Управление оборотным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Стоимость специальных инструментов, специальных приспособлений и сменного оборудования погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и запланированного выпуска продукции с помощью этих инструментов и приспособлений. Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов или используемых в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство соответствующих инструментов и приспособлений.

Работа содержит 1 файл

Управление оборотным капиталом предприятияdoc.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

    Возможно, при проведении подобного сопоставления  налоговый менеджер сделает вывод  о том, что метод средней себестоимости  более точен (в том числе, потому что "нивелирует" разницу цен), но метод ЛИФО дает большую себестоимость, что в итоге может вести к меньшей сумме налога на прибыль. Однако далее для подтверждения этого вывода и принятие окончательного решения полезно сравнить "конечные" показатели:

         Показатели     Себестоимость определена по методу средней себестоимости     Себестоимость определена по методу ФИФО     Себестоимость определена по методу ЛИФО
    1     Валовая выручка от реализации (1100 ед. по 1000 тыс. руб.)     1 100 000

    тыс. руб.

    1 100 000

    тыс. руб.

    1 100 000

    тыс. руб.

    2     Минус себестоимость     1100 х 913=

    1 004 300

    1100 х 904,5=

    995 000

    1100 х 915,4=

    1 007 000

    3     Налогооблагаемая  прибыль     95 700     105 000     93 000
    4     Минус налог по ставке 35%     33 495     36 750     32 550
    5     Чистая  прибыль     62 205     68 250     60 450

    Как следует из приведенной таблицы, метод ЛИФО действительно дал  наибольшую себестоимость, и, соответственно, наименьшую налогооблагаемую прибыль. Однако размер чистой прибыли (прибыли  после уплаты налога) выше при использовании  метода ФИФО. Возможно, показатель, отраженный по строке 5 указанной таблицы, заставит финансового менеджера принять в качестве элемента учетной политики метод ФИФО (с учетом, однако, влияния инфляции на подобный выбор).

    Все указанные выше примеры носят  информативный характер и не претендуют на полноту изложения. Главное понять то, что в условиях рынка предприятию необходимо избавляться от ненужных средств, сокращать объемы незавершенного строительства, а также максимально ускорять оборот по реализации продукции (работ, услуг) - речь об этом пойдет далее.

    Здесь же необходимо вкратце остановить внимание на некоторых организационных аспектах политики оптимизации структуры  оборотного капитала предприятия.

    Выше  указывалось, что в некоторых  случаях рентабельность может быть существенно повышена, если предприятие активно использует заемные средства, т.е. оптимизирует структура своего капитала путем кредитной политики. В целях выработки такой кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке (речь идет о необходимости принять решение о привлечении заемных средств, для чего просчитывается эффективность различных вариантов).

    Принимая  решение о привлечении заемных  средств, предприятию целесообразно  составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов  по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.

    Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту. Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств.

    Финансовой  службе предприятия необходимо для  этого:

    (1) рассчитать потребность в заемных  средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);

    (2) правильно выбрать кредитную  организацию (учитывая наличие  лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным  процентом или простым процентом,  сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных  бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

    (3) составить план погашения заемных  средств и расчет процентной  суммы с учетом особенностей  налогообложения прибыли.

    Управление  оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской  задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

    Финансовой  службе предприятия целесообразно  постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

    - хеджирование (компенсация активов обязательствами  при равном сроке погашения);

    - финансирование  по краткосрочным ссудам;

    - финансирование  по долгосрочным ссудам;

    - финансирование  преимущественно по долгосрочным  ссудам (консервативная политика);

    - финансирование  преимущественно по краткосрочным  ссудам (агрессивная политика).

    В настоящих условиях предприятие  может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами: (1) увеличение доли ликвидных активов; (2) удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию. Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

    в первом - путем вложения средств  в малоприбыльные активы;

    во  втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

    Кроме того, может быть применен метод  финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей. В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:

    - принятие  решения о замене неденежных  форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;

    - составление  программы по ликвидации задолженности  по выплате заработной платы  (при наличии такой задолженности);

    - рассмотрение  возможности реструктуризации задолженности  по платежам в федеральный  бюджет и внебюджетные государственные  фонды.

    В результате такого анализа целесообразно  провести полную инвентаризацию задолженности  в целях реализации возможности  взаимного погашения задолженности  либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

    При этом предприятию рекомендуется  делать анализ влияния курсовых разниц на систему показателей отчетности и уровень налогообложения в  том случае, если имеется задолженность в валюте, причем при выработке налоговой политики и учетной политики предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности различна.

    Финансовым  службам целесообразно рассмотреть  и задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по векселям как к получению, так и к уплате. Эту работу следует проводить совместно с бухгалтерией предприятия и его аналитическими службами (как правило, руководит этой работой финансовый менеджер).

    3. Управление оборотными  средствами (снабженческо-сбытовая  политика)

    Как ни сложен современный бизнес, а  все-таки его можно представить  достаточно просто: купить за дешево и  продать за дорого. Увеличение цены происходит либо за счет переработки и производства, либо за счет доставки потребителю и каких-либо дополнительных услуг. Поэтому эффективность работы предприятия зависит не только от нормы рентабельности, но и от скорости оборота: от того, насколько быстро предприятие продает то, что производит или закупает. Даже при одинаковых показателях рентабельности прибыльнее будет работать то предприятие, которому удается продать продукцию (работы, услуги) быстрее. Поэтому скорость оборота играет в экономике предприятия колоссальную роль; ее мы рассмотрим с позиции политики снабжения и сбыта.

    Снабженческо - сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически  единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции  предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально - техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.

    Снабженческо - сбытовая политика предприятия заключается  в ее интеграции в совокупность экономических отношений переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.

    Проведение  снабженческо - сбытовой политики опирается  прежде всего на определение ее целей  на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по снабжению и сбыту. Предприятие обеспечивает проведение снабженческо - сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма предпринимательской деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры.

    При осуществлении своей снабженческо - сбытовой политики предприятию целесообразно  взаимодействовать с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использовать услуги консалтинговых структур, маркетинговых фирм и научных организаций.

    Одной из задач управления деятельностью  предприятия является осуществление мероприятий по повышению культуры управления маркетингом, обучению работников предприятия методам анализа и прогноза рыночной конъюнктуры, по совершенствованию и освоению эффективного использования инфраструктуры товарных рынков, а также по привлечению для этих целей современных организационно - технических средств.

    Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и  доставки, по другим факторам) нужного  товара, предлагаемого во многих случаях  достаточно широким кругом продавцов. Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции происходит в условиях жесткой конкуренции продавцов, и для достижения успеха от предприятия требуется преодоление многих проблем, связанных со сбытом своей продукции, решение которых зависит от выбора секторов и сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, выбора регионов продаж, а также эффективности организации и технологии производства.

    Эффективная снабженческо - сбытовая политика проводится на основе маркетинга. Цель маркетинга - изучение потребностей рынка в целях максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечение условий получения наибольшей прибыли предприятия от сбыта произведенной им продукции. В соответствии с этой целью в состав функции маркетинга входят следующие основные задачи:

Информация о работе Управление оборотным капиталом предприятия