание агентских услуг;
- оказание брокерских услуг;
- оказание консультационных услуг;
- предоставление других банковских услуг.
Совет директоров банка совместно с Правлением банка должен обеспечить создание организационной структуры с установлением прав и обязанностей по всем уровням управления и мониторинг операционного риска в соответствии с основными принципами управления операционным риском.
В ОАО "Айыл Банк" создана эффективная система управления уровнем всех видов рисков, сопровождающих его деятельность.
Целью системы управления рисками является поддержание принимаемого на себя Банком совокупного риска на уровне, определенном Банком в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе минимизации подверженности рискам, которые могут привести к неожиданным потерям.
Стратегия управления рисками ОАО "Айыл Банк" базируется на соблюдении принципа безубыточности деятельности и направлена на обеспечение оптимального соотношения между прибыльностью бизнес - подразделений Банка и уровнем принимаемых на себя рисков. Основными структурными подразделениями, на которые возлагаются функции контроля над рисками в ОАО "Айыл Банк", отдел управления рисками.
Операционный
риск минимизируется за счет регламентирования
и контроля всех проводимых в Банке
процедур, делегирования и разделения
полномочий, постоянного совершенствования
используемых технологий и информационных
систем. Банк начал вести учет операционных
рисков и расчет капитала, необходимого
для резервирования под операционные
риски. Расчет капитала под операционные
риски производится двумя методами: базовым
индикативным (BIA) и стандартизированным
(TSA). Ежеквартально рассчитывается уровень
операционного риска Банка. Выявление
операционных убытков и потерь ведется
всеми подразделениями банка, включая
и филиалы. Отчеты по операционным рискам
составляются отделом управления банковских
рисков ежеквартально и направляются
Правлению банка и Наблюдательному совету
Банка .
Оценка операционного
риска
Отдел по управлению операционными рисками осуществляет риск-аудит с
оценкой операционных рисков и дает рекомендации по их снижению. Методика
проведения риск-аудита основывается на:
• определении объемов необходимой информации, последовательности и правильности ее обмена;
• определении ключевых риск-индикаторов, количественной оценки вероятности их наступления и их последующей приоритизации;
• определении единственных источников поражения (single point of failure),
присутствующих в технологических цепочках и системах, предложение способов по их устранению и повышению устойчивости систем в целом.
В сферу компетенции отдела
входит также экспертный
• технологических сбоев;
• нарушений лимитов;
• операционных ошибок;
• задержек в
расчетах.
Методы оценки операционного риска
Методики измерения операционного риска
В развиваемом Базельским комитетом подходе операционный риск предлагается оценивать величиной убытков (ожидаемых и непредвиденных потерь), которые должны быть «покрыты» соответствующим размером отчисляемого на операционный риск капитала ORC. Из соглашения по капиталу, принятого Базельским комитетом [2, 5], следует следующее соотношение:
операционный риск = 1/k × размер капитала, отчисляемого на ОР, | (10) |
где:
коэффициент k = 0,08 устанавливается органом банковского надзора.
То есть с
точностью до константы операционный
риск измеряется размером капитала, отчисляемого
на операционный риск. Размер капитала
ORC рассчитывается исходя из принятой
банком методики расчета. Следует отметить,
что кроме указанного подхода
существуют и другие методы измерения
риска. Например, в работе [3] количественное
описание риска, связанного с технологическими
процессами и безопасностью, опирается
на теоретико-вероятностный
R(θ, δ(x)) = ∫L(θ, δ(x)) f(x|θ)dx, | (11) |
где:
δ(x) — оценка параметра θ, вычисленная по наблюдениям x;
L(θ, δ(x)) — функция потерь;
f(x|6) — функция плотности распределения случайной величины x, зависящая от параметра θ.
Относительно пределов интегрирования следует отметить, что в банковской практике нижний предел соответствует порогу фиксации потерь, а верхний предел ограничен величиной квантиля 99,9 % уровня значимости.