Управление кредитными рисками в БВУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении теоретико-методологических подходов и научно-практических разработок для эффективного управления кредитными рисками банков второго уровня в условиях рынка РК.
Основные задачи:
- рассмотреть особенности кредитных рисков как экономической категории;
- исследовать риск-менеджмент как механизм управления кредитными рисками;

Работа содержит 1 файл

Курсовая Управление кредитными рисками в БВУ.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Риск-менеджмент – единая система управления рисками, охватывающая весь организационный  процесс оценки рисков, принятия и  исполнения решений и контроля за их исполнением. Данная система включает в себя стратегию банка, организационную структуру, процедуры, технологии и продукты, позволяющие выработать цели рискового вложения капитала, выявить степень, величину и вероятность наступления риска, выбрать стратегию управления риском и механизмы его снижения.

Основными целями риск–менеджмента банка в части кредитования являются:

- минимизация  кредитных рисков;

- управление  соотношением риск/доходность;

- приведение  системы управления кредитными  рисками в соответствие с требованиями регулирующих органов и международных стандартов.

Отсюда основными  задачами риск–менеджмента в части  кредитования являются:

- диагностика  рисков;

- анализ рисков;

- управление  рисками;

- оценка эффективности  проводимых мероприятий;

- контроль над  выполнением поставленных задач;

- защита интересов  банка.

Эффективная система  риск–менеджмента предполагает: наличие комплексной системы управления рисками, портфельный подход к управлению рисками, измерение и прогнозирование рисков, управление соотношением риск-доходность, эффективную систему внутреннего контроля.

В основе риск-менеджмента  лежат целенаправленный поиск и  организация работы по снижению степени  риска, искусство получения и  увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации.

К тому же риск-менеджмент представляет собой систему управления рисками и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления. Под стратегией управления понимается направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.  Тактика – это конкретные методы и приёмы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Как система  управления, риск-менеджмент состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. Субъект управления в риск-менеджменте – это специальная группа людей, которая посредством различных приёмов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Управление  кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом и требует правильной организации службы управления рисками, высокой квалификации и профессиональной интуиции сотрудников банка, в обязанности которых входит управление кредитными рисками.

Организованная на должном уровне работа кредитных подразделений банка в значительной мере снизит риск кредитных операций.

В связи с  этим рассмотрим организационную структуру  управления кредитными рисками отечественных  банков. Основным принципом построения организационной системы управления кредитными рисками банков второго уровня Казахстана является принцип разграничения полномочий между организационными уровнями, т.е. отделение функций управления от функций продаж, что позволяет банку избежать конфликта интересов. Именно с учетом этого принципа сформирована организационная структура риск–менеджмента банка, которая подчиняется непосредственно руководству банка и Совету Директоров.

Совет Директоров осуществляет общее руководство  по управлению кредитными рисками, утверждает Политику управления кредитными рисками, положения и процедуры по оценке, измерению, ранжированию и мониторингу кредитных рисков и рассматривает предоставляемую структурными подразделениями информацию и отчетность по имеющимся кредитным рискам и вопросам управления ими.

Правление осуществляет руководство текущей деятельностью  Банка по управлению кредитными рисками, рассматривает и одобряет Политику управления кредитными рисками, ее Положения  и Процедуры, утверждает процедуры  и методологии внутреннего кредитного анализа, рейтинговой оценки и др. На основе предоставляемой структурными подразделениями информации и отчетности Правление осуществляет мониторинг подверженности банка и его дочерних организаций кредитному риску по балансовым и внебалансовым операциям и определяет степень его влияния на финансовое положение банка.

Комитет по управлению активами и обязательствами (АЛКО) осуществляет управление портфельными кредитными рисками, анализирует представляемую ответственными структурными подразделениями информацию по кредитным рискам и утверждает лимиты на эмитенты ценных бумаг финансовых организаций и банки-контрагенты, а также на портфельные кредитные риски.

Кредитные комитеты Головного офиса и филиалов оценивают  кредитные риски и принимают  решения по их приемлемости и вопросам управления рисками в рамках своих полномочий.

Комитет по аудиту проводит работу по совершенствованию  организации и повышению эффективности  работы системы внутреннего контроля и внутреннего аудита банка в  рамках реализации Политики внутреннего контроля и Политики управления рисками.

Департамент анализа  и управления рисками является ответственным  подразделением по управлению финансовыми  и операционными рисками, портфельными рисками в части рисков по межбанковским  операциям и операциям с ценными бумагами финансовых организаций. Проводит макроэкономический анализ и прогнозирование, оценку и измерение рисков, разработку предложений по лимитам на кредитные риски портфелей и мониторинг их соблюдения, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением о Департаменте.

Департамент кредитных  рисков является ответственным подразделением за организацию, координацию и регулирование  работы по управлению рисками в кредитном  процессе, построение эффективной системы кредитного риск-менеджмента, анализ и мониторинг кредитной деятельности банка и его дочерних организаций. Принимает адекватные меры по недопущению ухудшения качества кредитного портфеля, организует и координирует работу по возврату проблемных кредитов и мониторингу предоставленных займов, проверке кредитных операций, совершенных дочерними организациями, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением о Департаменте.

Функции по формированию кредитных досье исполняет Мидл-Офис- Управление кредитного администрирования (по кредитам Головного офиса), подчиняющееся непосредственно Заместителю Председателя Банка, курирующему кредитную деятельность и аналогичные подразделения в филиалах (по займам, предоставляемым филиалами).

Контроль над  соблюдением структурными подразделениями банка Политики управления кредитными рисками возлагается на Департамент кредитных рисков и Внутренний аудит банка. Аудит проводится на регулярной основе для периодической оценки систем контроля и подтверждения того, что персонал на всех уровнях при выполнении своих обязанностей придерживается установленных руководством правил.

Стратегия банка  по вопросам управления кредитными рисками  является составной частью утвержденного  Советом Директоров Стратегического  плана развития банка, одной из основных задач которого является поддержание оптимального качества активов и эффективное управление рисками, а также, выстраивание и укрепление системы кредитного риск-менеджмента, внедрение института кредитных риск-менеджеров в филиалах.

Действенным методом  кредитного риск-менеджмента служит метод делегирования полномочий и распределения зон ответственности. Процесс делегирования полномочий и распределения ответственности целесообразно осуществлять на трех уровнях: коллегиальные органы, подразделение риск-менеджмента, структурные подразделения.

Все правила  и процедуры, на основе которых кредитный  риск идентифицируется, измеряется и  контролируется, должны быть отражены в документации, которая должна быть доступной для уполномоченного  персонала в соответствии с системой управления. Также финансовые институты должны создавать и поддерживать систему администрирования кредитных портфелей. Это является необходимым условием обеспечения безопасности и финансовой устойчивости предприятия. Система администрирования включает в себя:

- сбор на  постоянной основе необходимой  информации о контрагентах;

- ведение кредитной  документации; юридическое сопровождение  сделки;

- осуществление  контактов с заемщиками; предоставление  информации во внутрифирменные  управленческие информационные  системы;

- контроль выполнения  условий кредитных договоров,  состояния обеспечения и т.  д.

Политика управления кредитными рисками – это положение, регламентирующее полномочия и функциональные обязанности руководящих работников банка, в том числе предусматривающие обеспечение двойного контроля правильности совершения банковских операций и контроля связанного с ними риска.

Задача политики управления кредитными рисками в  соответствии со Стратегическим планом банка – оценка уровней рисков на следующих направлениях:

- типы по  степени подверженности риску,

- география,  валюта, погашения;

- прогнозируемая  прибыльность.

Таким образом, управление, представляя собой систему  распределения трудовых функций  и их координации в целях достижения поставленной цели, служит решающим фактором обеспечения безопасности любой отрасли экономики. Но в банковской сфере, где все действия по привлечению денежных средств и их размещением носят рисковый характер, роль и значение управления резко возрастают. Анализ работы банков за годы реформ убедительно свидетельствуют, что в первую очередь гибнут те банки, в которых крайне низкий уровень менеджмента.

 

2 Анализ и оценка  кредитных рисков на примере  АО «Народный сберегательный банк Казахстана»

2.1 Обзор  макроэкономики и банковского  сектора Республики Казахстан

 

Несмотря на то, что Казахстан, как и все  страны СНГ, серьезно ощутил влияние  мирового экономического кризиса, высокие  цены на нефть и газ оказали  поддержку быстрому восстановлению темпов роста экономики Казахстана.  В 2011 году экономика страны росла быстрее практически всех крупных развивающихся рынков (на уровне 7.5%). Номинальный ВВП достиг 186 млрд. долларов США (или 11.2 тысяч долларов США на душу населения), что на 25% выше, чем в 2010 году.

Редкий сегодня  для суверенных экономик профицит текущего баланса, сдержанная фискальная политика и благоприятная конъюнктура сырьевых рынков привели в ноябре 2011 года, впервые с 2005 года, к повышению кредитного рейтинга Казахстана выше рейтинга России со стороны Standard & Poor’s до уровня BBB+. В ноябре 2011 году кредитный рейтинг Казахстана был также повышен рейтинговым агентством Fitch Ratings до уровня BBB по обязательствам в национальной валюте и до уровня BBB- по обязательствам в иностранной валюте. Внешняя позиция Казахстана усилилась за счет увеличения международных активов правительства и снижения чистого внешнего долга банков. За год активы Национального Фонда выросли на 12.7 млрд. долларов США и достигли к концу года 43.7 млрд. долларов США, создавая значимую подушку от возможных будущих экономических шоков. Кроме того, внешний долг банков снизился на 3.4 млрд. долларов США до 16.5 млрд. долларов США, а внешние активы выросли на 2.6 млрд долларов США. Казахстан получил 63 позицию в проекте  всемирного Банка “ведение Бизнеса 2010”. Благоприятный инвестиционный климат привлекает не только «западный» капитал в сырьевую отрасль, но и инвестиции соседей по  таможенному союзу. Завершение всех основных политических выборов обеспечивает сохранение экономического курса, направленного на поддержание роста экономики Казахстана. По прогнозам Standard & Poor’s, в течение следующего десятилетия добыча нефти будет увеличена вдвое, приток прямых инвестиций составит в среднем четыре процента от ВВП, а рост ВВП – в среднем шесть процентов в 2011-2014 гг.  Стабильный прогноз отражает ожидания агентства, что высокие мировые цены на сырье и правительственные госрасходы будут стимулировать рост и поддерживать стабильность государственного бюджета и внешней финансовой позиции.

Сегодня банковская система находится в намного более устойчивом состоянии, чем в кризисный период. Снизилась зависимость от международных рынков долгового капитала – внешний долг банковской системы снизился с 46 млрд долларов США в середине 2007 года до 20 млрд. долларов США в конце 2010 и до 16.5 млрд. долларов США в конце 2011 года.  Доля депозитов в фондировании увеличилась с 38% в конце 2007 года до 64% в конце 2010 и до 68% в конце 2011 года. Доля ликвидных активов значительно выросла, а их качество улучшилось. Стабилизировались показатели качества ссудного портфеля. На фоне усиления конкуренции банки продолжали повышать эффективность операционной деятельности, уделяя внимание качеству и скорости предоставления услуг, развитию информационной инфраструктуры, новых продуктов и методов обслуживания клиентов.

2011 год стал  первым годом роста банковского  кредита после начал кризиса.  Наблюдался опережающий рост  корпоративного кредитования (рост  на 18%) по сравнению с розничным  (11%). Особенно быстро росло кредитование  оборотного капитала (26%).

Информация о работе Управление кредитными рисками в БВУ